Кажется, понятие "реформа образования" перешло в разряд "вечных" проблем. Во всяком случае, оно прочно вошло в обиход, постоянно обновляясь, все время прячась за новыми формулировками. В последние годы появилось такое определение : "модернизация образования".
- Сегодня мы все стали участниками этого процесса, - сказала на августовском совещании заместитель главы администрации округа В.К. Голованова. - К школам предъявляются все более высокие требования. В одиночку им не справиться: должно быть тесное взаимодействие со структурами власти на местах. Наша задача - беречь директоров школ, которые работают грамотно, ответственно относятся к своему делу, и умело помогать им.
В этом году помощь была довольно существенной по подготовке школ к началу учебы: решением окружного депутатского корпуса были выделены немалые внебюджетные средства на капитальный ремонт образовательных учреждений. На средства из областного бюджета (в виде субвенций на хозяйственные расходы) впервые за последние 14 лет удалось значительно пополнить школы наглядными пособиями.
Все это, да и многое другое, безусловно, плюсы пресловутой "модернизации". И чтобы они множились, государство, местные власти должны постоянно держать руку на пульсе учебных заведений. Не случайно в последние годы традиционный августовский педсовет из разряда "праздника" постепенно переходит в разряд "деловой встречи".
На сей раз на педсовет были приглашены руководители образовательных учреждений, перед которыми выступили руководители и чиновники администрации округа. Это связано с грядущими государственными реформами - административной и социальной, которые коснутся всех и каждого, в том числе школы, занимающей значительное место в нашей жизни. О развитии и общих проблемах округа рассказали и.о. главы администрации В.В. Савельев, заместитель главы по экономическим вопросам Н.И. Лукьянова, председатель Совета народных депутатов А.А. Акимов, председатель комитета социальной защиты населения В.А. Киселева, военком С.И. Иванов, начальник управления образования А.И. Комов и др.
Как известно, школа "болеет" теми же болезнями, которые существуют в обществе. Поэтому в системе образования накопилось множество нерешенных проблем. Это и мизерная заработная плата учителей, и их социальная незащищенность, и отсутствие социального заказа со стороны государства, и утрата многих прекрасных традиций, и т.д. и т.п.
Удастся ли решить их? А главное, удастся ли избежать новых проблем, связанных с грядущими изменениями в общественной жизни? Примерно в этом ключе и шел разговор на августовском педсовете.
Так, Н.И. Лукьянова говорила о такой злободневной проблеме, как дефицит рабочих кадров. Особенно велика потребность в квалифицированных рабочих-станочниках, в квалифицированных работниках сферы обслуживания.
Дисбаланс трудовых ресурсов - общая проблема страны. Не случайно государственная образовательная политика направлена на усиление профориентационной работы. Так, профессионально-технические училища и средние специальные учебные заведения переведены на региональный бюджет, а содержание начального и среднего образования отныне будет строиться в соответствии с потребностями регионального рынка труда.
- Мы готовы составить прогнозные планы потребности в рабочих и инженерно-технических работниках в нашем округе, - сказала Н.И. Лукьянова.
Чтобы исправить вышеозначенный "перекос" трудовых ресурсов, в школы возвращается еще не забытое старое - производственное обучение. Для этого вводятся профильные классы. Ставится задача, что школы должны быть нацелены не только на подготовку учащихся для поступления в вузы, но и на профессиональную подготовку. Однако созданная в 80-ые годы учебно-производственная база утрачена, так что придется ее восстанавливать.
Впрочем, "восстанавливать" предстоит не только это. К примеру, здоровье детей. Оно катастрофически ухудшается. Как сообщил военком С.И. Иванов, почти 50% нынешних призывников были "забракованы" по здоровью. Бич нашего региона - заболевания щитовидной железы из-за недостатка йода: 34% детей страдают ими. Угрожающе растут цифры психических заболеваний, стремительно падает зрение детей. Поэтому одна из главных задач, которые ставятся перед школами, - укрепление здоровья учащихся, привлечение их к массовым занятиям физкультурой и спортом.
О первоочередных задачах системы образования Владимирской области на предстоящий учебный год доложил А.И. Комов. В условиях проведения государственных административной и социальной реформ предстоит перераспределение полномочий в сфере образования между федеральным, региональным и муниципальным уровнями. К тому же единый сейчас окружной бюджет распадется в связи с реорганизацией на несколько частей. Это значит, в системе образования необходимо разрабатывать новую региональную и муниципальную законодательную базу, создавать новый финансовый механизм управления образованием, основанный на нормативном финансировании в расчете на одного ученика, сформировать механизм государственно-общественного управления региональной системой образования, обеспечить социальную защиту учащихся и педагогов.
Словом, что ждет учреждения образования завтра, во многом зависит от того, что и как мы сумеем сделать сегодня. Примерно так сформулировал общую задачу А.И. Комов. Ведь в ближайшее время школы должны будут перейти на новые условия существования - полную юридическую и финансовую самостоятельность.
Что касается острейших проблем, которые больше всего волнуют сегодня учителей, - повышение зарплаты, дефицит педагогических кадров, - то здесь "революций", похоже, не предвидится. Говорят, губернатор пообещал повышение зарплаты на 20%, что, конечно же, не исправит положения. Отток кадров в столицу привел к тому, что в некоторых школах уже проблематично начинать учебный год.
- Нас превращают в быдло, - с горечью сказала директор гимназии № 2 Г.Б. Головня, - и мы не должны молчать. Наша гимназия дружит с гимназией из Сергиева Посада. Так вот там у директора зарплата - 24 тысячи рублей, у завуча - 18 тысяч. А моя ставка - 2800 рублей, у других и того меньше...