«РАЗЛЕТЕЛОСЬ В СЕРЕБРЯНЫЕ ДРЕБЕЗГИ ЗЕРКАЛО, И В НЕМ - ВЗГЛЯД»
09.07.2018 / Просмотров:2971 / Комментариев:нет
В этом году Цветаевский фестиваль поэзии был посвящен встрече Марины Цветаевой и Осипа Мандельштама в Александрове.
Как и всегда поэзия и имя Цветаевой объединила александровцев, поэтов и музыкантов, музейщиков и цветаеведов. Такой праздник пропустить невозможно! А соблазнов было много: Чемпионат мира по футболу, хорошая погода, столь неожиданная и долгожданная. Но настоящие ценители не променяют Цветаевский фестиваль на экран телевизора или флэшмоб «в позе прачки» на дачных участках.
Обычно Цветаевский фестиваль проходит в последнюю полную неделю июня, но из-за позднего выделения средств сроки пришлось сдвинуть.
Это внесло небольшие изменения, но на программе праздника не отразилось. Неделя, как и всегда, выдалась насыщенная: концерты, спектакли, семинары, творческие вечера и одно из главных событий – открытие мемориальной доски в память о пребывании Осипа Мандельштама в Александрове. Но обо всем по порядку.
ПРИВЕТ ОТ БОЛЬШОГО ТЕАТРА
25 июня. Цветаевский праздник по традиции начинается с приношения фестиваля «Александровские сезоны Большого театра». На сцене Детской школы искусств имени В.В.Зубова солистка Большого театра и Метрополитен-оперы, заслуженная артистка России Оксана Горчаковская (сопрано). Концертмейстер лауреат международных конкурсов Александр Соколов (фортепиано).
Открывали концерт директор Литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых Лев Кивович Готгельф и и.о. заместителя главы администрации по социальным вопросам Ирина Константиновна Сергеева.
Вела концерт несравненная Валентина Ивановна Вахрушева - заместитель Председателя Правления Благотворительного фонда возрождения культуры и традиций малых городов Руси:
- Я аплодирую вам, дорогие друзья, потому что вам не страшны никакие чемпионаты мира. Вы настоящие поклонники и любители оперной музыки, классической народной песни. Вам не страшны ни мороз, ни жара и никакие футбольные матчи. Я всегда чувствую ваше тепло и свое тепло передаю вам. Открывая XXXVII Цветаевский фестиваль, мы открываем и XXVI фестиваль «Александровские сезоны большого театра».
В программе только лучшее: арии из опер «Каменный гость», «Джанни Скикки», «Севильский цирюльник», «Тоска», «Пиковая дама» и других, романсы русских композиторов.
На каждое выступление зал реагировал длительными аплодисментами.
В благодарность за столь теплый прием Оксана Горчаковская в подарок для александровцев исполнила «Пленившись розой, соловей (Восточный романс)» Н.А. Римского-Корсакова.
«ДВЕ ЭПОХИ - ДВА ГЕНИЯ»
26 июня. Такой девиз у второго дня фестиваля. Концерт квартетной музыки исполняет два струнных квартета произведения Людвига ван Бетховена и Петра Ильича Чайковского. Это приношение Международного фестиваля камерной музыки имени Сергея Коршункова Цветаевскому фестивалю поэзии. Музыканты – лауреаты международных конкурсов: Мадина Кучкарова (первая скрипка), Ирина Богданова (вторая скрипка), альт Анна Малышева (альт) и Ростислав Буркин (виолончель).
И всегда в такие дни звучат смычковые инструменты из фондов Литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых. Они принадлежали «кружку Коршункова» и игру именно на этих инструментах по вечерам слушали сестры Цветаевы.
ЭКСЛИБРИС И РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
27 июня. Музей экслибриса и миниатюрной книги Международного союза книголюбов (Москва, улица Пушечная дом N7/5) в лице директора Людмилы Владимировны Шустовой представил выставку.
Экслибрис (от лат. ex libris - «из книг») - книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Он проставляется печатью или наклеивается на левый форзац. Обычно на нем обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца.
В рамках вернисажа прозвучали доклады от сотрудников библиотек и музеев Москвы.
В завершении вечер авторской песни. Виктор Леонидов - поэт, историк, специалист по русскому зарубежью. Песни, истории, воспоминания и рассказы, бесценные сведения о русском зарубежье.
А в четверг день передышки, чтобы с новыми силами окунуться в праздник поэзии.
