Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Архив новостей
   
Новости за Март - 2003
Новости за Апрель - 2003
Новости за Май - 2003
Новости за Июнь - 2003
Новости за Июль - 2003
Новости за Август - 2003
Новости за Сентябрь - 2003
Новости за Октябрь - 2003
Новости за Ноябрь - 2003
Новости за Декабрь - 2003
Новости за Январь - 2004
Новости за Февраль - 2004
Новости за Март - 2004
Новости за Апрель - 2004
Новости за Май - 2004
Новости за Июнь - 2004
Новости за Июль - 2004
Новости за Август - 2004
Новости за Сентябрь - 2004
Новости за Октябрь - 2004
Новости за Ноябрь - 2004
Новости за Декабрь - 2004
Новости за Январь - 2005
Новости за Февраль - 2005
Новости за Март - 2005
Новости за Апрель - 2005
Новости за Май - 2005
Новости за Июнь - 2005
Новости за Июль - 2005
Новости за Август - 2005
Новости за Сентябрь - 2005
Новости за Октябрь - 2005
Новости за Ноябрь - 2005
Новости за Декабрь - 2005
Новости за Январь - 2006
Новости за Февраль - 2006
Новости за Март - 2006
Новости за Апрель - 2006
Новости за Май - 2006
Новости за Июнь - 2006
Новости за Июль - 2006
Новости за Август - 2006
Новости за Сентябрь - 2006
Новости за Октябрь - 2006
Новости за Ноябрь - 2006
Новости за Декабрь - 2006
Новости за Январь - 2007
Новости за Февраль - 2007
Новости за Март - 2007
Новости за Апрель - 2007
Новости за Май - 2007
Новости за Июнь - 2007
Новости за Июль - 2007
Новости за Август - 2007
Новости за Сентябрь - 2007
Новости за Октябрь - 2007
Новости за Ноябрь - 2007
Новости за Декабрь - 2007
Новости за Январь - 2008
Новости за Февраль - 2008
Новости за Март - 2008
Новости за Апрель - 2008
Новости за Май - 2008
Новости за Июнь - 2008
Новости за Июль - 2008
Новости за Август - 2008
Новости за Сентябрь - 2008
Новости за Октябрь - 2008
Новости за Ноябрь - 2008
Новости за Декабрь - 2008
 
Путин переписал Конституцию
14.09.2004 09:04
Российские газеты комментируют во вторник перечень мер по противодействию угрозе терроризма, о которых объявил накануне президент россии Владимир Путин. 13 сентября стало датой старта трех масштабных реформ, обещающих стать самыми крупными за время президентства Путина. Одним из главных пунктов его программы стала отмена принципа избираемости губернаторов путем всеобщего голосования жителей соответствующих субъектов РФ. Президент считает, что избирать их должны законодательные собрания регионов по представлению главы государства.

Губернаторская вольница, которой теперь, похоже, настал конец, берет свое начало в эпоху правления первого президента России Бориса Ельцина, разрешившего главам регионов брать суверенитета столько, сколько они "смогут проглотить".


Владимир Путин, придя к власти, взял курс на восстановление целостности страны. Первое, что он сделал, - создал институт полпредов президента. Перед ними была поставлена задача привести региональные законы в соответствие с федеральными. Затем был переформатирован клуб губернаторов - Совет Федерации, а главы регионов пересели в пафосный, но бесправный Госсовет. Самых несговорчивых убеждали кнутом и пряником, отмечает газета "Газета".


Масштаб задачи по выстраиванию президентской вертикали власти можно представить, вспомнив, что в конституции Татарии, например, было записано, что Татарстан - суверенное государство, а не субъект РФ. Это пример десятилетней давности. Но и всего год назад только что избранный президент Чечни Ахмат Кадыров первым делом потребовал от Москвы предоставить республике право распоряжаться всеми нефтяными доходами - по Конституции оно принадлежит федеральному центру. Так что несмотря на ужесточение отношений центра и регионов, поводов повыяснять отношения было предостаточно - как с действующими губернаторами, так и с претендентами на этот пост.


Как отмечает "Коммерсант", фактически это означает пересмотр положений действующей Конституции: ведь еще в 1996 году Конституционный суд признал избрание губернаторов региональными парламентами не соответствующим Основному закону.

Первым о неконституционности президентских инициатив (сам Владимир Путин настаивает, что предложенные им меры не выходят за рамки Основного закона) заявил вчера независимый депутат Госдумы Владимир Рыжков. Он напомнил, что еще 18 января 1996 года Конституционный суд признал не соответствующими Основному закону ряд положений устава Алтайского края, в том числе и норму об избрании главы краевой администрации законодательным собранием.

Как подчеркнул тогда КС, Конституция прямо не устанавливает порядок избрания глав регионов. Но поскольку ч. 2 ст. 3 Основного закона предусматривает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы госвласти, то "из смысла этой статьи в ее взаимосвязи со ст. 32, закрепляющей право граждан избирать органы госвласти, вытекает, что высшее должностное лицо, формирующее орган исполнительной власти, получает свой мандат непосредственно от народа и перед ним ответственно". Суд также отметил, что, "поскольку федеративное устройство РФ основано на единстве системы госвласти (ч. 3 ст. 5 Конституции), органы госвласти в субъектах РФ формируются на тех же принципах, что и федеральные". Таким образом, КС признал, что избрание главы региона законодательным собранием нарушает баланс властей в пользу законодательной власти и неправомерно ограничивает полномочия власти исполнительной.

