«Художники не рисуют, а пишут.
Моряки не плавают, а ходят.
Артисты не играют, а служат.
И только лётчики не выпендриваются, а летают».
(Устное народное творчество на правах анекдота)
«По улице моей который год звучат шаги — мои друзья уходят».
(Белла Ахмадулина)
Что общего у таких городов как Владивосток и Карабаново? На первый взгляд, да и на последующие взгляды тоже, кроме нескольких совпадающих букв ничего, ну, может быть, ещё кто-нибудь из местных служил на Дальнем Востоке. А, тем не менее, общее есть...
Первый сверхдальний перелёт, совершённый женским экипажем 24-25 сентября 1938 года. Командовала экипажем опытный пилот Валентина Гризодубова, второй пилот Полина Осипенко и штурман Марина Раскова. Ими был установлен женский мировой рекорд дальности. Они беспосадочно преодолели маршрут в 6450 км за 26 часов и 29 минут. Рекорд был поставлен на самолете АНТ-37бис (военное применение ДБ-2) с собственным именем «Родина».

Старожилы Владивостока утверждают, что у них улицы отважных лётчиц появились раньше всех. Причём, сразу всех трёх героинь, чем может похвастаться далеко не каждый город. Не каждый. Карабаново - может. Пусть улицы состоят не из двадцатиподъездных домов-комплексов, а попадают под устойчивое и ёмкое определение «частный сектор», но улицы имени трёх отважных лётчиц у нас есть.
На Осипенко выходят...
Раньше всех появилась тут улица Полины Осипенко - сколько себя помню, первая остановка на въезде в город. А вот улицы Валентины Гризодубовой и Марины Расковой – названия относительно недавние. Появились новые улицы, дали им новые названия. Хорошо, что продолжили традицию.
Общественный транспорт обычно не предусматривает книксены и реверансы, тут всё предельно логично. Если на остановке никого нет, то дежурный вопрос от водителя: «На Осипенко выходят?». Один раз я слышал, как водитель объявил официальным, чуть ли не Левитановским голосом: «Остановка – улица Героя Советского Союза лётчицы Полины Осипенко». Уже не помню, в каком году, и было ли произнесено отчество. Но запомнилось, возможно, своей уникальностью.
Имена и фамилии превращаются в топонимы обычно по нескольким причинам: если известный и заслуженный человек здесь родился, жил или работал, бывает и по решению местных властей, подкреплённых коллективным обращением граждан. Возможно, что это один из тех самых случаев, когда народ и партия во мнении и желании были едины.
Маленькие и большие ступеньки в небо
Сейчас вас, дорогие читатели, может удивить, но были времена, когда выходили утренний и вечерний номера газет. А до изобретения фототелеграфа матрицы центральных газет пересылали из Москвы в Ленинград самолётом, чтобы все новости люди читали одновременно. С 24 на 25 сентября 1938 года газета «Правда» напечатала сообщение о начале перелёта Гризодубовой, Осипенко, Расковой. А между тем, радиосвязь с самолётом уже была потеряна. Что случилось? Лётная погода закончилась через 150 километров, а через 9 часов пропала радиосвязь. В тридцать восьмом «Правда» - главная газета страны. Очередной номер вышел с почти протокольным сообщением ТАСС «Ход перелёта самолёта «Родина». И тишина… До 4 октября советская пресса ни слова не проронила про потерянный самолёт и судьбу экипажа. Специально не пишу, о том, что они пережили, как приходилось подниматься на предельную высоту, как приземлялись «на брюхо» буквально в болото, как по приказу командира покинула самолёт Марина Раскова (приказ пришлось повторять дважды). Десять дней в тайге...
Порой нам трудно оценить и понять героизм первых. Это сейчас в салон самолёта выйдет бортпроводница и расскажет, что полёт будет проходить на высоте восемь или десять тысяч метров... И в зависимости от дальности полёта вас даже один, два, а то и три раза успеют покормить. Или это всё прозвучит по громкой связи. От сообщения о температуре за бортом вас самих непременно бросит в холод, но вам сразу предложат тёплый плед. А теперь представьте 1938 год, только 3 десятка лет отделяет от того момента, когда крылатая машина ещё называлась аэропланом, ни о каком делении на транспортную, пассажирскую или военную авиацию даже понятия не существовало, а из всех приборов - только карманные часы «Павел Буре» на цепочке. Но, если помнить об этом и не забывать, каждый подъём в небо, каждый перелёт были ступенькой в небо. И как любил повторять знакомый инженер по ТБ: «Каждая строчка в инструкции по технике безопасности написана кровью».
А как потомки пытаются увековечить память об этом перелёте? А кто как: где-то граффити во всю глухую стену, где-то мемориальные доски, что улица названа в честь и в каком году. Главное, чтобы не забывали. Программа минимум – хотя бы те, кто живёт на этих улицах, максимум - все.
