Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Обзор местных СМИ
 
Источник: Александровский Голос Труда
ГИМАЛАИ ЛЮБВИ
06.07.2015 / Просмотров: 2112 / Комментариев: нет

 А спросит Бог: «Чьи это там печали?»
«Мои», - отвечу Богу.
Мария Конопницкая.

«Я ПРИШЕЛ ИЗ ДРУГОЙ СТРАНЫ…»

Да, я знаю, я вам не пара,
Я пришел из другой страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны…


С этого стихотворения Николая Гумилева начал свою встречу с александровскими зрителями наш старый знакомец, известный бард Максим Кривошеев. Однако пришел он по адресу, попал, как говорится, к своим. Мы тоже из той, «другой страны». И ловим каждое слово, каждый вздох наших неслучайных гостей, которых вот уже много лет приводит на наш праздник духа гений Марины Цветаевой.

Максим Кривошеев – близкий нам человек. Он активно участвовал в первых Цветаевских праздниках поэзии, и мы всем сердцем полюбили его еще тогда. Последний раз он приезжал к нам 14 лет назад. За это время многое изменилось. В частности, лет десять, как у нас открылась новая экспозиция («101-го километра»), которая привлекает к нам гостей со всего мира. Она располагается в Зале под сводами, где и проходило большинство встреч нынешнего фестиваля. Здесь они и встретились - Максим Кривошеев и герои его «Острожных песен», написанных поэтами, прошедшими сталинские лагеря.

- Вся русская поэзия двадцатого века – сплошь трагическая, - сказал он. – И потому наш вечер сегодня будет наполнен трагедией.

«Пригвождена к позорному столбу…» - зазвучали цветаевские строки. И с первых звуков у меня перехватило дыхание. А потом была песня на стихи А. Зиминой, которая была осуждена в тридцать шестом и отбывала срок в Воркуте. (Кстати, перед концертом Максим Кривошеев увидел ее фотографии в экспозиции нашего музея, поскольку после лагерей она жила на 101-ом километре в Карабанове!) А дальше звучали песни на стихи О. Мандельштама, Ю. Домбровского, В. Шаламова и других.

Максим Кривошеев – большое, можно сказать, знаковое явление нашего фестиваля. Авторская песня – это вообще жанр особый, необходимый для роста человеческой души, поскольку поэтическое слово, многократно усиленное музыкой, имеет свойство глубоко проникать в сердце очистительным огнем. А исполнителя можно смело назвать своего рода «передатчиком» другим душам всего самого ценного, накопленного поколениями. В наше время, когда слово все больше теряет свое прямое назначение как инструмента для познания истины, а на его место приходят пустышки - «развлекаловки» (вернее было бы сказать – «отвлекаловки» от всего того, что формирует душу), это особенно важно. Вот потому такие встречи стали сегодня на вес золота, они нужны нам, как воздух, как глоток чистой воды. И напрасно Максим Кривошеев боялся «сплошь трагического», напрасно пытался выбрать из своего репертуара «что-нибудь посветлее». Свет был, он рождался в наших душах, причем самый высший свет – свет сострадания. Такое исполнение требует не аплодисментов, а глубокого молчания. Но аплодисменты были. В знак благодарности за напряжение души в совместном творчестве. Думаю, эта встреча была нужна в равной степени и нам, и автору.

Лично для меня этот концерт стал еще и открытием нового имени – польского поэта начала двадцатого века Марии Конопницкой. Ее стихотворение вселенской болью навеки вошло в мое сердце. И не случайно заключительные строки из него я вынесла в эпиграф.

Я полечу, как раненая птица
По-над землею, истомленной болью,
Чтоб к тысячам несчастных обратиться,
Дыша любовью!
Как ласточка, затрепещу крылами
Над селами, над крышами косыми,
Над рощами, над нашими полями,
Над речкой синей.
Услышу стон, увижу злые раны,
Которые угрюмый сумрак прячет,
И вопрошу я месяц и туманы:
«А кто там плачет?»
Пускай бы мне они не отвечали,
Я облакам пошлю мою тревогу.
А спросит Бог: «Чьи это там печали?»
«Мои», - отвечу Богу.


Закончился концерт исполнением хорошо знакомой, любимой нами песни «Круговая порука добра» на стихотворение неизвестной монахини, о котором нам поведала Марина Цветаева. Эта песня на музыку Петра Старчика в исполнении Максима Кривошеева была объявлена гимном Цветаевского фестиваля (впрочем, для нас она всегда и была им), с которого отныне будет начинаться любая фестивальная встреча.

«СЛОВО – БЫЛО!»

