С коллегами своими методическими разработками и приобретенным опытом поделились педагоги гимназии N2 на проходившей в стенах образовательного учреждения встрече. Речь шла о профилактике наркомании среди подростков и работе существующих в школах наркопостов. Речь шла и о создании кабинетов по профилактике наркомании, который вот уже несколько лет существует в гимназии N2.
Встречу организовало Управление образования. Здесь собрались заместители директоров по воспитательной работе, педагоги-психологи, социальные педагоги. Также для участия в дискуссии были приглашены старший помощник Александровского городского прокурора С.В. Темнова, инспектор ОПДН ОМВД России по Александровскому району, младший лейтенант полиции Е.С. Долбанова, психолог Александровского наркологического диспансера Н.Х. Петросян.
- Мы начинаем более тесно работать с ребенком, когда у несовершеннолетнего появляются любые формы девиантного поведения, - рассказала заместитель директора по воспитательной работе гимназии N2 Т.А. Соловьева. - Такой ребенок находится под строгим контролем. Безусловно, диагностику проходят все дети, чтобы определить, кто находится в зоне риска. На базе школы работает инновационная площадка по созданию креативной (социальной) среды, в которую вовлечен каждый учащийся. Например, существование в школе волонтерского движения «Маяк», которое не только помогает проводить работу среди сверстников, но и вовлекает в эту деятельность подростков, находящихся в зоне риска.
Проводится работа с родителями. Сложнее, отмечают педагоги, когда родители отрицают наличие проблемы, и не хотят что-то делать, не идут на контакт. С этим приходится сталкиваться постоянно.
Но, по словам педагогов, ситуацию улучшить помогает работа психолога, который закреплен за образовательным учреждением. Он ежедневно дает консультации, проводит тренинги, беседы с детьми и родителями.
О школе социальной адаптации, формировании положительных качеств подростков, о работе с учащимися группы риска рассказала педагог-психолог гимназии N2 О.В.Богомолова:
- Для разрешения конфликтных ситуаций детей учим общаться, развиваем коммуникативные навыки. На основе полученных данных разрабатывается индивидуальный план работы с каждым из учащихся. И могу сказать, что прослеживается положительная динамика. По сравнению с прошлым годом снизилось число учащихся группы риска.
Но проблема в том, что не каждое образовательное учреждение может похвастаться наличием такого психолога и дополнительных работников, которые могли бы вести эту работу.
- Вся нагрузка ложится на тех, кто и так загружен, - сетуют педагоги.
А чиновники все повышают и повышают требования.
Н.Х. Петросян познакомила с ситуацией в районе:
- На учете в Александровском наркологическом диспансере сейчас состоит 65 несовершеннолетних. 52 - по алкоголизму, 5 - по употреблению наркотических средств и 8 – по употреблению психоактивных веществ. Хотелось бы обратиться к взрослым: быть внимательнее. Не скрывать проблему. Ведь гармонично развитый ребенок – это ребенок с нормальной самооценкой, чувством юмора, увлеченный, хорошо адаптированный, умеющий сказать «нет» в нужной ситуации, умеющий отстаивать свое мнение.
Подобные встречи проводятся ежегодно. Но если не будут ужесточаться законы к нарушителям, разрабатываться новые законы, то такие встречи останутся на уровне разговоров.
Закон о запрете курения в общественных местах вступил в силу несколько лет назад, а на остановках и в электропоездах как курили, так и курят. В магазинах свободно продают электронные сигареты, не менее вредные обычных. А закон на это закрывает глаза. Водители общественного транспорта не стесняются своей вредной привычки, даже перевозя пассажиров с детьми.
И приходится бороться с этой проблемой не законодателям, а обычным школьным педагогам. И пока не будет рычагов воздействия, сдвинуться с места не получится.