По мнению КС, региональный парламент при таком способе избрания губернатора "превращается в своеобразную избирательную коллегию, решение которой подменяет прямое волеизъявление избирателей". А избранный в таком порядке глава администрации "не может считаться легитимным независимым представителем исполнительной власти, поскольку ни законодательная, ни исполнительная власть не вправе определять одна для другой ее представителя". Все эти выводы в полной мере относятся и к порядку избрания губернаторов, предложенному вчера президентом.

Правда, Владимир Туманов, возглавлявший КС в 1996 году, заявил, что Конституция все же допускает подобный подход к избранию глав регионов.

"Да, принцип разделения властей несколько потревожен, - признал господин Туманов, комментируя инициативу президента. - Но в конституционной практике часто встречаются ситуации, когда приходится жертвовать полнотой реализации одного принципа ради другого - например, национальной безопасности. Это обычная практика. Принципы достаточно широки, и в разных исторических условиях они могут наполняться различным содержанием".

Но в президентском плане есть и еще одно слабое место. Дело в том, что в перечне полномочий главы государства, закрепленном в Конституции, нет пункта о праве президента представлять кандидатуру главы субъекта РФ для ее утверждения региональным парламентом. Впрочем, по мнению того же господина Туманова, этот перечень не является исчерпывающим: для его расширения, как полагает экс-глава КС, достаточно принять федеральный конституционный закон, который бы закрепил право президента участвовать в процессе избрания губернаторов. Тем более что исторический прецедент имеется: уже после принятия в декабре 1993 года новой Конституции президент в течение нескольких лет назначал руководителей субъектов РФ своими указами.


Кроме того, при подготовке поправок к действующим законам Кремлю предстоит решить еще ряд проблем. Во-первых, не ясно, будет ли у депутатов возможность выдвигать альтернативные кандидатуры: ведь если кандидат президента будет единственным, то речь пойдет уже не об избрании, а лишь об утверждении губернатора законодателями. Во-вторых, в законе придется прописывать и процедуру отзыва губернатора, без которой вертикаль власти вряд ли будет достаточно эффективной. Наконец, в-третьих, серьезные сложности возникнут с определением сроков перехода к новой системе власти.


Председатель Центризбиркома Александр Вешняков вчера заявил, что губернаторы, избранные до вступления в силу новых поправок, должны доработать до конца срока, на который они были избраны. Соответственно, в течение ближайших двух-трех лет большинство действующих губернаторов останутся всенародно избранными. И, следовательно, новая "антитеррористическая вертикаль власти" появится в России не раньше чем к 2007 году - когда по новой схеме будут избраны руководители хотя бы половины субъектов федерации.


Путин о выборах. Из раннего


"Решение об избрании первых лиц в регионах уже принято и утверждено, и переходить к назначениям не нужно... Существуют другие способы взаимодействия центральной и местной властей" (на встрече с доверенными лицами в ИТАР-ТАСС 28 февраля 2000 года).


"У нас федеративное устройство государства, и нельзя отнимать у людей право избирать, коли оно им было предоставлено... (У центра.) и так достаточно рычагов, чтобы восстановить вертикаль власти" (на Всероссийском совещании малых предприятий 15 марта 2000 года).


"Отбирать у людей право выбирать себе руководителей в регионах было бы неправильным... и стало бы элементом неуважения к избирателям. Избрание руководителей субъектов федерации повышает ответственность руководителей за результаты их труда" (на совещании руководителей региональных избиркомов 6 мая 2000 года).


"Я по-прежнему считаю, считал и считаю, что главы субъектов федерации должны избираться народом. Этот порядок уже утвердился, стал частью нашего демократического государственного строя" (в телеобращении 17 мая 2000 года).


"Может быть, с этим поспешили, может быть, и не следовало переходить к избранию руководителей регионов. Но если уж это сделали, то возвращаться назад, я считаю, было бы еще большей ошибкой... Я не уверен, что в некоторых национальных республиках население так легко уйдет от права избирать своего руководителя, а создавать разноуровневые органы власти где-то назначаемые, а где-то избираемые уже совсем плохо... Наконец, мы не должны стремиться к суперцентрализации советского образца. Я думаю, что это неэффективная система управления, а мы должны совершенствовать ту систему, которая у нас создана" (отвечая на вопрос "Вы за или против назначения глав регионов?" на пресс-конференции в Кремле 18 июля 2001 года).


"У нас нет никакой возможности, но и, главное, нет желания укрупнять регионы и ставить во главе регионов - у меня, во всяком случае, нет такого желания - назначаемых лиц. Мы эту проблему в истории нашей страны проехали. Хорошо это или плохо, у нас сложилось так, что руководителей регионов избирает население прямым тайным голосованием. Так прописано в Конституции, и так должно остаться" (во время "Прямой линии" с гражданами России 19 декабря 2002 года).
 

Разработка сайтов. Реклама в интернет.




Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2024 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
--------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 0.1792 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------