Слово продолжало работать и на следующий день. К нам приехали артисты из Москвы, мать и дочь, Марина и Анна Перелешины. Приехали с программой «Цветаева вслух», заявив, что это совместный проект Активного театра и Московского Дома-музея Марины Цветаевой. В программе было сказано, что режиссировала работу заслуженная артистка РФ, доцент кафедры режиссуры РАТИ Ольга Гусилетова, а читать цветаевскую «Повесть о Сонечке» будет актриса Анна Перелешина.

Я уже не могу посчитать, сколько «Сонечек» мы видели за несколько десятилетий фестиваля. «На Сонечку – ходили», - писала М. Цветаева в своем произведении. Вот и мы «на Сонечку – всегда ходим», потому что это всегда встреча с самой Мариной Цветаевой, для которой главной в жизни была Любовь, неотделимая от Страдания. «А у меня за горою – еще гора, - говорит Сонечка, - и еще гора, и еще гора… - целые Гималаи любви».

Сонечка – это всегда взрыв человеческих чувств и страданий, чем и трогает душу. Но чем же отличалась от других эта, новая Сонечка? Тем, что она несла не только чувство, она несла Слово. И потому, наверное, особенно значимо прозвучали такие слова: «Дело еще ничего не доказывает, а слово – все… Я делам не поверю, потому что слово – было. Я только этим словом (любовь. – Авт.) и кормилась».

Это, собственно, и есть отличительная черта Активного театра – донести до зрителя полноту слова Поэта. Театр ушел с подмостков сцены и пошел в народ. Театр этот совсем молодой, родился всего несколько месяцев назад, находится в поисках новых форм и художественных средств. Артисты Активного театра, директором которого является актриса, педагог, радиоведущая Марина Перелешина, выступают на разных площадках, часто в интерьерах музеев, передающих атмосферу той эпохи, о которой идет речь в спектакле. Более того, артисты вовлекают в действие зрителей, давая им возможность почувствовать «вкус» и весомость слова. Это театр с обратной связью, в котором можно дискутировать, говорить на «вечные» темы. Ведь, как сказал поэт, «Душа обязана трудиться».

Любопытно, что неожиданно для всех на Вечере поэзии появилась и еще одна Сонечка. Ее представила некая экспериментальная, я бы сказала, группа совсем молодых людей во главе с таким же молодым режиссером Д. Голубевым. Этот мини-театр был обозначен как студия Романа Виктюка. Актеры работают в новом жанре «театр-поэзия». Осуществляется попытка соединить слово с пластикой, чтобы передать внутренний ритм художественного произведения. Описать это словами трудно. Скажу только, что если Сонечку из Активного театра можно условно назвать Сонечка-Слово, то эту Сонечку, которую играла М. Дудник, – Сонечка-Чувство, причем на грани безумия. Одно ясно: театр сегодня ищет новые пути.

ТРИ КРАСНЫЕ РОЗЫ

К счастью, настоящему таланту не нужно никаких «вспомогательных средств», чтобы себя проявить и покорить души многих и многих людей. И фестиваль подарил нам такую встречу с уникальным музыкальным ансамблем, которая лично меня потрясла до глубины души. И это несмотря на то, что музыканты уже бывали у нас года два-три назад на нашем же празднике поэзии. Это был Вечер музыки о любви. Песни на итальянском, французском и русском языке исполняла Моника Санторо. Итальянская, нет, русская актриса. Ее так и называют: русская итальянка. Судьба ее – уникальна. Еще несколько лет назад она жила себе в Италии и думать не думала, что станет русской актрисой. Училась в университете на филфаке и зачем-то поехала на полгода в Санкт-Петербург, чтобы собрать материал для дипломной работы. Провела это время среди студентов Академии театрального искусства, вернулась на родину, занялась переводами… и поняла, что жить не может без России и актерской профессии. Снова приехала в Петербург, окончила ту самую Академию театрального искусства, собралась уже возвращаться, а тут узнала, что в Москве знаменитый режиссер Петр Фоменко набирает группу стажеров. Это было всего года четыре назад. А сегодня Моника Санторо – одна из ведущих актрис Мастерской Петра Фоменко.

Вот тогда, когда она только что стала москвичкой, она и приехала впервые в Александров на фестиваль. И что же она с нашими душами сделала и тогда и сейчас?! От первого же звука ее голоса замирает сердце и душа начинает трепетать. И музыкальный коллектив классный – ей под стать: Юля Саитова (фортепиано), наша уже Лада Морозова (скрипка, мандолина), Кирилл Гущин (гитара), Игорь Иванушкин (бас-гитара). Это просто восторг!

