Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Обзор местных СМИ
 
Источник: Александровский Голос Труда
Красота! Вкуснота! И вот эта, и вон та!
31.12.2021 / Просмотров: 796 / Комментариев: нет

 Всего через пару дней наступит самый любимый, весёлый и чудесный Новый год – праздник сладких подарков. Кто из нас в детстве не поднимал душистые колючие лапы, разыскивая долгожданный сюрприз – оранжевые мандарины и вкуснейшие конфеты, появлявшиеся на столах лишь в особенные дни. Картонным домиком или пластмассовым снеговиком, в котором находилось это богатство, потом можно было ещё долго играть или хранить там что-то своё, секретное...

У этой трогательной ностальгии глубокие корни – вспомним, как выглядели упаковка и конфетные фантики в старину. Благо, в коллекции музея-заповедника «Александровская слобода» есть замечательные образцы этой «сладкой» темы. Увидеть часть из них можно на экспозиции «В купеческой лавке», где на прилавок «выложен» самый разнообразный товар, в том числе, шоколад, конфеты, чай в железных коробках с замочком и ключиком, сахарные головы и многое другое. Итак, празднично-новогодний экскурс...
Ещё в начале XIX-го века всевозможные сладости укладывали в простую бумагу, ящички и обычные картонные коробки. Но с годами упаковка преображалась: появились жесть, стекло, дерево, бархат, шёлк, муар и лучшие сорта бумаги. Из них делали конфетные этикетки и причудливые коробки, шкатулки в виде книги, подковы, тыквы и т.д. Фабриканты-кондитеры живо откликались на исторические и культурные события, которые воплощали в эскизах обёрток: сказки, басни И.А.Крылова, сочинения Н.В.Гоголя, различные даты и праздники. В дни больших торжеств появлялись товары в специальной, можно сказать, сувенирной упаковке.

Качество и дизайн российского фантика конца XIX – начала XX вв. были одними из лучших в мире. Но имена художников (зачастую знаменитых – Врубель, Бакст, Бенуа), создававших мини-шедевры, хозяева фабрик держали в секрете, опасаясь конкурентов. Кстати, известный иллюстратор сказок Иван Билибин - автор эскизов шоколадной серии «в русском стиле» и не только.

Крупные кондитеры стремились сами производить эксклюзивную «оболочку». У фабриканта А.И. Абрикосова цех упаковки возглавлял известный живописец Федор Шемякин. Ещё будучи молодым купцом, Абрикосов понял силу рекламы и развернул мощную PR-кампанию. Этикетка превратилась в маяк, влекущий покупателя, а одной из «фишек» стала серия. Например, на каждой из обёрток от шоколада по сказке «Золотая рыбка» изображали фрагмент, за которым следовало продолжение. На других фабриках выходили коллекционные карточки, создавались красочные тематические серии (практически все они состояли из двенадцати картинок).

Кстати, именно на абрикосовской фабрике впервые в России выпустили коробки конфет с «сюрпризом» - вкладышем в виде флажка, мозаики, маленькой географической карты, бумажной игрушки, переводных картинок. И там же появился хит новогодних подарков для детворы - обернутые в фольгу шоколадные зайцы и Деды Морозы. Шедевром коммерческой рекламы стала и серия конфет «Загадки», где на фантиках были «задачки для ума».

А фабрика Жоржа Бормана впервые в России стала выпускать шоколад с помощью паровых машин. Сегодня каждый ребёнок знает, что такое «Киндер-сюрприз». А ведь первое шоколадное яйцо с подарком внутри придумал именно Жорж Борман. Правда, в то время внутрь вкладывалась не игрушка, а символическая маленькая вещичка: крестик, макет костела, православного собора и т.д.

На фабрике «Товарищество Эйнемъ» тоже старались удивить. Коробки отделывали шёлком, бархатом, кожей, превращая их в маленькие шедевры. Рекламу фирмы несли театральные программки, наборы-сюрпризы с вложенными в коробку конфет открытками. Эксклюзивные сладости всегда продавались со специальными аксессуарами – в упаковку вкладывали фирменные салфетки и специальные щипчики для конфет. Для фабрики писал музыку свой композитор, и покупатель в красивой упаковке с карамелью или шоколадом получал ноты «Шоколадного вальса», «Вальса монпансье», «Танца какао» или «Кекс-галопа». Кстати, музыку для «Эйнемъ» сочинял Яков Фельдман (автор известного романса «Ямщик, не гони лошадей!»).

Сегодня подарочная упаковка так же пестрит разнообразием, манит и влечёт. Креативные кондитеры вновь возвращают ушедшие традиции, но при взгляде на яркое сладкое обилие рука всё же тянется к упаковке в ретро-стиле. Именно она подсознательно вызывает большее доверие, сладости в ней кажутся вкуснее. И мы, положив за щёку кусочек любимого шоколада, ненадолго возвращаемся в детство...

С. Вершинина,
музей-заповедник «Александровская слобода».
Справочный материал Л.Т. Ушакова.

На фото: ретро-упаковка из коллекции музея-заповедника «Александровская слобода».
«Ёлка». Рождественская упаковка от конфет в виде книги. Нач. XX в.
«Золотая рыбка». Упаковка от шоколада («Товарищество А.И. Абрикосова сыновей»). Кон.XIX – нач. XX вв.
Обёртка от шоколада «Загадки. Где пастух?». Нач. XX в.


Земельные работы: фундаменты, планировка, газоны, ландшафный дизайн, дренажи, колодцы;
Строительство, отделка, кровля;
Коммуникации под ключ (любые виды);
Электрика, сантехника (любая техника)
Телефон: 89190007655
 



Самые читаемые новости за месяц





Разработка сайтов. Реклама в интернет.




Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2024 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
--------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 0.8218 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------