Пробежав по энциклопедическим строчкам названий улиц, переулков, понимаю, что списки были составлены ещё при СССР и бывшие союзные республики, во многом в пропаганде бежавшие впереди паровоза («наш паровоз, вперёд лети...») уже переименовали и улицы, и корабли, построенные и нажитые в семье братских народов. В Молдавии улицу Марины Расковой уже переименовали в улицу первой румынской лётчицы, хотя выяснилось, что она тоже русская, скажу больше – уроженка Твери. А когда-то в 1943 году женщины Молдавии, успевшие эвакуироваться, трудившиеся на оборонных заводах, собирали деньги на эскадрилью. Сохранился снимок «Передача лётчице Демченко А.Н. самолёта Як-7Б, построенного на средства тружениц Молдавской ССР. Март 1943 года».
Так иногда и хочется спросить новых руководителей когда-то дружественных республик словами героя старого умного фильма «Берегись автомобиля» следователя Максима Подберёзовикова: «Откуда ты такой взялся? Мама такая хорошая, про паровоз поёт...».
Привязка к местности
А что же с привязкой к местности? Увы, «Голоска» у нас за те исторические дни нет. Но и мы не остались в стороне от истории страны, вот что писала Ивановская газета «Рабочий край» за 1938 год от 28 октября, если кто-то забыл мы до 1944 года были в составе Ивановской области: «27 октября 1938 г. на станции Александров состоялся митинг трудящихся района, посвящённый встрече отважных лётчиц В.С. Гризодубовой, П.Д. Осипенко, М.М. Расковой, совершивших на самолёте «Родина» беспосадочный перелёт «Москва - Дальний Восток». С яркой речью на митинге выступила П.Д. Осипенко». Вот так, ни больше и ни меньше.

Лётчицы прибыли в Москву 27 октября 1938 года. Их поезд, празднично украшенный цветами, гирляндами, флагами, на каждой станции встречали толпы ликующего народа. То, что для нас «митинг трудящихся района с яркой речью Полины Осипенко» для общесоюзной прессы «на каждой станции встречали толпы ликующего народа». Да так ли это важно. Главное - митинг был, а вот, к сожалению, со свидетелями этого события вряд ли уже удастся пообщаться...
Среди героев наши имена...
В 1937 году вышел фильм «Богатая невеста», песня из него отправилась в народ. И снова возвращалась – например, в виде передачи «А ну-ка, девушки!»:
А ну-ка, девушки! А ну, красавицы!
Пускай поёт о нас страна!
И звонкой песнею пускай прославятся
Среди героев наши имена!
Ловлю себя на мысли, почему женский экипаж чаще всего делегировал выступать Полину Осипенко? Возможно потому, что судьба очень необычная: два класса дореволюционной сельской школы, была и в няньках, и в батрачках. После революции - птичница. А началось всё с того, что в поле у села приземлился самолёт. Она увидела женщину в кожанке и шлеме. И пошла за мечтой. Валентина Гризодубова буквально родилась в самолёте. Отец конструировал летательные аппараты. Были две неудачи, в 1912 году полетел только третий вариант. И Валентина, как бы сейчас сказали, папин хвостик – хоть гаечными ключами погреметь, полетела за спиной отца в два с половиной года. А в четырнадцать лет совершила первый самостоятельный полёт на планере. Марина Раскова – дочь музыканта. Это брат мечтал быть лётчиком, а стала она - от чертёжной доски и в небо.
Полина Осипенко была ближе всех к тем людям, перед кем выступала.
Они стали первыми женщинами, которым присвоили звание Героя Советского Союза. Произошло это знаменательное событие 2 ноября 1938 года.
Пароходы, строчки и другие добрые дела...
Так писал Маяковский. Как обычно и бывает, портреты в газетах и журналах. Открытки с новоиспечёнными героинями. Серия почтовых марок.
Картины художников. О вкусах спорить не будем, но самой удачной считаю полотно Сергея Васильевича Герасимова (1885 - 1964). Он, наверное, единственный из художников увидел в них в первую очередь женщин. Между прочим, когда самолёт обнаружили, в десанте были не только военные и службисты, техники, врачи и радисты, но и репортёры тоже были. Врач и два офицера десантировались к месту на парашютах. Остальные подтянулись в пешем строю. Возможно, что первые рассказы лётчиц о своих приключениях легли в основу мультфильма «Таёжные друзья» - к ним «в гости» приходили не только белочки и бурундуки, а ещё медведи и рыси. Рысь умудрилась проникнуть внутрь и потоптаться на приборной доске, а медведь не нашёл ничего лучшего, как чесаться о самолёт. Спросите, и всё? Нет, не всё. Жизнь продолжается. Есть сорт сирени «Полина Осипенко», ирис «Марина Раскова». В 2010 году снова вышла серия марок. В моём пионерском детстве был такой девиз «Герои не умирают». Они живут, они должны жить в нашей памяти.
В. КУЛЬКОВ
1. Первые Героини Советского Союза в живописи. Автор картины Сергей Васильевич Герасимов. Мы его знаем по картинам «Мать партизана»; «Ранняя весна»; «Лёд прошёл».
2. Так встречали на каждой остановке. Это не у нас, но, не сомневаюсь, митинг на станции Александров выглядел так же. Автора определить не удалось, фото из свободного доступа, но похоже, что это военный фотокорреспондент Борис Яковлевич Фишман (1910-1981).