Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Обзор местных СМИ
 
Источник: Александровский Голос Труда
ЛЕТЧИК ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ
20.04.2012 / Просмотров: 2273 / Комментариев: нет

Так получается, что в этой истории замешаны три Юрия. В библиотеке имени Юрия Николаевича Худова, я встретился с летчиком дальней авиации Юрием Сергеевичем Барковым, который, помимо всего прочего, рассказал о встрече в августе 1961 года с космонавтом №1 Юрием Алексеевичем Гагариным.

Барков Юрий Сергеевич родился в 1930 году в Карабаново. Учился в средней школе №2, теперь это школа № 8. Память с годами становится избирательнее, что-то забывается, что-то в воспоминаниях становится ярче…. Впечатляет то, что он помнит почти всех своих учителей, одноклассников. Летчиком стать мечтал, не боялся высоты, все крыши, заборы и деревья были его. В школе в кружке мастерил с другом модели самолетов. А вот после школы с другом Валентином Мошковым поступил в Энергетический институт имени Молотова, но проучился там только один семестр. Мать сказала: учиться не можешь – иди, работай. Устроился учеником электрика. И подал документы в военкомат, прошел комиссию. И поступил в Балашовское ВВАУЛ. Это было в 1948 году, именно в этот год 5 января училище было переименовано в Балашовское военное авиационное училище летчиков-бомбардировщиков дальней авиации ВС СССР (подготовка летчиков на самолет Ил-4).

По окончании училища был направлен за добором опыта дальних перелетов в «Аэрофлот». Попал в Якутское управление, три года там летал пилотом Ли-2 (кто смотрел фильм с участием Михаила Жарова и Людмилы Целиковской «Воздушный извозчик», тот может себе представить, что это за машина, впрочем, считалась она вполне комфортабельным самолетом и использовалась с 1939 по 1952 год). В 22 года стал командиром корабля. Возил почту и грузы. Потом был отправлен в Рязань «переучиваться» на Ту-4. Сначала был «правым летчиком», потом там же, в Рязани, выучился на командира Ту-4. Потом послали в Самару (Куйбышев), на заводе-изготовителе изучали новую технику, а именно, самолет Ту-95.

Был направлен в Узин (Белая церковь) на авиационную базу. База, как база: стандартный набор ангаров, казарм, и «взлетка» в три с половиной километра. Там и служил с 1955 года по 1966 год – сначала помощником, вторым пилотом, потом утвердили командиром корабля. Когда был помощником, летали по максимуму - 27 часов в воздухе.

Не надо забывать, что это были годы «холодной войны», и Н.С. Хрущев, тогдашний самый главный, задал министру обороны вопрос: Почему вы не летаете над американскими кораблями?

Авианосец «Энтерпрайз» совсем распоясался, это ему принадлежит рекорд — 165 боевых вылетов за одни сутки. Было два неудачных захода, экипажи возвращались по разным причинам. Третий выход возглавил сам командир — генерал Иван Васильевич Шиханов. На высоте метров 200–300 несколько раз прошелся над авианосцем, «сфоткал» его палубу, все корабли боевого охранения, потом устроил визуальное разглядывание, размашистый вираж, уход в облака и курс ближе к дому. Ведомый ракетоносец оставался на большой высоте, ходил галсами и фотографировал изображение морской обстановки с экрана радиолокационного прицела. Его пытались гонять палубные истребители, брали в «клещи», проскакивали перед носом, подстраивались к пилотской кабине, не давали развернуть машину, грозили командирам кулаками, но помешать полету не сумели.

Снимки были великолепны. Боевой порядок авианосной группы выглядел хрестоматийно классическим: в центре — морская громадина «Энтерпрайз», с палубой, обставленной самолетами, а вокруг, кольцом, — корабельная охрана. С тех пор с авианосными соединениями у нас установились безмолвные не очень дружеские, но регулярные контакты, которыми не на шутку была встревожена Америка. Нагорело тогдашнему министру обороны США Макнамару.

После этого полета «бати» начали летать мы. Взлетаем в Узине, через Мурманск, и сворачиваем «за угол» и идем в Атлантику искать авианосцы. Нас встречали американские истребители, агрессию не проявляли, наоборот, в заднюю кабину показывали журналы содержания, которого теперь хватает и на наших газетных прилавках, показывали бутылки с различной выпивкой. Загрузили мы их работой. Никита Сергеевич был доволен полетами.

Летали на максимальную дальность. Взлетали как правило ночью и садились тоже ночью. Узин - Мурманск - Новая Земля - Северный Полюс – Сталинабад ( с 1961 года –Душанбе) - Астрахань и домой. Если чувствуем, что топлива не хватит, вызывали заправщика.

Ту-95 (по кодификации НАТО: «Медведь») — машина серьезная - советский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый быстрый винтовой самоле т, ставший одним из символов «холодной войны». Единственный в мире принятый на вооружение и серийно производившийся турбовинтовой бомбардировщик. Предназначен для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях. В эксплуатации с 1956 года. В ходе полетов в сентябре-октябре 1957 года на этой машине были достигнуты скорость - 905 км/ч, потолок - 12150 м, дальность - 16750 км.

Наш взлетный вес -182 тонны. Сначала мы летали с бомбами в бомболюках, забирали 10000 тонн бомб. Потом таскали крылатые ракеты, тогда это были беспилотные самолеты с «начинкой».

За всю службу ни происшествий, ни аварий, а ушел с летной работы по бытовой травме – крышу ремонтировал у знакомых, заработал сотрясение. Списали, последний полет сделал в 1966 году, а в 1971 году, проработав 4 года руководителем слепой посадки по локатору, я уволился из вооруженных сил.

