Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Обзор местных СМИ
 
Источник: Александровский Голос Труда
ОТ ПОНЕДЕЛЬНИКА ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА
05.07.2021 / Просмотров: 316 / Комментариев: нет

 Отгремел как налетевшая гроза дважды юбилейный Цветаевский фестиваль поэзии. Традиционно он проходит в последнюю полную неделю июня, но в этом году он продлился чуть дольше: от понедельника до понедельника с 21 по 28 июня.
Программа фестиваля всегда богатая и насыщенная, где каждый может найти что-то для себя. Здесь особая атмосфера, знакомые лица, ставшие почти родными, ведь вы здесь встречаетесь из года в год, из концерта в концерт.
Сорок лет фестивалю и тридцать лет Литературно-художественному музею Марины и Анастасии Цветаевых, неудивительно, что в этом году звёздный состав гостей, чисто Цветаевская программа.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

В Александрове, в 1915 – 1917 годах жила сестра Марины Цветаевой – Анастасия с сыном Андреем и вторым мужем Маврикием Александровичем Минцем, служившим в Александрове вольноопределяющимся в расположенной здесь воинской части. Сначала они жили на верхнем этаже дома Иванова (сейчас – здание администрации Александровского района), а осенью 1915 года переехали в дом на бывшей Староконюшенной улице (сейчас Военный переулок, 5), принадлежавший династии александровских педагогов Лебедевых. Именно сюда, приезжала Марина Цветаева. Здесь она встречалась с Осипом Мандельштамом.

В очерке «История одного посвящения» Марина Ивановна пишет и об Александрове:
«Красные овраги, зеленые косогоры, с красными на них телятами. Городок в черемухе, в плетнях, в шинелях. Шестнадцатый год. Народ идет на войну»;

«Город Александров Владимирской губернии. Домок на закраине, лицом, крыльцом в овраг. Домок деревянный, бабь-ягинский. Зимой – сплошная печь (с ухватами, с шестками!), летом – сплошная дичь: зелени, прущей в окна.

Балкон (так напоминающий плетень!), на балконе на розовой скатерти – скатерке – громадное блюдо клубники и тетрадь с двумя локтями. Клубника, тетрадь, локти – мои.
1916 год. Лето. Пишу стихи к Блоку и впервые читаю Ахматову.

Перед домом, за лохмами сада, площадка. На ней солдаты учатся – стрельбе.

Вот стихи того лета:
Белое солнце и низкие, низкие тучи,
Вдоль огородов – за белой стеною – погост.
И на песке вереницы соломенных чучел
Под перекладинами в человеческий рост.

И, перевесившись через заборные колья,
Вижу: дороги, деревья, солдаты вразброд.
Старая баба – посыпанный крупною солью
Черный ломоть у калитки жует и жует…

Чем прогневили тебя эти серые хаты,
Господи! – и для чего стольким простреливать грудь?
Поезд прошел и завыл, и завыли солдаты,
И запылил, запылил отступающий путь…

Нет, умереть! Никогда не родиться бы лучше,
Чем этот жалобный, жалостный, каторжный вой
О чернобровых красавицах. – Ох, и поют же
Нынче солдаты! О, господи боже ты мой!
(Александров, 3 июля 1916 года)»;

«Наискосок от дома, под гору, кладбище. Любимая прогулка детей, трехлетних Али и Андрюши. Точка притяжения – проваленный склеп с из земли глядящими иконами»;
«Мандельштаму в Александрове, после первых восторгов, не можется. Петербуржец и крымец – к моим косогорам не привык».

КАК БУДТО БЫ ВЧЕРА

Первый цветаевский фестиваль прошёл 27 июня 1982 году в Александрове в Доме художественного творчества. В тот год отмечали 90-летия со дня рождения поэта Марины Цветаевой. Собралось более пятисот александровцев, гостей из Москвы, Подмосковья и Владимира. В разные годы фестиваль проходил в Доме культуры и техники «Юбилейный», в клубе «Искож» и даже в стенах городской библиотеки.

Спустя десять лет 30 июня 1991 года был открыт первый в мире Цветаевский музей.

Удивительный феномен наш Цветаевский фестиваль. Несмотря на сложное для страны время, он не «заглох», а продолжает радовать жителей и гостей города.

НАЧИНАЕМ

Открыл цветаевскую неделю директор музея Лев Кивович Готгельф, который отметил, что наш Цветаевский фестиваль не только старейший в России, но и в мире. Кроме России, цветаевские музеи находятся в Казахстане, Франции, Чехии, Америке.

