Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Обзор местных СМИ
 
Источник: Александровский Голос Труда
К 500-ЛЕТИЮ ПЕРВОГО ПИСЬМЕННОГО УПОМИНАНИЯ О СЕЛЕ ИРКОВО
20.11.2017 / Просмотров: 1838 / Комментариев: нет

 Одно из первых упоминаний об Иркове, как о дворцовом: селе, находим в «Актах исторических» (т.2), датированных 1608 годом, когда ирковские крестьяне написали челобитную царю Лжедмитрию. Из этого послания видно, что уже в то время в селе Иркове была церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы. Однако село существовало задолго до этой даты.

В книге В.Г. Добронравова «Историко-статическое описание церквей и приходов Владимирской Епархии» говорится: «В старинных актах упоминается Ирковская волость с приселком Новоселки» (нынешнее Новоселка-Кудрино). Сохранилась купчая от 1517/18 г. Алексея Андреевича Чулкова у его брата И.А. Чулкова на село Новоселку с деревнями и пустошью в Кодяеве стане Переяславского уезда (Акт русского государства 1505-1526 гг., Москва, 1975 г. изд. «Наука»).

Установилось общепринятое правило - признавать дату основания какого-либо населенного пункта со времени его первого письменного упоминания, а логические доводы о его более раннем существовании всерьез не принимаются. Рискнем нарушить эту догму.

Сопоставим факты и вдумаемся. В 1517 году существовало уже село Новоселка. В.Г. Добронравов говорит о каких-то старинных актах, где упоминается Ирковская волость с приселком Новоселка.

Ю.В. Готье в вышеупомянутом труде утверждает, что в удельные века волость, как единица территориального деления, наиболее древняя, чем стан.

Само название Новоселки (впервые упоминаемой в 1517 г.) говорит о том, что это новое село в противовес старому, то есть волостному селу Ирково.

В совокупности анализируя эти данные, приходим к выводу: факт существования ИРКОВА на рубеже ХУ-ХУ1 веков не подлежит сомнению.

Более того, поселение Ирково существовало задолго до 1517 года. Ведь необходим был какой-то период времени, чтобы отпочковавшийся приселок Новоселки стал селом в 1517 году, да еще имеющим несколько деревень, как видно из купчей.

Необходимо также было время, чтобы Ирково превратилось в относительно большое по тому времени село, откуда стал выделяться приселок. Для этого требовалось как минимум несколько поколений, то есть с большой вероятностью можно сказать - поселению Ирково намного более 500 лет, как, впрочем, и большинству прилегающих селений.

Нет точных данных, подтверждающих возраст села. Да откуда им быть, если «Московское разорение» 1606-1612 годов и пожар 1626 года уничтожили писцовые книги ХVI века. Дворцовые писцовые книги 1620-1630 годов хранились в архиве приказа Большого Дворца и погибли в пожаре 1737 года. Счастливо сохранилась в архиве ЦТ АДА писцовая книга Т. Маракушева (недавно разысканная) на описание дворцового села Ирково в 1675-1676 гг.

Мною в архиве ЦТ АДА и РГБ просмотрены десятки письменных источников периода ХV-ХVI веков. Изредка встречались лишь названия близлежащих селений...

Академическая наука утверждает, что на Русской равнине в V-VП веках до н.э. жили угро-финские племена. В нашей местности еще племя «меря», возможно, и племя с названием «ирки». Об этом племени писал историк Геродот за 445 лет до Рождества Христова. Цитирую: «... далее, среди густых лесов... Ирки». Об этом племени кратко упомянул историк древности Плиний (23-79 годы новой эры). Эти данные привел историк Карамзин.

Большинство ученых считает, что миграция больших масс населения с юга и Ближнего Востока имела место. Самый поздний срок миграции в наши края - Х-ХII века новой эры. Почему же нельзя предположить, что племя «ирков» так же, как угро-финны и славяне, мигрировало на нашу Русскую равнину и дошло до нашей области. Какая-то часть племени поселилась среди густых лесов, оврагов и ручейков и дала название поселению «Ирково»?

