Падение цен на нефть вызвало значительное удешевление стоимости бензина во многих странах. Однако в России стоимость нефтепродутов продолжает оставаться высокой и снижается очень медленно. Специалисты считают, что ситуация кардинальным образом может измениться после Нового года. Способствовать этому будет уменьшение экспортной пошлины и ставки НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых).
Председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев отмечает, что стоимость топлива в Китае и США - основных импортерах нефти - на порядок ниже, чем в России. Но самый дешевый бензин в Венесуэле - всего $0,05 за литр, что на 94% меньше чем в России. По мнению Шишкарева, следующем году цены должны пойти вниз, сообщает "РБК daily".
С Сергеем Шишкаревым согласны в Российском топливном союзе. По словам вице-президента Евгения Аркуши, уже в январе бензин марки АИ-92 будет стоить 16 - 17 руб. за литр, поскольку за последние полгода оптовые цены упали в два раза, тогда как розничные снизились всего на 15% - 20%. "Розница всегда медленнее следует за оптом. Это связано с тем, что многие АЗС работают на старых запасах. Но динамика изменения цен на нефтепродукты такая же, как при снижении, так и при росте стоимости нефти", - отмечает он.
При этом часть вины за высокие цены лежит на крупнейших игроках российского топливного рынка. "Стоимость топлива на независимых АЗС в среднем на полтора рубля меньше, чем на АЗС крупных нефтяных компаний. Для последних экспорт сейчас убыточен, и они не спешат снижать цены", - отмечает Аркуша.
Кроме того, снижению цен будет также способствовать традиционное падение спроса на топливо в январе - феврале. "Нефтяники пытались отыграть свои потери на мировом рынке за счет сохранения прежних цен на нефтепродукты на внутреннем. И такая ситуация будет продолжаться постоянно, если на законодательном уровне не определить механизм ценообразования в этом секторе", - считает директор по маркетингу и развитию ИЦ "Кортес" Павел Строков.
Утро.ру |