На фестиваль приехала внучка Анастасии Ивановны Цветаевой О.А. Трухачёва. Она передала в дар музею ряд экспонатов. Среди них личные вещи А.И. Цветаевой, книги, фотографии.

Ольга Андреевна поблагодарила сотрудников музея и гостей фестиваля за память. «Это память с заглавной буквы и каждая буква в этом слове большая. Ничего, как говорила бабушка, не может быть больше памяти. А память в человеке живом – самое неземное, не может угаснуть там, где всё вечно».

«АВТОБУС»

Говорят, понедельник – день тяжёлый, но только не для гостей Цветаевского фестиваля. В этот день здесь выступала с моноспектаклем «Автобус» по прозе и поэмам Марины Цветаевой Вера Смоляницкая, старший преподаватель кафедры сценической речи ГИТИСа. Она в 1986 году на фирме «Мелодия» записала первую в истории звукозаписи виниловую пластинку по письмам, дневникам и стихам Марины Цветаевой «Серебряные дребезги».

Вера Смоляницкая приезжает в Александров уже третий раз.

В спектакле органично переплетаются выдержки из произведений, писем, дневниковых записей. Это страстный, полный откровений и экспрессии монолог.
«Для меня сегодняшний день – невероятный праздник души. Я познакомилась с внучкой Анастасии Ивановны Цветаевой – Ольгой Андреевной. Этот приезд в Александров – отдушина. Разговоры, рассказы, воспоминания – это то, что греет и без чего жизнь становится неинтересной и скучной», – поделилась Вера Соломоновна после спектакля.

«ВОЗЛЮБИТЕ! НЕ РОДИЛАСЬ ЕЩЕ!»

В среду, 23 июня гостей ждал музыкально-поэтический перфоманс.
Исполняла педагог по сценической речи, актриса, режиссёр Ирина Ктитарова, при участии Елены Казаковой (эвритмия) и Татьяны Шантарович (рояль).
Началось действо с «Экспромта» Шуберта, продолжился стихами Марины Цветаевой и романсами Анны Ахматовой.

«Сегодня, как вы знаете день рождения Анны Андреевны Ахматовой, поэтому программа включает её произведения. Цветаева её уважала. Вообще, у Цветаевой было качество увлекаться не только поэзией, но и поэтами», – отметила Ирина Ктитарова.
Есть что-то завораживающее в том, как читает стихи Ирина Ктитарова, в интонации, движении руки, диалоге со зрителем.
Каждое стихотворение дополнялось танцем Елены Казаковой. Эвритмия – система, искусство сценического движения, появившееся в начале ХХ века. Она сочетает движение, движения, напоминающего танец и пантомиму, с поэтической речью и музыкой.

«Я ЛЮБЛЮ ВАС, МАРИНА ЦВЕТАЕВА»

Такое призвание в любви к поэту гости фестиваля услышали от заслуженной артистки России и актрисы Санкт-Петербургского государственного Молодёжного театра на Фонтанке Нины Мещаниновой.

«Я очень любила учить прозу Цветаевой, мне она нравилась. После того, как я окончила институт, это вылилось в работу по Цветаевой», – рассказывает Нина Мещанинова. Она поставила в петербургском театре «Комедианты» «Повесть о Сонечке» Марины Цветаевой, назвав спектакль «Марина! Какое счастье!». В котором М.И. Цветаева обретёт друзей и почитателей, юных студийцев знаменитой Вахтанговской студии в Мансуровском переулке: Павла Антокольского, будущего режиссёра Юрия Завадского, Володю Алексеева и свою Сонечку Голлидэй.

«МЫСЛЬ, ДОВЕРЕННАЯ ДЕРЕВУ»

В этом году на вернисаже в камерном зале музея скульптура Вячеслава Почечуева (1937 – 2002) и живопись Ивана Щеголькова.

У Цветаевского музея богатая коллекция: порядка сорока художников, работы которых, кроме нашего музея, хранятся в Третьяковской галерее, в Русском музее. Собрание пополнили скульптуры Владимира Почечуева, которые передала его вдова Наталья Николаевна Киселёва.

Вячеслав Почечуев – график, скульптор, человек с безграничной фантазией. Его карикатуры украшали страницы газет и вывешивались в общественных местах. Он работал художником-декоратором в «Ленкоме», создал декорации для фильма А.Л. Птушко «Руслан и Людмила», изобрёл «Машину времени» для популярной кинокомедии Л.И. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Его творческая жизнь не была связана со скульптурой, пока он не попал на Камчатку во время экспедиции в команде сотрудников Института физики Земли Академии наук СССР. Из воспоминаний его супруги: «Понимаешь, – рассказывал мне Слава, – увидел я в этих краях каменную берёзу с её причудливой корявостью, невероятными диковинными наростами-капами, перекрученную, и влюбился в это дерево». На Камчатке состоялись и первые выставки деревянной скульптуры В. Почечуева, а после телевизионного фильма «Камчатская палитра», которые транслировался в 60 странах мира, для его работ открылись двери выставочных залов Москвы. В последние двадцать лет своей жизни Вячеслав Почечуев жил и творил в деревне Сергеево, под Владимиром, почти не выставляясь.

