Представляем вашему вниманию статью депутата Государственной Думы, посвященную российскому образованию.
Июнь – месяц, когда выпускники покидают школы. Это, пожалуй, лучшее время, когда мы, взрослые, можем задуматься о судьбе российского общего образования.
У каждой семьи есть собственный опыт в данной сфере. Где-то он хороший; где-то, увы, не очень. Но если смотреть на ситуацию в целом, необходимо признать: несмотря на системный кризис, начавшийся в обществе еще в 1980-е, российское образование, многое потеряв, все же сумело сохранить свои базовые традиции. Мало кто знает (и очень жиль, ведь о таких вещах обязательно нужно говорить): на международных олимпиадах отечественные школьники в 2013 году завоевали 21 золотую медаль. Плюс «серебро», «бронза»…
Это означает, что в России по-прежнему много талантливых детей и достойных школ. А главное, остались замечательные учителя: ибо действительно качественное образование держится именно на педагогах. Многие из них работали многие годы буквально «на энтузиазме»: но они не ушли. Общество обязано помнить об этом.
Тем не менее, проблем в современной школе, конечно, очень много. К тому же впереди новые вызовы. Ведь рождаемость в стране растет. Вместе с ней последние шесть лет увеличивалось и число школьников. Только в закончившемся учебном году их стало на 100 тысяч больше. Это серьезный рост, и система образования должна быть к нему готова.
Важно обеспечить приходящим в школу ребятам достойные условия обучения. Именно поэтому в 2011-2013 годах реализовывался специальный проект по модернизации региональных систем общего образования. Конечно, он не решил всех проблем. Но все же в десятках тысяч школ были сделаны ремонты, приобретено огромное количество оборудования и книг. В итоге сейчас обучаются в современных условиях уже более 10 миллионов российских школьников: приблизительно три четверти «списочного состава».
Получая знания, дети не должны терять здоровье. Важно, чтобы школьники активно занимались физкультурой. Сейчас к основной группе здоровья относится лишь чуть более половины ребят - 55%. Остальные тренируются в подготовительных и специальных группах. Но это как раз и говорит о том, сколь важен сейчас акцент на физическую культуру и здоровый образ жизни.
Традиционная сфера дискуссии – единый государственный экзамен (ЕГЭ). Встречи с людьми показывают, что общество постепенно привыкает к этой форме проверки знаний. Ведь у нее есть несомненные преимущества: например, большая возможность поступать в лучшие ВУЗы страны. Беспокоит же школьников и родителей не столько сам ЕГЭ, сколько возможность нарушений, при которых выпускники, не имеющие реальных знаний, получают нечестные возможности обойти тех, кто действительно занимался.
Будем откровенны: «поступления по блату» существовали и до ЕГЭ, и во времена СССР. Однако необходимо сделать все, чтобы, совершенствуя процедуру ЕГЭ, минимизировать нарушения. В прошлом году их было много: более тысячи (и это только официально). Причем были нарушения, которые охватывали целые регионы.
Именно поэтому сейчас в процедуру сдачи экзамены вносятся заметные изменения. Например, появляется видеоконтроль и независимые наблюдатели; увеличивается число экзаменационных вариантов для разделения по часовым поясам (чтобы, например, камчатские школьники не выкладывали задания в интернете).
Наконец, последнее – но отнюдь не по значению. Это, конечно, заработная плата учителей. В прошлом году в нашей Владимирской области она составила, согласно данным Росстата, в среднем по году более 21 тысячи рублей. Да, это все еще немного. Но, тем не менее, зарплата учителей стала выше среднего уровня оплаты труда в экономике региона. А ведь не так давно подобное было даже трудно представить.
Учитывая бюджетные трудности, добиться подобного повышения было крайне непросто. И здесь, конечно, огромное спасибо областной администрации, которая ведет последовательную работу в данном направлении.
Завершая, хотелось бы сказать следующее. Да, у российской школы все еще очень много проблем. Мы не вправе делать вид, что их не существует. Но все же отечественная школа жива, и она развивается. А значит, у наших детей, и страны в целом, есть будущее.
И. ИГОШИН,
депутат Государственной Думы.