Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Обзор местных СМИ
 
Источник: Александровский Голос Труда
СОХРАНЯЯ ТРАДИЦИОННОЕ ТКАЧЕСТВО
26.01.2018 / Просмотров: 599 / Комментариев: нет

 Александровский художественный музей всегда радует гостей интересными людьми и художниками. В январе с мастер-классом «Традиционное ткачество – поясок» в музей приехала Любовь Анатольевна Миронова - Народный мастер РФ в области традиционного ручного ткачества, этнограф, исследователь текстильной промышленности Восточного Подмосковья, а также член Русского географического общества, Всероссийского общества охраны памятников и культуры (отделение. Московская область), Союза художников России, Союза дизайнеров России.

Перед самым Новым годом в музее открыли выставку Ивана Кириллова и Марии Подкопаевой «Под светом Руси», а органичным дополнением стала выставка «Ткаными дорогами». Это выставка полотенец XIX – начала XX века из коллекции Любови Мироновой.

Кроме всего прочего Любовь Анатольевна руководитель Музея истории рождения ткани (г. Москва) и преподаватель в Московском государственном институте культуры. На факультете народных промыслов она читает лекции по истории художественного текстиля, которые связаны с широким спектром самих тканей – это и гобелены, и рушники, и европейские направления, и российские. Поэтому гости получили возможность не только научиться азам ткачества поясов, но и послушать лекцию про ткачество полотенец и все, что с ним связано.

«Интерес к ткачеству пошел с детства, - рассказывает Любовь Анатольевна. Меня отправляли в пионерские лагеря, и там мы занимались различными рукоделиями. Однажды к нам приехала женщина с ткацкими станками. Тогда мы и попробовали это ремесло. К большому сожалению, на следующее лето она не приехала. Но у меня сохранился тот образец ткачества, который я создала в детстве. Может быть поэтому все, что мы закладываем в детей в раннем возрасте, отражается в дальнейшей жизни. Постепенно, работая в школе, я приближалась к работе с фольклорными коллективами, которые начинали с простых одежд, достаточно ярких и не связанных с этнографией. Мне хотелось, чтобы их творчество было больше приближено к традициям, к нашим корням. Постепенно начала интересоваться народным костюмом. Народный костюм, это не только сам предмет одежды, но и то, как он выполнен. А от ткачества костюмного я перешла к ткачеству полотенец. К сожалению, более десяти лет назад обучать было некому. Я собрала рюкзак и ушла «на севера» учиться ткать через передачу мастерства из рук в руки. Это Архангельская, Новгородская область.

Оттуда появилась тяга к собирательству. Когда видишь, как пропадают предметы, то невозможно не забрать их с собой. Так началось коллекционирование».

Исторически полотенце было не просто украшением. Полотенце - это самый старинный вид головного убора. Также полотенца бывают подносными, набожными, которые располагались на иконах, праздничные, свадебные и обрядовые. А в традиции полотенце представляло собой дорогу жизни.

Самый популярный вопрос - про орнамент. Всегда же интересно, что обозначает тот или иной элемент. Но на деле все не так просто. «Орнамент – это такая деталь в полотне, которая передает определенный объем знаний, - поясняет мастер. - В том числе знаний о регионе, о деревне, о семье, каком-то родовом наследии. К сожалению, с научной точки зрения трудно сказать, что обозначает каждый элемент. Один и тот же элемент может трактоваться по-разному. Или он находится во многих региональных композициях текстиля. Например, мы можем найти солярную символику от Смоленска и до Урала. Поэтому читать символы надо в привязке к конкретному региону». Сама идея орнамента появилась потому, что на полотенце имелись срубы и срезы. А по поверьям через него может проникнуть чужеродная сила, негативно воздействующая на человека. Поэтому эти срезы необходимо защитить. Чем больше орнамент, тем больше защитная функция.

Одно из полотенец, представленных на выставке, пример ткачества в столбик (с территории нынешней Брянской области). Примечательно то, что на нем заткана и центральная часть. В этих регионах считается, что белое полотно не должно присутствовать - в жизни человека не должно быть белых пятен.

А вот на белорусских полотенцах чаще всего присутствует розетка, роза, иногда они называют элемент лунница, лунный символ. Беларусь была тесно связана с прибалтийским государствами и здесь присутствует много скандинавских орнаментов.

И оказывается, что не так сложно ткать, а сложно правильно собрать станок. Перед самим процессом должна проводиться большая работа: рассчитать нить, насновать ее, заправить после этого станок. А потом все еще раз перепроверить. «Конечно, в источниках указывается, что ткали повсеместно. Но на своем опыте и по различным академическим трудам всплывает материал, что ткали все, но не все.

Любовь Анатольевна работает с полотенцами не только для того, чтобы их соткать. Она занимается их реставрацией и реконструкцией. «Если в каком-то музее сильно утрачен предмет, я его изучаю, рассматриваю, подбираю под него нити. И заправляю станок таким образом, чтобы получился дубль этнографического полотенца. Если утрата очень сильная, в таком случае я веду изучение. У меня получается и описательная часть предмета и предмет в материале. Есть еще такой метод - передача культурного наследия, чтобы жило и в современном мире. Мне хотелось сохранить и передать орнамент подольниц Вологодской области. Подольница - это часть рубахи, которая расположена в самом низу как защитный элемент. Он очень сильно и богато украшен. Этот элемент мне хотелось передать. И я соткала сумочки. Коллекция называется «Вологодская нежность».

Пояс, как и полотенце, является оберегом для костюма. Если на человеке присутствует пояс, то он защищен от злых сил. Если человек пояс снимал, то он подвержен страстям.

На народном, традиционном костюме присутствует несколько обережных полос. Это срезы ткани. Первые защитные линии – это руки, горловина (если нет, то орнаментальная пуговица). Пояс - дополнительная линия защиты.

Для поясов используют малые ткацкие элементы – бердышка или бердо (от слова бердить, т.е. «прореживать»). Другой инструмент – ткацкие дощечки. Это инструмент древний, его находили еще в древнем Египте и этому виду инструмента больше 4000 лет. А самые простенькие пояса – это плетенные на руках, буквально на пальцах, путем переплетения ниточек или петелек.

Второй способ – это ткачество на дощечках. Дощечки представляют собой тонкие пластины обычно четырехугольной формы с отверстиями для нитей по углам. «Дощечки как кубик Рубика, как не поверни, можно получить другой рисунок».

Ткачество поясов дело интересное и занимательное, имеющее множество нюансов и особенностей. Гости музея и маленькие и большие были в восторге и попросили Любовь Миронову приехать с еще одним мастер-классом. А может быть и с серией занятий.

А.КУЛЬКОВА.
Фото автора.

 
Вы не авторизованы на портале. Поэтому не можете оставлять комментарии.
Необходимо войти, указав свои логин и пароль, либо зарегистрироваться.



Самые читаемые новости за месяц





Разработка сайтов. Реклама в интернет.




Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2018 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
--------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 3.3457 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------