Около трех тысяч выпускников за более полувека, более 40 выпусков, победы и участие в международных, всероссийских конкурсах… Речь пойдет о Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детской школе искусств г. Александрова», которая в прошлом году отметила 55-летний юбилей, а с 2015 года станет носить имя своего основателя Владимира Васильевича Зубова. О еще одном юбилее в истории школы и ее новом статусе рассказала директор школы Т.В. Фокина.
Общедоступные музыкальные курсы в Александрове были организованы при доме Владимира Васильевича Зубова на Старо-Конюшенной улице в 1911 году. Здесь преподавалось фортепиано, струнные, духовые инструменты, теория музыки, хоровое пение.
Такие курсы уже были открыты в Москве при частном учебном заведении 3 разряда, принадлежащем В.В. Зубову. Мечтой представителя дворянского рода было создать такого типа школу, где научные предметы шли бы рука об руку с изучением искусств, как имеющих особо важное и благотворительное влияние на психику учащегося юношества.
В 1918 году курсы были преобразованы в музыкальную студию Пролеткульта. Именно с нее началась история музыкальной школы города Александрова.
– Татьяна Владимировна, расскажите о том, какую роль выполняет в развитии современных детей и молодежи учреждение, которое Вы возглавляете?
- Наша школа реализует программу дополнительного образования художественного профиля в сфере культуры с изучением предметов, учебных дисциплин на повышенном уровне, осуществляет эстетическо-воспитательные, просветительские функции посредством обучения детей и молодежи в различных направлениях деятельности – музыкальном, изобразительном, хореографическом, театральном и народном творчестве, давая возможность каждому ребенку почувствовать себя частью огромного мира искусства. Основными задачами Школы искусств являются обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда детей, адаптации к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга, удовлетворение образовательных потребностей общества, выявление музыкально одаренных детей и создание наиболее благоприятных условий для совершенствования их таланта.
- 2014 год был богат событиями, весьма приятными для ДШИ. Это, безусловно, является показателем того, что педагогический коллектив заинтересован в успехе своей работы с учениками. Какие требования предъявляются к преподавателям, и какая атмосфера царит в творческом коллективе?
– Да, 2013-2014 учебный год был для школы насыщенным. Желание педагогов показать результативную работу учеников, сохраняя у детей увлеченность, интерес к творчеству, любовь к музыке, стремление чувствовать и понимать ее осуществилось в конкретных делах. Конечно, важно было сохранить коллективный творческий дух, вдохновение, при этом требуя от каждого качества преподавания, профессионализма. В центре внимания постоянно находились вопросы, связанные с улучшением учебно-воспитательного процесса, методической работы, укреплением материально-технической базы школы. А наш главный показатель – высокий исполнительский уровень учащихся на конкурсах и фестивалях, поступления их в ССУЗы и ВУЗы, просветительская работа и активная концертная деятельность.
– Известно, что учащиеся ДШИ активно участвуют в различных мероприятиях, причем очень успешно.
– В течение учебного года учителя и учащиеся школы проверяли свои силы во многих конкурсах и фестивалях. Около 50 участников удостоены звания лауреатов и дипломантов. Проделана большая работа преподавателями по подготовке и к конкурсам, и к концертам. Наши ученики, участвуя в международных, всероссийских, региональных конкурсах и фестивалях, стали лауреатами и награждены дипломами І, ІІ, ІІІ степени, а также грамотами за участие и Гран-при. Но, независимо от наград, подобная активная работа дает толчок в развитии детей как в техническом, музыкальном, так и исполнительском уровне. Хочется, чтобы и дальше мы продолжали совершенствоваться.
- Какое участие принимает школа в культурной жизни города?
- Большинство городских мероприятий проходит с самым активным участием наших танцоров, солистов, музыкантов, художников, а также преподавателей школы. Стало прекрасной традицией завершать учебный год творческим отчетом, который является важным событием в культурной жизни города. Каждый ученик показывает, чему он научился в отчетном учебном году. На отчетном концерте присутствуют родители, друзья учеников, любители классической музыки.
- В мае этого года исполняется 165 лет со дня рождения Владимира Васильевича Зубова (1850-1936). Как школа отметит этот юбилей?
- В этом году пройдет 15-ый открытый конкурс юных музыкантов им. Зубовых, который состоится 18 февраля. Надеемся на приезд представительницы рода Зубовых александровской родственницы основателя школы Марии Васильевны Зубовой. Планируется подготовить стенд с материалами о Владимире Васильевиче, его деятельности. С ней мы и будем знакомить учащихся, а также ежегодно День знаний будем посвящать его личности.
- Какое значение будет иметь присвоение образовательному учреждению имени ее основателя для горожан?
- Считаю, что присвоение школе имени ее основателя из славного дворянского рода Зубовых, - это не только заслуженная дань уважения талантливым людям, игравшим большую роль в экономической, общественной и культурной жизни уездного города Александрова и губернии, носит воспитательный характер, который мотивирует детей к занятию творчеством, это возвращение к духовным ценностям. Хотелось бы поблагодарить администрацию и сотрудников музея-заповедника «Александровская Слобода» за предоставленные материалы о роде Зубовых.
- Спасибо большое Вам, Татьяна Владимировна, за беседу. Поздравляем Вас и школу с этим событием. А еще поздравляем Вас с наступающими именинами. Желаем успехов в работе, высоких результатов, благодарных учеников. А всему коллективу школы хочется пожелать и в дальнейшем успехов, наград, радости и вдохновения в работе.
ПОДГОТОВИЛА Н.НИКИТИНА.
Фото предоставлено Александровской детской школой искусств.