КАК РОЖДЖАЕТСЯ ЛЕТЧИК

Все в училище было хорошо. Предметы давались легко. Ни о хлебе насущном, ни о крыше над головой думать не приходилось – вся сила на учебу. А вот практика не давалась совсем. Инструктор нашел самое слабое звено – меня. И хоть реви. На мое счастье, меня увидел командир, поинтересовался мрачным видом курсанта и пригласил с ним полетать. Первый полет я чувствовал, что не я веду машину, а он. Причем он меня только подбадривает: Молодец! Умница! Вундеркинд! Приземлились. Тут же уже командным голосом приказывает вернуться в кабину, и снова летим, только на этот раз ни подсказки ни помощи – все сам. Справился, и вот с этого времени стал летать.

ИЗВЕСТНЫ ИСХОДЫ ПАРАДОВ…

Наш экипаж участвовал в военных парадах с 1955 по 1959. Это было 1 мая, 7 ноября – для всех на Красной площади, для нас - над Красной площадью, а День ВВС мы проводили в небе над Тушино. Машина, повторяюсь, не игрушечная, более 180 тонн взлетный вес, без напряжения уносит 10 тонн бомб с доставкой в любую точку земного шара.

Обычно нас в параде участвовало девять самолетов – три тройки. Взлетали на Чкаловском. Высота полета 300-400 метров, малая скорость, иначе какой смысл лететь на параде. Была у нас своеобразная парадная петля – минут сорок полета. Но надо делать поправку на низкой высоте болтанка, надо держать строй – обливались потом. По маршруту проще. А тут управление только ручное. Как-то возле МГУ попали в низкую облачность, 7 ноября, видимости никакой, соседей из тройки вижу, а высота МГУ со шпилем 240 метров. Слава Богу, не встретились два чуда инженерной техники, мы и МГУ!

НЕ РОДСТВЕННИК ЛИ ВЫ…

Я думаю, что я не первый, кто поинтересовался у Юрия Сергеевича, не потомок ли он автора знаменитого «Луки…» Но ответ был очень неожиданным. Молодежь нашего времени была все-таки скромнее. Мне уже было к тридцати, когда в госпитале один собрат по несчастью поинтересовался тем же вопросом. Увидев мое недоумение, а память у него была хорошая, как говорят в народе «лошадиная», начал шпарить наизусть. Все угорали и я в том числе. Как нас не выставили с нарушением режима - остается загадкой. Скорее всего, тоже прислушивались к чтецу-декламатору.

КОСМОНАВТ № 1 Ю.А.ГАГАРИН

В августе 1961 года довелось встретиться, как сейчас говорят вживую, с Юрием Алексеевичем Гагариным. Мы базировались на Чкаловском аэродроме перед праздником ВВС, который традиционно проходил на Тушинском поле. И вот к нам в гости на Чкаловский аэродром приехал Юрий Алексеевич, мы построились, нас было человек что-то около ста. Обошел весь строй, со всеми за руку поздоровался, в том числе и со мной. Потом разговаривал с летчиками, смотрел машины. Наш самолет и соответственно экипаж не был исключением. Очень простым и обаятельным человеком остался в моей памяти Юрий Алексеевич. Я был скромным, а вот командир с соседней машины был острым на язык и сразу выпалил: Юрий Алексеевич, айда в Москву! А он так же просто: Нет-нет, ребята, мне завтра в Швецию! Потом приехал фотограф и запечатлел нас. Вот осталось фото на память.

ДВА СПОСОБА РЕШИТЬ КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС

В мою бытность в армии Родион Яковлевич Малиновский был министром обороны. Один товарищ хотел прописаться в Москве, записался на прием к министру. Пришел в назначенное время. По личному вопросу. Товарищ маршал, капитан такой-то, разрешите обратиться. Не прописывают в Москве. - А чем я тебе помогу? Подает рапорт. Все-таки на своем бланке что-то написал. А на бланке солидная шапка: Член Политбюро депутат Верховного Совета СССР… все регалии. И рукой дописано только два слова: Прошу прописать! И подпись. И что вы думаете - прописали. Квартиру получил.

А я в 1971 году вернулся в Карабаново пожил немного в родном доме у сестры, тесновато было, переехал в Александров – снимали комнату. Но как офицеру, уволенному в запас должны были дать квартиру через 3 месяца. Год живу – второй… пошел к первому секретарю горкома. Говорю, что долго жду обещанного жилья. Вынудили меня сделаться кляузником. Стал писать жалобы в ЦК. После этого первый секретарь обозвал меня «врагом народа». Таких как я, было четверо, мы написали письмо Константину Симонову, а он тогда был членом ВС СССР. Не прошло недели вызывает меня первый секретарь горкома и с порога: Нашли кому писать! Нашли, - говорю. Идите. Будете обеспечены. Через две недели приходит зам председателя горисполкома, предлагает посмотреть квартиру в Черемушках. Вот таким образом я получил положенное жилье.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

В 2007 году сын меня возил в Борисполь в те места, где я служил. Вот сфотографировался у своей машины, точнее не у своей, но из нашего же полка. Раньше сфотографироваться у самолета… да, Боже упаси! О времена, о нравы!

Записал В. КУЛЬКОВ
Фото из архива Ю.С. Баркова.
 


Земельные работы: фундаменты, планировка, газоны, ландшафный дизайн, дренажи, колодцы;
Строительство, отделка, кровля;
Коммуникации под ключ (любые виды);
Электрика, сантехника (любая техника)
Телефон: 89190007655
 
Вы не авторизованы на портале. Поэтому не можете оставлять комментарии.
Необходимо войти, указав свои логин и пароль, либо зарегистрироваться.



Самые читаемые новости за месяц





Разработка сайтов. Реклама в интернет.




Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2024 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
--------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 0.9904 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------