Одна из песен написана на стихи известной итальянской поэтессы Альды Мерини, ушедшей из жизни несколько лет назад. И есть там такие слова:

До того, как прийти,
Принеси мне три красные розы...
А заканчивается стихотворение так:
Перед тем, как прийти,
Не забудь попрощаться,
Мне так мало осталось прожить.


Исполнив эту песню, Моника сказала, что дарит эти розы нам – нашему фестивалю. Навсегда.
Мы ее не отпускали, ладони отбили, кричали «Браво!». И в ответ на нашу мольбу зазвучали строки Марины Цветаевой: «Мне нравится, что вы больны не мною…». Слезы хлынули и из глаз Моники, и из наших глаз. Плакали вместе. От счастья!

«А КОГДА МЫ ВЕРНЕМСЯ С ВОЙНЫ…»

По многолетней традиции фестивальная суббота началась в Зале камерной музыки Цветаевским семинаром. Говорили о прошедших недавно в Судаке Герцыковских чтениях, о новых книгах и публикациях, о новых исследованиях в цветаеведении. Правнучатый племянник поэта К. Бальмонта М. Бальмонт из Шуи рассказал о связи священнической семьи Цветаевых с семьей Бальмонтов на Ивановской земле, где в селе Дроздово рядом находились их усадьбы. Михаил Юрьевич с единомышленниками делает все возможное, чтобы сохранить память о двух знаменитых родах.

Речь шла и о Гумилевском движении, о Международном Гумилевском фестивале, инициаторы которого ведут активную работу по созданию народного музея Николая Гумилева, как это когда-то происходило в Александрове при создании музея Марины Цветаевой. Об этом рассказала председатель Гумилевского общества поэт Ольга Медведко.

Встреча продолжилась в Зале под сводами Вечером современной поэзии, превратившемся в многочасовой марафон. На протяжении многих лет его организует и ведет давно уже ставший для нас своим обаятельный Андрей Коровин – поэт, критик, литературный деятель из Москвы. Он является также организатором Международного литературного Волошинского конкурса, который проходит в Коктебеле в сентябре, а также Международного Гумилевского фестиваля, о котором шла речь выше.

В этот раз Андрей привез на фестиваль много поэтов, которые еще не бывали в Александрове. Были среди них и личности поистине космического масштаба, биографии которых можно найти в энциклопедии.
Так, нас посетил российский ученый с мировым именем, физик-теоретик Владимир Евгеньевич Захаров. Академик РАН, член-корреспондент АН СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, в частности, за исследования в области физики плазмы, профессор университета Аризоны США и т.д., и т.п. Но это не все. Он поэт. Причем такого уровня, что Е. Евтушенко включил его стихи в сборник «Строфы века. Антология русской поэзии». В Захаров – лауреат литературной премии «Петрополь» и медали имени В. Розова за вклад в российскую культуру. Вот такой крупный человек. Не случайно его именем даже назван астероид!

Еще одна крупная личность, которая не требует комментариев, - народный артист РФ Лев Прыгунов. Он же художник. Он же поэт. До начала вечера рассказывал многочисленные смешные байки из театральной жизни, а во время выступления поведал интересные истории о дружбе с Иосифом Бродским.

Один за другим выходили к микрофону поэты. И читали, читали, читали стихи: Ефим Бершин, Геннадий Калашников, Мария Ватутина, Галина Кипренко, Яна-Мария Курмангалина, Григорий Петухов, Максим Гликин, Наталья Полякова, Евгений Викторов… Интереснейшие люди, которым есть что сказать!

Особенность нынешнего Вечера поэзии заключалась в том, что он проходит в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Поэтому каждый участник встречи кроме своих стихов читал стихотворение поэта-фронтовика. Это была наша дань памяти военному поколению, поколению наших отцов. Поэт-фронтовик Семен Гудзенко писал в стихотворении «Мое поколение»:

У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя -
только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны,
все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,
что отцами-солдатами будут гордиться сыны.


Мы помним. И гордимся – и своей страной, и своими героями. Браво нашему фестивалю, на котором можно плакать и от вселенской печали, и от вселенской радости!

«НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО МОЙ ДОМ ЛЕТАЕТ…»

XXXIV Цветаевский фестиваль поэзии завершился концертом широко известной поэтессы и барда Вероники Долиной. К тому же для нас она еще и одна из тех, кто стоит у истоков Цветаевских праздников поэзии, поскольку участвовала в них в самые трудные времена, когда властями они запрещались. Последний раз Вероника Долина приезжала к нам десять лет назад. Сегодня, когда она живет во Франции, поездка в Александров, как она сама выразилась, стала для нее неким приключением, вызвавшим много воспоминаний.

