Управление образования Александровского района начало подготовку к августовскому педсовету, который традиционно дает старт новому учебному году. У нас в районе такой педсовет - это не только определение ориентиров на целый год, но и смотр достижений, ярмарка педагогического мастерства. Уже сегодня отбираются те "изюминки", что будут показаны как передовой педагогический опыт. Недавно вместе с управленцами мне довелось побывать в школах, дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования района. Многое из увиденного там понравилось, уверена, что и читателям газеты будет небезынтересно узнать, чему и как "учат в школах".
РЫБКИ НА ПОЛУ
Центр развития ребенка N34 г. Струнино делает ставку на современное интерактивное оборудование. Для занятий с детьми здесь широко используют "умные" доски. Когда мы приехали, детишки изучали букву "Ф". Эту букву собирали из частей, искали ее в названиях животных, которые появлялись на экране, составляли с ней новые слова. Все задания через ноутбук вводил педагог, а дети без устали выбегали к большому экрану, чтобы получить звуковое поощрение, когда справлялись с очередной задачей. В соседней группе рисовали песком на особом столе, тщательно выводя пальчиками на стекле бабочек, цветы и травинки, потому что создавали рисунок на тему "Лето".
- Методика работы с песком на интерактивном столе хороша тем, что здесь не просто идет развитие моторики рук и отрабатывается техника рисования, здесь у детей есть возможность легко исправить неточности, чтобы получить на выходе отличный результат, - говорит Л. В. Прядченко, заместитель заведующей по воспитательной работе. - Если у ребенка не получается рисунок карандашами или красками, он начинает волноваться, с песком этого не происходит. Песок ежеминутен, эфемерен, приятен на ощупь. Дети очень любят создавать песчаные картины.
А еще в этом детском саду есть интерактивный пол. Воспитатель включает проектор, и на полу то плавают среди качающихся водорослей рыбки, то прыгают в траве кузнечики. Такой пол - место спокойных игр и отдыха. Все эти технические новинки прописались в саду благодаря позиции заведующей Сиротинской В. Н.
- Можно на деньги, выделенные на приобретение оборудования, десять дорогих кукол купить, а мне больше по душе технические новинки, развивающие детей, - рассуждает Валентина Николаевна, - И пусть коллектив у нас возрастной, но все воспитатели освоили технику, и работают с интересом. Современное оборудование - это инвестиции в будущее.
ДОСТУПНАЯ СРЕДА
В школе N11 города Струнино универсальная безбарьерная среда начинается со входа. Помимо ступенек к входной двери ведет пандус, на двери кнопка вызова, сигнал с которой принимает дежурный охранник. Загорается лампочка, звенит звонок, и дежурный понимает, что к школе подъехал ребенок-инвалид, и ему нужна помощь. В коридорах школы особая разметка для слабовидящих детей, по обеим сторонам коридора, как маячки, ярко-желтые рифленые квадраты. Их видит глаз, по ним удобно идти. Поручни тоже есть, протянуты по всему коридору на высоте семидесяти сантиметров. Туалеты, медицинская комната, классы - все работает на детей с ограниченными возможностями, а таких в школе немало. Более 80 детей имеют проблемы со зрением, у 17-ти заболевания опорно-двигательного аппарата, 7 детей-инвалидов обучаются в школе, в том числе и дистанционно.
- Мы много говорим о непрерывном и инклюзивном образовании, его можно получить только в тех учреждениях, где создана безбарьерная среда. Наша среда выравнивает возможности здоровых и больных детей, - поясняет директор школы И. А. Печникова.
Программа "Доступная среда" начала реализовываться в этой школе с 2014 года, тогда были получены неплохие деньги из бюджетов всех уровней. Почти на 2 миллиона в школе сделали капитальный ремонт и более чем на 250 тысяч рублей закупили оборудование.
В одном из классов стоит особый ученический стол для слабовидящих. Он компьютеризирован, на мониторе появляются огромные значки, на особо яркой клавиатуре различимые на ощупь буквы. Стол востребован, так как плохое зрение детей сегодня не редкость, первых парт на всех не хватает. А вообще возможности такой парты, гораздо шире. Сидение подобрано так, что можно обучать ребенка и ДЦП, а удобные наушники в комплекте для учителя и ученика дают возможность индивидуально заниматься со слабослышащим.
КАРАБАНОВСКИЙ "УМКА"
В Карабановской школе N8 есть кружок маленьких мультипликаторов - анимационная студия "Умка". Ученики второго класса под руководством Истоминой Н.А. делают настоящие мультики, лепя героев из пластилина. За год работы создано 25 мультфильмов! Самый первый, посвященный Дню Победы, занял первое место на областном конкурсе.
- Я как-то прочитала о мульттерапии, и заинтересовалась этой волонтерской программой реабилитации детей, - объясняет Наталья Анатольевна, - решила попробовать в своей школе создать студию, для этого прошла курсовую подготовку. Из моего второго класса студию посещают 15 детей. Мультфильмы хороши тем, что каждый может попробовать себя и в рисунке, и в лепке, и в написании сценария, и в озвучивании. Сейчас мы работаем над экологической сказкой.
Сказка "Случай в лесу" почти готова. Пластилиновые жуки шевелят лапками, пластилиновые бабочки летают, принцесса отправляется в путешествие по нарисованному лесу, ее встречают говорящие звери. Как и положено, в этой сказке добро побеждает зло, а дети учатся любить природу. И еще они постигают основы толерантности, поскольку класс интернациональный, есть ребятишки, что в ходе работы над мультиками учатся общаться со сверстниками на русском языке.
Все хорошо в "Умке", кроме одного, слишком примитивное в студии оборудование. Нет даже маленькой видеокамеры для записи звука, поэтому записывают его на фотоаппарат "прошлого века", да и то всю технику принесли из дома педагоги. Помочь бы "Умке"! Может, у кого лежит дома маленькая уже невостребованная видеокамера? Подарите детям, они будут рады.