Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Обзор местных СМИ
 
Источник: Александровский Голос Труда
А НАД РАСТРЕЛЯННОЙ ПЕСНЕЙ НЕ ПЛАЧЬ!..
24.12.2018 / Просмотров: 1754 / Комментариев: нет

 Да, можно утверждать, что архитектура – застывшая музыка, но у современных площадей, к примеру, всегда два автора: архитектор и скульптор. Они пишут музыку и правят оркестром. Так было в начале 1960-х, когда страна ликовала, посылая своих сыновей в космос, возводила научно-производственные комплексы, строила жилые кварталы, преобразовывала площади и города.

Так было и в городе Александрове. В 1960-м году «Владимиргражданпроект» на основании Госзаказа начинает работу над двумя проектами: «Реконструкция центральной площади г. Александрова» и «Реконструкция улицы Революции (это не ошибка, - Е.У.) от вокзала до площади Советской». Испокон веков сложилось на Руси, что «во дни торжеств и бед народных» народ стекался на центральную площадь. Беду и праздники встречали вместе плечом к плечу. Радость и горе не скрывали друг от друга. Потому и были едины и непобедимы.

Каменный храм Рождества Христова, возведенный в 1696 году на Царевой горе (красоты небывалой – первоначально подобный храму Покрова на Нерли - без трапезной и колокольни, возвышался над Посадом) на месте деревянных церквей и погоста, донесли до нас духовно-сакральную значимость этого места. «Присутственные места», Гостиный двор, Приказная изба (при Петре I – ратуша) начала 18 века, вотчинная канцелярия и дворец Елизаветы Петровны – продолжили формирование исторического ядра города, статус которого был обретен в 1778 году.

Дальнейшие этапы планировки центральной части и самого города общеизвестны: 1788 г. – первый регулярный план, 1820-е гг. – первая корректировка, 1836 г. – новая корректировка (и очень удачная), 1874 г. – новый генплан, автор – владимирский епархиальный архитектор Н.А. Артлебен. Концепция государственной идеологии: за веру, царя и Отечество строго выдерживается, площадь по-прежнему - духовный центр и сосредоточие власти.

В 1960-х годах новая государственная политика формировала новые концептуальные решения. Накануне 50-летия Советской власти и 100-летия В.И. Ленина, в соответствии с Госзаказом и проектной документацией Советская площадь была расширена, построено здание горкома и в центре воздвигнут монумент. Все расстояния тщательно выверены и обоснованы. «Искусство людных площадей», восприятие художественного образа в произведениях монументального искусства требуют пространства и подчиняются своим законам.

1970-е годы окончательно определили главное направление развития города в социокультурном контексте: ИСТОРИЯ И ТУРИЗМ. «Вживую» причастными к истории александровцы почувствовали себя на съемках фильма «Руслан и Людмила». Но самым главным было то, что город готовился занять свое достойное место в глобальном проекте «Золотое кольцо России». По всем показателям наш город в ряду районных городов стоял на втором местепосле Суздаля. Был разработан проект «Александров – туристический центр». Тщательный историко-архитектурный анализ позволил выявить и поставить на госохрану значительное количество памятников истории и культуры. Были освобождены от детских домов Махрищский и Лукьяновский монастыри, переселены жители поселка «Заря» с территории Успенского монастыря. Уже в 1970 году город был включен в число 115 исторических городов России, «имеющих ценные сохранившиеся градостроительные комплексы и ансамбли».

В 1983 году с целью сохранения исторической части города, «как градостроительного комплекса, во многом сохранившего выразительную панораму и силуэт, систему внутригородских пространств с ценными элементами ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ (выделено мной – Е.У.), характерным масштабом и трассировкой улиц, ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫМ СООТНОШЕНИЕМ архитектурных доминант и рядовых кварталов», определены охранные зоны историко-культурного наследия, зоны регулирования застройки, охраны ЛАНДШАФТА и зоны охраны культурного слоя. С точки зрения градостроительной и историко-художественной ценности все объекты культурного наследия были разделены на категории. Последний основополагающий документ, регламентирующий градостроительную деятельность (охранные зоны музея-заповедника) был разработан в 1996 году, действует и поныне.