Кстати, она рассказала нам о том, как в одной из французских деревень увидела поразившее ее воображение объявление, в котором желающие приглашались на «домашний» вечер поэзии «нашей», как в нем говорилось, Марины Цветаевой.

Удивительно, но Вероника Долина пишет и исполняет свои песни уже на протяжении почти полувека! Вообще-то, чему удивляться, если учесть, что свой творческий путь она начала в 15 лет и вскоре ее имя стало широко известно. Сегодня Долина активно выступает в России, Европе, Израиле, США. У нее выпущено более 20 сборников стихов, 9 виниловых дисков и 24 компакт-диска. Ее популярность в 70 – 80-е годы была столь велика, что ее второй виниловый диск был выпущен почти миллионным тиражом. В 2005 году она стала лауреатом литературной премии «Венец». Даже у ее гитары, изготовленной мастером Евгением Ермаковым в единственном экземпляре, есть красивое, звучное имя: Люитера.

Есть в стихах Вероники Долиной некая незамутненная «детскость», которая трогает душу. Этим она и поделилась с нами:
Никто не знает, что мой дом летает.
В нем орущие дети и плачущий пес.
Никто не знает, что мой дом летает…
О, только бы ветер далеко не унес!

………………………………………..
Даже если отважусь я на прыжок,
Кто постелет внизу лужок?

ЭХО

Прощаясь с участниками фестиваля, директор Цветаевского музея Л.К. Готгельф напомнил, что в Зале камерной музыки продолжают работу две новые выставки, открывшиеся в фестивальную неделю. Это выставка работ художника и графика из Словакии Яна Келемена, которая называется «Экспрессия», а также выставка картин из фондов музея, посвященная Крыму, с которым, как известно, связана судьба многих поэтов Серебряного века.

В фестивале принял участие и поэт из Словакии Петер Милчак. Он выступал «в дуэте» с Львом Кивовичем, который с ходу назвал себя «эхом». Петер читал свои стихи на словацком языке, а «Лев-эхо» их же – на русском. И отличное, надо сказать, получилось выступление. Прежде всего, потому, что Лев Кивович не умеет ничего делать плохо, отдаваясь делу страстно, всем сердцем.

Откровенно говоря, повезло нам с «эхом», потому что откликается оно на все самое новое, честное, талантливое и высокое и приобщает к этому нас.

К слову, во время фестивальных дней я разговаривала с одной милой дамой, пригласив ее на праздник. «Что вы, - воскликнула она, - туда же пробиться невозможно, там только свои!» «Да вы что? - удивилась я. – Если кому-то не хватит места, директор лично об этом позаботится!» И это чистая правда, много раз была тому свидетелем. Посторонний человек никогда не догадается, что это сам директор принес ему стул.

Под стать директору и коллектив, который стоически несет на своих плечах организационные тяготы фестиваля. Не поленюсь назвать всех поименно: ученый секретарь Э.Б. Калашникова (ко всему еще и автор фотографий к этой и другим публикациям), заместители директора по экскурсионной и методической работе Э.М. Длинных и Н.В. Воронина, экскурсовод Т.С. Есина, главный хранитель музея В.А. Лехан, научный сотрудник Т.С. Новокрещенова. Низкий всем поклон и наилучшие пожелания!

Очередной фестиваль завершился. Наступили будни. Первоочередная задача коллектива на сегодняшний день – восстановление Цветаевского домика. Удачи!











О. СЕМЕНОВА.
На снимках: исполнитель авторской песни Максим Кривошеев поет гимн Цветаевского фестиваля; в роли Сонечки – актриса тетра и кино Анна Перелешина; музыкальный ансамбль, солистка - актриса Мастерской Петра Фоменко Моника Санторо; поэт Андрей Коровин открывает Вечер современной поэзии; народный артист РФ Лев Прыгунов читает свои стихи; свои стихи исполняет российский ученый, физик-теоретик, академик РАН, поэт Владимир Захаров; поэтесса и бард Вероника Долина со своей вечной подругой Люитерой; словацкий поэт Петер Милчак на вечере поэзии со своим «эхом» - Львом Готгельфом.
Фото Э. Калашниковой.


Земельные работы: фундаменты, планировка, газоны, ландшафный дизайн, дренажи, колодцы;
Строительство, отделка, кровля;
Коммуникации под ключ (любые виды);
Электрика, сантехника (любая техника)
Телефон: 89190007655
 
Вы не авторизованы на портале. Поэтому не можете оставлять комментарии.
Необходимо войти, указав свои логин и пароль, либо зарегистрироваться.



Самые читаемые новости за месяц





Разработка сайтов. Реклама в интернет.




Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2024 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
--------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 0.7505 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------