Заниматься краеведением я начал 30 лет назад. Тогда же написал и стихотворение о своем роде, фрагмент которого прочитаю:

Я часто думаю - точно ль я славянин,
И где начало мой род берет?
Возможно, «ирки» были, а может быть, мерянин
Иль угро-финского племени народ?
Мысль беспокойная покоя не дает.
Известны предки лишь в десятом поколеньи,
Но кровь кочевника во мне живет,
И гонит прочь ненужные сомненья.


До сих пор испытываю ностальгию по красивым лугам вокруг родного села, широким полям, которые веками пахали наши предки. Особенно тоска по сельским тропинкам, которые проходили под окнами домов (палисадников не было), сзади огородов среди луговых трав, а также извивались вдоль оврагов в деревни Податнево и Федяево. Часто залезал на крышу церкви, любовался окрестностью села, завороженно смотрел вдаль. Вероятно, в моей родовой памяти заложены гены степняка.

О периоде более 500 лет письменных источников мало, но все-таки есть. Кроме уже упомянутых мною, разыскана межевая и Писцовая книга о дворцовом селе Ирково, или Ирковской волости (что одно и то же) за 1675-76 годы. Написана при Царе Алексее Михайловиче Тишайшем. Шрифт, малоразборчивый, но эту книгу, с Божией помощью, прочитал.

В книге написано, цитирую: «... в Церкве Божие милосердные образы строение блаженные памяти Великого государя, царя и Великого князя Ивана Васильевича всея Руси...» Сразу подтвердились письменные предания от поколения к поколению о пребывании Царя Иоанна Грозного в селе Иркове, о пруде, названном «Государевым». Да и в челобитной от 1608 года ирковцы пишут Царю: «... и твое царское богомолье церковь разорили...». В период 1675-76 годов были написаны также Писцовые книги по Андреевской и Рождественской волости, но фразы «строение царя Ивана Васильевича» нет ни одной из десятка церквей в этих двух соседних волостях. Также нет в этих книгах сведений и о «лавочном месте» в 1629 году (которого и в более крупных селах не было), и о «воловенной запашке». А воловенная запашка вообще феномен. Исследователь государственных волостей ХVII века Юрий Готье писал в 1908 году, что такого рабочего скота (волов) не было, кроме дворцового села Ирково, даже в зажиточных помещичьих или вотчинниковых хозяйствах. Из Ирково веером исходили в окружающие селения восемь дорог.

В 1517 году, когда-то ранее отпочковавшийся от родимого села Ирково приселок Новоселки уже в купчей Чулкова называется селом. А мы уже знаем значительную фразу писателя-историка В.Г. Добронравова: «В старинных актах упоминается Ирковская волость с приселком Новоселки-Кудрино».

Краеведы знают, что уже в 1302 году во время вхождения Переяславль-Залесского уезда во владения Москвы, он состоял из старинных Переяславльских волостей (тогда зона нынешнего Александровского уезда входила в Переяславль-Залесский уезд). Основными единицами территориального деления древней Руси (пишет Ю. Готье) были волость и стан. Наиболее древняя из двух была волость. Мы можем только предположить, что упоминаемую В.Г. Добронравовым в старинных актах Ирковскую волость с приселком «Новоселки» можно отнести к этому времени, т.е. к началу XIV века. Так как, повторимся, в 1517 голу Новоселка упоминается в купчей как село, а не приселок, да еще с деревнями и пустошами. Для этого и ста лет мало.

