Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Обзор местных СМИ
 
Источник: Александровский Голос Труда
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ РЕБЕНОК ИЛИ БУДУЩИЙ АКАДЕМИК?
27.10.2010 / Просмотров: 1360 / Комментариев: нет

Какой родитель не хочет видеть своего ребенка талантливым, умным, образованным. Мне в свое время очень нравилось наблюдать, как папа что-то клеил, резал, паял – обилие инструмента в потайной комнате, называемой просто «кладовка», вызывало живой интерес, несмотря на то, что я девочка. Мне никто не говорил, когда я заглядывали внутрь разобранного телевизора, – ты же девочка, зачем тебе это. Всегда на свои вопросы я получала ответ. Видя, как папа ремонтирует телефон, вантузом прочищает от засоров трубу, паяет проводки, я повторяла за ним, когда в этом была необходимость. И у меня получалось.

В разговоре с преподавателем воскресной школы, настоятелем храма святых благоверных князей Бориса и Глеба в с. Волохово отцом Леонидом эта тема оказалась одной из самых важных – учить ребенка быть любознательным нужно. Именно это качество будет стимулировать постоянное развитие ума. Но есть одно условие – обязательная заинтересованность родителя в том, что изучает ребенок.

– Та методика, которой мы сейчас занимаемся в школе, - рассказывает отец Леонид, - вряд ли принадлежит какому-то одному автору. Это некая эссенция собранного педагогического опыта. Характер занятий в воскресной школе, безусловно, должен быть связан с воцерковлением. Детям привить интерес к этому не просто. Нужно, чтобы в них была раскрыта любознательность, чтобы было живое чувство внутреннего интереса к тому, что вокруг них – к Божьему творению. Если удастся воспитать это чувство - будет замечательно. Тогда ребенку будет все интересно – и русский язык, и химия, и биология, и история и все, что хотите. Все будет интересно. Но когда это закладывать? – Естественно до 7 лет. Это совершенно ясно. Это нужно делать с маленькими детьми, причем, интерес, повторюсь, должен быть исходно родительский.

В течение 3 лет на занятиях воскресной школы дети и родители под руководством педагога исследуют различные коллекции растений, полезных ископаемых, изучают технологические конструкторы по физике, химии, радиотехнике, катаются на самодельных веломобилях, электромобилях, микроциклетах, учатся дышать в акваланге, постепенно знакомятся с обитателями морского дна – звездами, ежами, морскими кубышками и этим исследованиям нет предела. Образцы родители собирают вместе с детьми. Предварительно отец Леонид рассказывает, как составить коллекцию и что наиболее интересно. Обычные, на первый взгляд, образцы растений, минералов, образцов древесины могут привести к целому научному исследованию. Ведь интересной можно сделать любую коллекцию.

Например, - семена и плоды. Анатомически исследования семян доступны для детей. Узнать об этом можно только, раскрыв такое семя, показав семядоли, внимательно изучив под микроскопом, купить который сейчас не составляет никакого труда. Батюшка показывает мне природный колокольчик. Это коробочка с семенами лотоса орехоплодного. Знакомые привезли отцу Леониду с Дальнего Востока. Такая штучка всех детей привлекает. Следом за лотосом знакомлюсь с магнолиевой шишкой, которая существовала еще во времена динозавров и растет сейчас. У магнолии такие «кожаные» листья, которые не разорвешь. Растение уникальное. Да и плод тюльпанового дерева (лириодендрон тюльпановый по-научному) тоже похож на орех, но он несъедобен. Есть в батюшкиной плодово-семянной коллекции и водяной орех или чилим (вызревает под водой, а плоды содержат масло, крахмал, глюкозу), манчжурский орех, семя клещевины, из которой получают касторовое масло. Словом, засушить можно любое семя и плод.

По мнению отца Леонида, нет ничего страшного в том, что родители используют специальную терминологию. Это замечательный прием, примененный писателем-фантастом Иваном Ефремовым.

- Мы еще застали его живым, как-то ходили на встречи с ним, - делится священник. - Сразу с первых страниц он использует специальную историческую терминологию для погружения в эту среду. Это как изучение иностранного языка – человек оказался среди иностранцев, и он вынужден изъясняться жестами или схватывать и понимать. Мороженым, играми заинтересовать очень легко, а вот заинтересовать научными предметами, научными исследованиями – совсем нелегко. Вот это задача из задач. Любое исследование требует напряжения ума, сформированного определенным образом. Ум должен являть характер творческого мышления. Это задача с рождения, а может быть и раньше. Она решаема при живом и неподкупном интересе родителей. А так, если ребенку дать изучать самому, у него быстро пропадет интерес, и он поменяет это на футбол, на «Клинское».

Детей надо заинтересовывать настолько, чтобы, повзрослев, у них не появились «уличные интересы», и они остались в лоне семьи и Церкви.

Не проходите мимо сломанного утюга, пылесоса, радиоприемника, учит батюшка пап, – разберите его на части и покажите ребенку, что внутри.

- Отец Леонид, но ведь родители могут сказать: мне некогда, мне нужно зарабатывать деньги.