Работы художника хранятся в Государственном Историческом музее, в Дарвиновском музее, во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, в Тверском государственном объединённом музее, в частных коллекциях России, Америки, Испании, Франции, Бразилии, Мексики, а теперь и в Александрове, в Литературно-художественном музее Марины и Анастасии Цветаевых.

Работы Вячеслава Почечуева своеобразны, запоминающиеся, их отличает необыкновенная фантазия автора и тонкий, порой не всем понятный, юмор. Но, несмотря на порой отталкивающих персонажей, от работ веет теплотой. Порода дерева или талант художника, сказать трудно.

На контрасте показаны живописные работы Ивана Щеголькова из фондов музея. Художник знаком александровскому зрителю, в 2018 году его персональная выставка проходила в Александровском художественно-краеведческом музее. Прямо напротив входа портрет Марины Цветаевой, на котором поэт будто бы встречает гостей. А на пейзажах изображено село Стебачево и церковь Иоанна Богослова, в которой одним из настоятелей был Василий Петрович Цветаев – прадед Марины Цветаевой.

ПОЭТИЧЕСКИЙ НОН-СТОП

Вечер субботы – всегда стихи современных поэтом, этакая фишка Цветаевского фестиваля. В этот раз поэтов привёз Александр Переверзин, главный редактор издательства «Воймега», член Союза писателей Москвы.

Выступили Феликс Чечик, Евгений Илькаев, Ольга Кочнова, Алексей Кубрик, Елена Погорелая, Михаил Кукин, Карне Тараян, а из наших, александрвоских, Владимир Бойков, Евгений Викторов и Ольга Севостьянова. Журналист «Комсомольской правы» Евгения Коробкова выступила с переводами Луизы Глик.

Особо запомнилось яркое выступление Лета Югай. Девушка не только пишет стихи, но и занимается сбором фольклора. На фестивале она выступила с необычными текстами – похоронными причитаниями – это такой деревенский жанр импровизированного поэтического текста, которые исполняется на похоронах или поминках. В их основе лежат интервью, которые она записывает в качестве антрополога с жительницами вологодских деревень.

Между поэтическими выступлениями звучала музыка Михаила Глинки, за роялем Доцент Московской консерватории, кандидат искусствоведения солист Московского Ансамбля Современной Музыки (МАСМ) Михаил Дубов.

ЧЕРВОННЫЙ ВАЛЕТ

А закончился сороковой фестиваль грандиозным моноспектаклем по пьесе Марии Цветаевой «Червонный валет», который представила Заслуженная артистка РФ, актриса Московского театра на Юго-Западе Карина Дымонт.

Это феерия в чистом виде! Бесподобное владение голосом, а то, как он, помноженный на прекрасную акустику зала под сводами, разносился и достигал глубины души каждого сидящего в зале, непередаваемо. Восторг. Мощь.

Пьеса «Червонный валет» создана в 1918 году, в сложное для Цветаевой время. В конце 1917 года Павел Антокольский ввёл Марину Ивановну в кружок артистической молодёжи. «Я рада тому, что всё у меня приходит само: я писала стихи – мне говорили: пишите пьесы! – я писала стихи. Потом стала писать пьесы, это пришло, как неизбежность, просто голос перерос стихи, слишком много вздоху в груди стало для флейты», – писала она в дневнике. За небольшой промежуток времени М.И. Цветаевой было написано несколько пьес, шесть из которых дошли до нас полностью. Среди них «Червонный валет». После моноспектакля зрители не хотели отпускать Карину Дымонт и она исполнила на бис несколько стихотворений Марины Цветаевой. Прекрасное завершение юбилейного сезона Цветаевского фестиваля поэзии.

А.КУЛЬКОВА.


О мыслях, доверенных цветаевскому дню.

27 июня. Воскресенье. Творилось тогда важное: 40-й цветаевский фестиваль поэзии в Александрове. Юбилей (30 лет!) Литературно-художественного музея сестёр Цветаевых.