Древность села Новоселки подтверждает известный писатель наш земляк, уроженец села Новоселки (1854 года рождения) Сергей Яковлевич Елпатьевский: «Несмотря на свое название, наше село было старинное, давно оседлое, помнившее старые времена. И уклад жизни был старый, давний, медленно воспринимавший новое... Крепостными никогда не были... Все было старинное, крепкое, укладистое... Бабушка часто рассказывала нам, детям, про прадедов, суровых лесных людей, строителей жизни, собирателей, скопидомов. Она блюла старый чин в доме. Женатый сын, имевший уже подраставших детей, не выходил из воли матери, старших в роде; сноха должна слушаться свекрови. Младшие должны оказывать всякое уважение старшим... По существу, наше хозяйство и уклад жизни были обычного тогда крестьянского типа наших мест. Это было натуральное хозяйство, где деньги играли малую роль».

В Ирковской волости на период 1675 года значатся пять церквей: Введенская села Ирково, Никольская приселка Бакино, Рождественская приселка Новоселки, Вознесенская приселка Соколово и Богословская, находившаяся в монастыре Иоанна Богослова близ села Бакино. Всего же в Ирковской волости в 1675 году, т.е. 340 лет назад, было 202 крестьянских двора, и людей в них мужского пола 752 человека. Для сравнения, в Александровской слободе по писцовой книге того же периода «жило до 700 человек».

Но уже к 1675 году, как видно из Писцовой книги того времени, значение дворцового села Ирково стало меркнуть.

Если в 1628-1629 годах в Ирковской волости государева десятинная пашня составляла 250 десятин в одном поле, «а двух потому ж», то в 1675 году ее было уже меньше - 213 десятин. «Вся государева пашня в Переяславском селе Иркове была ко времени описания в 1675-1776 годов отдана в оброк крестьянам; дворцовое хозяйство исчезло, в селе оставалось только «воловенное место», где прежде сего бывала государева воловня». (Фонд 396, дело 3558, лист 4). Для справки: крестьянской пашни было 1137 десятин.

Перечислим входившие в Ирковскую волость (дворцовое село Ирково), кроме названных приселков еще деревни и пустоши: Аксеновка, Вялково, Курманово, Кудрино, Межаково, Дураково (ныне Николаевка), Старинка, Дуткино, Трусково, Фофанка, Тротямиха, Калачово, Самотейкино, Татариново, Погорелка; Податнево и Скопино, проданные в 1630 году.

Протяженность земель Ирковской волости в XVII веке составляла с северо-запада на юго-восток 16 км, а с юго-запада на северо-восток 12 км.

Последний всплеск былого величия Ирковской волости проявился в 1834 году, когда был образован благочинный Ирковский участок, в который входило 35 населенных пунктов, в том числе 8 сел, то есть 8 церквей, (источник: Ревизская сказка № 8, фонд 301, оп. 5, д. 419. Владимирский госархив). Это можно считать как дань уважения и признания Ирковской волости, дворцовому селу Ирково. Известна на сегодня численность жителей самого села Ирково в следующие года: 1675 - 63 человека мужского пола, дворов 16. 1860 год - православных 198 человек, 98 мужчин, 98 женщин, да 4 человека раскольников, 32 дома. 1905 год - 225 жителей обоего пола, 40 дворов. В 1946 году - 97 человек, из них 38 - мужского пола, 59 - женского, 20 домов. 1986 год - 8 жителей, 8 домов, из них трое - коренные жители.

В 1905 году было принято решение об открытии земской школы в селе Ирково. В 1906 учебном году учились 14 мальчиков и 10 девочек. Службу в церкви закрыли большевики в 1929-1930 годах. Последним священником был иерей Василий Миронов.

Описания жизни села в 20-30-ые годы прошлого века в моих книгах приводятся по воспоминаниям старожилов Елизаветы Сергеевны Антоновой-Павловой, Николая Григорьевича Миронова, Ольги Сергеевны Гущиной. О сороковых годах - Владимира Алексеевича Павлова. А уж с 50-х годов я был свидетелем окончательного угасания жизни в селе Ирково. Но окончательно Ирково не стерто было с географической карты благодаря трем коренным жительницам села: Александре Ивановне Руновой-Гущиной, Клавдии Ивановне Павловой, Екатерине Васильевне Коротковой, которые не покинули село. Царствие им небесное. А в 90-е годы стали возвращаться в родное село потомки ирковцев уже в качестве дачников.