- А нужен ли родителю интеллектуально развитый ребенок, который будет сам с интересом и удовольствием учиться?! Для этого не так уж много нужно труда. Это вообще программа средней школы. Это не требует каких-то особых специальных знаний. Некоторые вещи имеют место быть в продаже – есть такая система «Учколлектор» - производитель и поставщик учебного оборудования и учебных наглядных пособий. Можно, конечно, родителю в выходные сидеть на диване – милое дело, но ведь это заболевание «диванное». Поверьте, не знание как таковое, а процесс исследования играет решающую роль. Мы изучаем металлы, насекомых, растения. Если этого не делать, то Вы догадываетесь, что под лежачий камень много не натечет. Это как раз для того, чтобы в 12-14 лет дети не ушли из воскресной школы, ведь тема исследований бесконечна. Какие 14 лет?! – в 90 все не изучишь! Если всем этим достаточно методично и целенаправленно заниматься – это обязательно даст хороший результат. По-другому быть не может.

Присутствие родителей на наших занятиях обязательно. У детей, которые ходят в нашу школу без родителей, в дальнейшем могут появиться интересы, в которых не будет место взрослому.

- Когда отец Леонид занят с родителями, - рассказывает матушка Ольга, - мы с детьми делаем искусственные цветы, составляем букеты, читаем поучительные рассказы, сказки, узнаем о церковных праздниках. Когда детки устают, играем с ними… На Рождество мы вместе водим хороводы. Представьте себе ощущение ребенка, который водит хоровод вместе с папой. Папа вместе с ним рассказывает стихи, мама и бабушка поют колядки.

Сейчас в школьном журнале числится около 20 человек. Есть несколько семей, которые ходят постоянно, и несколько семей - непостоянно. Занятия проводятся по воскресным дням и занимают около часа. Вот уже четвертый год педагоги занимаются с родителями и детьми. Часть занятий состоит в том, чтобы объяснить родителям тот или иной вопрос. Первый год разбирали ошибки новообращенных, второй год изучали начальный курс христианского богословия (катехизис), третий год – церковнославянский язык. Батюшка говорит, ведь есть причины тому, почему этот язык остался в Церкви. Надо об этих причинах рассказать, чтобы ввести человека в служение алтарников, клиросного послушания.

Воспитывайте в детях пытливость и ни в коем случае не жалейте своего времени на них.

Знаете, что асфальт бывает в природе, - задает мне вопрос отец Леонид, - но не в нашей стране – в Китае, Малой Азии. В тех случаях, когда нефть выходит на поверхность, смешивается с песком, образуется асфальт (смотрю на коллекцию строительных материалов - глина, песок, цемент, гипс, асбест - все это под силу собрать папе для ребенка). - А знаете, почему стекло кинескопа телевизора такое толстое?! А вот кварцевое стекло, температура плавления которого более 6 тысяч градусов, выдерживает резкие перепады температуры. Например, если положить в морозилку, а потом достать и налить кипяток - не лопнет.

Особая тема появления человека и его развития.

- Мы привыкли воспринимать человека каменного века существом примитивным. Ничего подобного, - делится священник. - Люди каменного века были почти такими, как мы сейчас. Более того, последние исследования 70-х гг. прошлого века доказали, что они были не глупее нас. В среднекаменном веке они строили астрообсерватории (Стоунхендж). Для того чтобы рыть рвы, использовали кости и рога животных, делали потрясающие орудия из камня, например, швейная игла. Находят черепа человека каменного века со следами трепанации. Сейчас это сложнейшая операция, а ее делали тогда. Простых объяснений этому нет. По-видимому, эти знания давал человеку Бог. И за многие десятки тысяч лет интеллект человека практически изменился только на 5 процентов. Это еще раз говорит о том, что люди каменного века были не глупее нас, потому что они акт творения Бога. Это серьезные вещи, которые детям надо рассказывать.

Еще одна серьезная вещь - оптический телескоп, с помощью которого ребенок может увидеть планеты солнечной системы, в том числе Луны, а потом взять глобус и карту Луны и сверять увиденное. Можно посмотреть Море Изобилия, куда прилунились наши станции. А потом посмотреть в коллекции образцы лунного грунта – реголита из этого Моря. Грунт он и есть грунт, но с Луны. Оказывается, что в этом реголите содержатся многие элементы, которые есть на земле и в системе таблицы Менделеева. Изучая эти вещи, можно прийти к серьезным выводам - вся Вселенная сотворена в едином замысле.

Это выводы, которые делают сами дети, исходя из собственных исследований. Ведь в воскресной школе главное – не заставить, а заинтересовать. А что может быть дороже полных любопытства и желания узнать больше детских глазок?! Дайте возможность ребенку развиваться и тогда вы, дорогие родители, будете вознаграждены.

Н.НИКИТИНА.
Фото из архива школы.

 

 
Вы не авторизованы на портале. Поэтому не можете оставлять комментарии.
Необходимо войти, указав свои логин и пароль, либо зарегистрироваться.



Самые читаемые новости за месяц
  • ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА В РЯДУ ДРУГИХ ЛЕГЕНД ( 789 )
  • НАЗАД В СССР ( 707 )
  • В Александровском районе Владимирской области сотрудник полиции подозревается в посредничестве в даче взятки в значительном размере ( 667 )
  • СТЫДНО! ( 663 )
  • СОБСТВЕННОЕ ЖИЛЬЕ ( 622 )





  • Разработка сайтов. Реклама в интернет.




    Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2017 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
    --------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 3.4145 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------