Но улица увальнем стояла: опухшая вся от душной, летней мги. Дорога чахла на солнце. А мысль человека в то время – отощалая стала, больная, в заплаточку. Она где-то там, должно быть, кашлянула – да схоронилась. Человеку больше не думалось. А он должен был что-то кому-то, да написать... Цветаевский – всё-таки! – фестиваль.

На всякой стене этой улицы шагало объявление: «Московский Ансамбль Современной Музыки в 15:00 ч.»; ноги поплелись к залу под сводами. Инстинкт человека-полуинтеллигента – порой и правда хорошая вещь.
Зал под сводами – это небольшая, но холодная, нежная храмина с танцующими стульями и крылатыми пюпитрами. Она приютила рояли, множество фотографий, писем (Экспозиция «Столица 101 километра») и нашего «блаженного» человека.

Лев Кивович Готгельф: «Что обычно в музее демонстрируют публике? Вещи сугубо материальные. Но когда наши друзья-музыканты решаются здесь сыграть, мы даём возможность публике почувствовать нечто эфемерное, то есть звуки, которые слышали Цветаевы, когда сто лет назад жили в Александрове».

Человек навострил уши. Это же мысль! Мысль вступительная, добротная!

Директор музея же рассказывал о знаменитом Приношении Международного фестиваля камерной музыки имени Сергея Коршункова. Напомнил о том, кто таков Коршунков, что за кружок такой «домашних» музыкантов соседствовал с домом Цветаевых. Не забыл про скрипку XVII века немецкого мастера Маттиаса Клотца! На ней – в том, кажется, есть определённая поэтичность – играли и играют гости-музыканты. Сегодня же одним из прикоснувшихся стал Роман Минц.

По программной намётке Виктория Коршунова, музыковед, ведущая концерта объявила Арво Пярта, «Моцарт-Адажио» для скрипки, виолончели и фортепиано. (Имелся даже эпиграф: «Посвящение Олегу Кагану».) Также исполнителей: Романа Минца, Ольгу Дёмину (виолончель), Михаила Дубова (фортепиано).
И музыка! Музыка! Она щекотала человеку уши. «Думай! Думай! – так говорила. – Пиши!»

Следом – композитор Игорь Стравинский, «Три пьесы» для кларнета соло.

Приводим расшифровку Олега Танцова (самого кларнетиста): «Первая пьеса – что-то монотонное, медленное. Вторая – погоня кошки за птичкой. Третья – Петрушка (скоморошья потешка)».

Третьим выступил Артюр Онеггер, композитор «французской шестёрки». «Сонатина» для скрипки и виолончели. Что есть Сонатина? «Не такое тяжеловесное, не решает таких глобальных философских задач, как соната», – определение Виктории Коршуновой. Выступали Роман Минц, Ольга Демина. Исполнительская премьера произведения. В александровском зале под сводами!

И четвёртым, последним, стал Оливье Мессиан, с «Квартетом на конец времени» для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано (Олег Танцов, Роман Минц, Ольга Демина, Михаил Дубов).

«Загремел» «Квартет» ещё в годы Второй мировой войны. Мессиан мобилизовался, но был быстро схвачен в плен. Там и сочинил одно из значительных произведений времени. Вместе с ним находились заключённые-музыканты. Случайно. Один недурно играл на кларнете, другой – на фортепиано, третий – на скрипке, четвёртый – на виолончели. Это – свидетельство о рождении весьма известного состава.

«Иди и смотри, – слышал человек чей-то голос. Или мелодию. – И имя мне Мысль».

Стены концертного зала дышали картиной «Голгофа XX века» струнинского художника Колоскова. У них, стен этих, как говорят, уши есть. А может, и глаза; человек слушал, человек думал и смотрел.
Мысль ясная: это была фестивальная «Кульминация».

А. Мишанина
 


Земельные работы: фундаменты, планировка, газоны, ландшафный дизайн, дренажи, колодцы;
Строительство, отделка, кровля;
Коммуникации под ключ (любые виды);
Электрика, сантехника (любая техника)
Телефон: 89190007655
 



Самые читаемые новости за месяц
  • НА ПЛАНЁРКЕ У ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ РАЙОНА ( 173 )
  • ЧЕЛОВЕК, НЕ СЛУЧАЙНЫЙ В ОБРАЗОВАНИИ ( 144 )
  • Ольга Зыкунова: коллектив ДК «Юность» всегда готов к переменам! ( 132 )
  • НА ПЛАНЁРКЕ У ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ РАЙОНА ( 129 )
  • Главная ценность школы – учителя ( 124 )





  • Разработка сайтов. Реклама в интернет.




    Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2021 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
    --------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 5.2586 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------