Для чего понадобился экскурс в историю? Чтобы сравнить и почувствовать разницу – научного подхода, сбережения исторического лица города его прежними «отцами» и те шрамы, которые мы видим за последние пять лет на его лице. Там – актуальность, аналитика, концепция, комплексный подход, научное обоснование, расширение улиц и площадей. Здесь и сейчас: выхватить «освободившийся свободный» участок (зачастую их готовят по отработанной схеме, и тут почему-то «не везет» памятникам или зеленым зонам, - на улице Перфильева ведь тоже незаметно на месте углового скверика возникла «Пятерочка»), и методом точечной застройки как можно скорее «освоить» его. Складывается впечатление, что над городом кружит стая хищных птиц и высматривает добычу, готовая мгновенно ее растерзать.

Теперь конкретно по Советской площади. С позиций вышеизложенных историко-градостроительных исследований, какое научное обоснование приводится в качестве концепции возведения этого гигантского коммерческо-делового новостроя? В чем необходимость? Мы восстанавливаем утраченное здание (к примеру – дворец Елизаветы Петровны)? Нет. Мы композиционно замыкаем пространство площади? Нет, и еще неизвестно, какая участь «ждет» «исторические развалюхи» на северной части площади. В трещинах и поспешных магазинчиках рядом с остановкой. А где изложение соразмерности масштабов, пропорций, которые создают ритм и гармонию? Упоминание об использовании «имевших ранее быть место» архитектурных элементов декора – вообще не в счет. Почему не указано влияние новодела на близрасположенные объекты культурного наследия? Почему не учтена осевая линия улицы Советской?

Полностью исчезает пространство, необходимое для визуального восприятия памятника В.И.Ленину – основателю первого в мире Советского государства. На каком основании проектанты точечной застройки «укорачивают» те расстояния, которые были определены Владгражданпроектом? Что, нормы изменились или ценности? Не говорим уже о несанкционированной автостоянке перед ним, да еще предлагаемой автопарковки на углу. Представить до конца пагубность этого замысла до конца невозможно. Путь к храму лежит через торговый дом, длиной с учетом загиба около 80-90 м (судя по чертежу). Да еще надо преодолеть пестроту красного цвета Доски Почета, мерцание огромного экрана на фоне собора. Обратно, после духовного общения, тот же путь.

Речь не о критике проекта, а о том, как оскудели наши души! Уже на подходе к площади по улице Ленина, видна ущербность архитектурного мышления: справа – нагромождение, слева – провалы. Что же главное на площади? Конечно, не полиция и не суд, а уважение к истории города, к его ценностям, духовной сути и устремленности в будущее. Храм, Исторический музей. А в западной части рекреационная зеленая зона - в будущем спланированная зона отдыха со скамьями под тенистыми деревьями, с газонами и цветочными клумбами. Там и стенды с информацией о городе и районе, Доска Почета и Герб города. Неплохо бы вернуть и Почетную Грамоту Президиума Верховного Совета РСФСР от 1978 года в связи с 200-летием города. Не помешали бы и планы на ближайшие три года, а там и до 250-летия рукой подать. Экран, считаю, необходимо разместить на фоне кинотеатра, а электроподстанцию привести в порядок.

Эпилог. Мы ничего не приобретем, разрешив уничтожить зеленую зону. Но многое потеряем. Если это случится, будет положено начало «распила» площади: следом могут появиться новоделы на ее северной части, затем на «законсервированной» южной (где сейчас фонтан), потом - где гаражи. Торжественные мероприятия переформируют в «отведенные места»: в парк и на набережную. И тогда исчезнет главное – память об историческом центре и нашей соборности. Нет краеведческого музея, ничего – живем. Не будет исторического центра – проживем. Снесли дом № 68... Но вот здесь следует остановиться и вспомнить проникающие в душу слова из песни «Памяти Виктора Хары» в исполнении ансамбля «Песняры»: «Нота сорвалась и заалела Капелькой крови на мертвой струне...».

Е.Н. УСАНОВ,
искусствовед, Заслуженный работник культуры РФ.


Земельные работы: фундаменты, планировка, газоны, ландшафный дизайн, дренажи, колодцы;
Строительство, отделка, кровля;
Коммуникации под ключ (любые виды);
Электрика, сантехника (любая техника)
Телефон: 89190007655
 
Вы не авторизованы на портале. Поэтому не можете оставлять комментарии.
Необходимо войти, указав свои логин и пароль, либо зарегистрироваться.



Самые читаемые новости за месяц





Разработка сайтов. Реклама в интернет.




Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2024 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
--------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 0.7836 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------