Надо еще сказать об известных людях, чьи предки похоронены на Ирковском сельском кладбище. Это - Герой Советского Союза летчик Валентин Иванович Веденеев; заслуженный врач России, Почетный гражданин горда Александрова Надежда Федоровна Дубинина. Подробно о них написано во второй книге «История села Ирково». А в книге «Камо грядеши, Русь?» - подробно о сыне местного священника - Алексее Александровиче Недешеве, докторе географических наук, профессоре, заслуженном работнике культуры РСФСР, Почетном гражданине Читинской области.

О длительном 20-летнем пути восстановления церкви села Ирково написано в моих книгах «Введение во храм», «Взгляд из села Ирково», «История восстановления Введенско-Никольской церкви села Ирково».
Преклоним головы перед памятью своих предков, веками носивших почетное звание КРЕСТьянина, простодушного, бескорыстного православного русского человека. Они были безграмотны, не знали писаных молитв, молились только именем Иисуса Христа, жили житейской мудростью, чистосердечными помыслами и наставлениями сельского священника.

Дети почитали родителей, без благословения которых не женились и не уходили из семьи. Для жены был глава муж, для мужа - Бог.

Шли века, и ничто не могло поколебать духовно-нравственные устои семьи: ни набеги кочевников, ни опустошительные войны, ни холера, ни голод. Русь стояла непоколебима. Но вот иудейско-масонская зараза проникла во Францию, Германию, прошла по всей Европе и через Польшу внедрилась в Россию. Не выдержала такого натиска Святая Русь, привыкшая к прямой открытой борьбе, и в 1917 году пала. Тайная, подлая, изощренная идеологическая война против православного русского народа ведется до сих пор.

Имеются предсказания святых отцов, что Русь в конце времени все-таки поднимется на короткое время... Дай Бог!

А ныне у меня мечта, знаю, что не исполнимая. Оказаться бы в прошлом времени и войти бы под видом странника в старый крестьянский дом моих предков, разделить бы с ними скудный ужин, помолиться вместе с многочисленной семьей и устроиться на ночлег где-нибудь на полатях, как в детстве, у русской печки, откуда хорошо виден иконостас, освещаемый мерцающим светом лампадки.

Скрытые духовные силы, переданные нам по наследству, движут всеми нашими поступками. Физические и духовные качества, полученные нами от предков, передаются из поколения в поколение. Наши мысли и действия во многом зависят от мыслей и действий наших предков. Будем же почитать их за то хорошее, что они нам передали. И молить Бога простить и им, и нам наше несовершенство.

Выдающийся русский публицист М.О. Меньшиков писал: «Родина принадлежит не нам только, живым, но всему племени. Мы - всего лишь третья часть нации, притом наименьшая. Другая необъятная треть - в земле, третья - в небе, и так как те нравственно столь живы, как и мы, то кворум всех решений принадлежит скорее им, а не нам. Мы лишь делегаты, так сказать, бывших и будущих людей».

Будьте неравнодушными! Вспоминайте заветы дедов ваших! Сохраняйте верность роду своему! Божией помощи и единства вам!

А. МИРОНОВ.
Село Ирково.


Земельные работы: фундаменты, планировка, газоны, ландшафный дизайн, дренажи, колодцы;
Строительство, отделка, кровля;
Коммуникации под ключ (любые виды);
Электрика, сантехника (любая техника)
Телефон: 89190007655
 
Вы не авторизованы на портале. Поэтому не можете оставлять комментарии.
Необходимо войти, указав свои логин и пароль, либо зарегистрироваться.



Самые читаемые новости за месяц
  • Внедрите в работу Битрикс24 ( 11 )





  • Разработка сайтов. Реклама в интернет.




    Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2024 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
    --------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 0.8127 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------