«ЛЮБИМОГО НИКТО НЕ ОТНИМЕТ»
29 июня. Государственный театр киноактера г. Москва, заслуженная артистка России Елена Муратова и заслуженный деятель искусств России Евгений Радомысленский представляют спектакль по произведениям Осипа Мандельштама (стихи, проза, письма) и воспоминаниям Надежды Мандельштам «Улица Мандельштама». В 1968 году началась история сотрудничества Елены Муратовой и Евгения Радомысленского, когда они создали спектакль по стихам Марины Цветаевой и показывали его в Москве и Ленинграде. Потом спектакль получил поддержку Театра киноактера и вошел в репертуар малой сцены театра.
Девиз спектакля: «Любимого никто не отнимет». Постановку сопровождает пронзительная музыка Альфреда Шнитке. Пьеса охватывает всю общую судьбу Надежды и Осипа – от знакомства в 1919 году в Киеве и вплоть до его ареста в 1938 году. Спектакль о любви и верности, о трудной и непростой судьбе и противостоянии жестокому времени.
СЕМИНАР
30 июня. Фестивальная суббота – самый насыщенный день. Сначала Цветаевский семинар – знакомство с книжными новинками, рассказы о проделанной работе и новое в жизни цветаевских музеев.
Вела цветаевский семинар и следила за регламентом Э.Б. Калашникова - ученый секретарь Музея Марины и Анастасии Цветаевых.
Лев Кивович рассказал достижениях музея за минувший год. Музей провел множество выставок в России и за рубежом. В ближайшее время Цветаевский квартал будет закончен: пустырь около музейных зданий администрация пообещала привести в должный вид. А с 7 по 9 сентября в Судаке будет проходить конференция «Судакский парнас», организованная Цветаевским музеем и музеем «Судакская крепость».
Л.М. Шеин из московского Дома-музея Цветаевой сделала обзор книг о цветаевской тематике за прошедший год. Выступили сотрудник музея Цветаевой в Болшево, В.В. Яншина, С.А. Айдинян, М.Ю. Бальмонт и другие.
Ольга Медведко-Лукницкая рассказала о народном музее Николая Гумелева в городе Бежицк и его злоключениях, а также о его новом открытии. Это единственный в России музей, посвященный знаменитому русскому поэту Николаю Гумилеву.
Главный редактор литературно-художественного журнала «ЭТАЖИ» (https://etazhi-lit.ru) Ирина Терра презентовала свое издание.
ЗНАМЕНАТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА
Второй пункт - открытие мемориальной доски на «Цветаевском домике» в память о пребывании Осипа Мандельштама в Александрове.
В отличие от прошлого года, когда на открытие доски посвященной книги «Дым, дым и дым» пришла большая делегация от администрации, в этот раз не был замечен никто.
На территории бывшего СССР в эти дни открывается две доски 30 июня у нас, а 5 июля в Киеве.
«В нашем городе пока еще никто не может сказать точно происходило ли это в течение одного дня, как это описано в письме Марины Цветаевой своей золовке Елизавете Эфрон, - говорит Лев Кивович Готгельф. - Или это происходило в течение недели или даже большего срока, как это описано в эссе Марины Цветаевой «История одного посвящения».
Звучали стихи Осипа Мандельштама. Евгений Викторов прочитал стихотворение Владимира Коваленко, написанное в 1984 году до того, как был создан музей и посвященное Анастасии Ивановне Цветаевой. В этом стихотворении звучит и имя Мандельштама.
Мрамор для доски из владимирской мастерской «Данила-мастер», который предоставили бесплатно, когда узнали для какой цели он пойдет, а автор барельефа наш художник и скульптор, член Союза художников России Юрий Альбертович Иватько.
- Наш город до краев наполнен историческими событиями, и они должны быть отражены в литературе и средствами изобразительного искусства. Осип Мандельштам – великий поэт с трагической судьбой. Мало иконографического материала. Мне сказали, сохранилось 16 фотографий. Из них часть – это групповые, которые для портретной работы не пригодны.
Торжественное право открыть доску было предоставлено внучке Аделаиды Герцен Татьяне Никитичне Жуковской и Станиславу Артуровичу Айдиняну:
- В мировой литературе повелось так, что встречи поэтов являются не меньшим событием и ценность, чем их литературные произведения. Это не случайно. Личность в литературе не меньше, чем писание. Ко времени встречи Марины Цветаевой и Мандельштама, он был признанным и известным поэтом.
После перерыва все желающие получили шанс послушать экскурсию по двум «Цветаевским домикам» от Льва Кивовича Готгельфа.
ПОЭТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР В РЕЖИМЕ НОН-СТОП
Зала под сводами - вечер современной поэзии и музыки: выступления поэтов. Из-за сдвига графика на вечере не смог присутствовать постоянный участник и ведущий Цветаевских фестивалей, поэт, критик, литературный деятель Андрей Коровин. Ведущими вчера стали Лев Кивович Готгельф, который представлял наших местных поэтов, а главным ведущим вечера стал московский поэт, один из руководителей канала «Дождь» Максим Гликин.
Читали своих стихи Всеволод Константинов, Сара Зельцин, Марина Неманская, Анна Логвинова, Антон Стрижак, Максим Гликин и другие.
Наших александровских поэтов в этом году было мало: Галина Ахсахалян и Ольга Севостьянова.
Юные участники фестиваля (Вика Алексанян и Оля Ахсахалян) пели песни.
Гости воспользовались случаем и рассказали о фестивалях, которые проходят у них. Председатель Гумилевского общества Ольга Медведко-Лукницкая рассказала о Гумилевском фестивале, который проходит в Слепнево (Бежецкий район Тверской области). В этом году фестиваль состоится 28 июля. Также Ольга прочитала стихи Сергея Лукницкого. Одно из стихотворений было посвящено коту Анны Ахматовой.
Михаил Бальмонт рассказал о Бальмонтовском фестивале.
Ирина Терра прочитала стихотворения Александра Кушнера.
ВСТРЕЧА ДВУХ ГЕНИЕВ. МУЗЫКА ХХ ВЕКА.
1 июля. Финал. Вечер посвящен встрече Марины Цветаевой и Сергея Прокофьева и музыке XX века.
Лев Кивович Готгельф зачитал отрывок из воспоминаний Марка Львович Слонима. Марк Слоним один из близких друзей Марины Цветаевой, человек, который поддерживал ее в эмиграции, писал о ее творчестве замечательные рецензии. В своих воспоминаниях он и написал о встрече Цветаевой и Прокофьева, при которой присутствовал.
Встреча Марины Ивановны Цветаевой и Сергея Сергеевича Прокофьева состоялась в 1931 году в Медоне, где она в тот момент жила.
Приведем несколько фрагментов, вот что вспоминает Марк Слоним: «Он знал стихи МИ и восхищался ими, говорил, что в них «ускоренное биение крови, пульсирование ритма», - я напомнил ему ее же слова: «Это сердце мое искрою магнетической рвет ритм», «В конце вечера Прокофьев заявил, что хочет написать не один, а несколько романсов на стихи МИ, и спросил, что она хотела бы переложить на музыку. Она прочла свою «Молвь», и Прокофьеву особенно понравились первые две строфы», «На обратном пути Прокофьев с восторгом говорил о том, с каким напряжением и силой МИ все воспринимает, даже не очень важное, а потом с таким азартом начал обсуждать, какие ее стихотворения лучше всего подойдут для пения […]».
Но, как известно, официально Сергей Прокофьев музыки на стихи Цветаевой не писал и музыкальных посвящений ей не подносил.
Вечер продолжился концертом солистов Московского ансамбля современной музыки (МАСМ), который вела его художественный руководитель Виктория Коршунова. За роялем Михаил Дубов и на кларнете играет Олег Танцов.
В программе композиторы России и Франции: Сергей Прокофьев, Сергей Рахманинов, Родион Щедрин, Клод Дебюсси и Дариус Мийо.
МАСМ - независимый музыкальный коллектив, объединивший лучших российских музыкантов. Ансамбль создан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии лидера российского авангарда Эдисона Денисова. МАСМ первый российский ансамбль, нацеленным на продвижение музыки XX и XXI веков и поддержку современных композиторов.
- Мы посчитали, что сегодня в Александров приехали в двадцатый раз. Александров - наш любимый город. Нас связывает творческая дружба со Львом Кивовичем. И мы традиционно становимся участниками ваших знаменательных событий и фестивалей, - рассказала Виктория Коршункова.
Музыкантов отпускать не хотелось, как и сам праздник. В этот вечер все ощущалось по-другому. Может потому что это был финал тридцать седьмого фестиваля? Звуки рояля и кларнета будоражили что-то внутри. Фестиваль хотелось разложить по полочкам, систематизировать все то, что было узнано и прочувствовано за эту длинную, насыщенную неделю.
Концерт подошел к концу. Зрители трижды вызывали продолжительными аплодисментами музыкантов на поклон. А те на радость публике на бис исполнили отрывок из произведения Дариуса Мийо.
Вот и подошел к концу XXXVII Цветаевский фестиваль поэзии.Через год мы встретимся снова, чтобы окунуться в эту непередаваемую атмосферу фестиваля. До этого будет еще много концертов, встреч и вернисажей. Цветаевский музей не отпускает своих гостей и друзей надолго.