В областной администрации прошло совещание по вопросам соответствия норм федерального и региональных законодательств, касающихся принципов организации органов власти в субъектах России. Менее года назад на сей счет был принят федеральный закон, но нивелировать под него собственное законодательство многие территории не спешат. Владимирская область - одна из пяти в Центральном Федеральном округе, где никаких разночтений нет. Наших законодателей похвалили и поставили в пример коллегам из других регионов.
В совещании участвовали представители Федерального Собрания, Администрации Президента, руководители законодательных органов власти субъектов РФ, входящих в Центральный федеральный округ. Тональность разговора за круглым столом задал губернатор области Николай Виноградов. Он ознакомил сенаторов и представителей законодательной власти других регионов с положением дел во Владимирском крае. Отметил проблемы, с которыми сталкиваются депутаты в законотворческой деятельности. Много острых моментов возникает в связи с реализацией федерального закона о местном самоуправлении, вступающего в силу в 2006 году. В последнее время область шла по пути укрупнения муниципальных образований - это позволяло концентрировать силы и средства для решения насущных проблем. Положительный опыт рискует свестись к нулю: с введением нового закона количество муниципальных образований может увеличиться чуть ли не вдвое и достигнуть 110-120. Очевидно, что это приведет к снижению управляемости, "распылению" средств и возникновению новых "болевых точек" на территории области: самостийность в сочетании с нехваткой финансов и, вполне вероятно, помноженная на безответственность руководителей, способна принести самые плачевные плоды.
Примером того, что далеко не все шаги во взаимоотношениях Центра и регионов продуманны, может служить и процесс передачи полномочий от федеральных ведомств (пожарных, ветеринарной службы, мировых судей и т.п.) на места. Из-за несовершенства межбюджетных отношений эти службы могут остаться с полномочиями, но - без денег. Даже в таком прогрессивном и, казалось бы, совершенном документе, как новый Административный кодекс, обнаруживаются "тонкие места": органы местного самоуправления, например, в случае нарушения законодательства, не вправе порой даже наложить административные взыскания.
И все же, несмотря на отмеченные проблемы, по мнению участников совещания, наша область стала своего рода эталоном для других регионов в сфере законотворчества. Об этом красноречиво свидетельствуют слова Александра Казакова, председателя комитета по делам Федерации и региональной политике Совета Федерации: "Новый закон об организации власти в субъектах РФ требует внесения 20 поправок в региональные законодательства. Во Владимирской области эта задача выполнена и выполнена блестяще, то есть все требования федерального закона здесь реализованы. Поэтому когда мы приводим в пример Владимирскую область, другим субъектам стыдно".