Сегодня мы продолжаем рассказывать о становлении в г. Александрове популярнейшего на сегодня средства всемирной коммуникации - Интернета. Первым, кто начал заниматься этой проблемой в нашем регионе, был нынешний главный инженер фирмы "Гарант-АТИ" (ведущего Интернет-провайдера г. Александрова) А. Коровин. С ним мы и продолжаем беседу о том, что же происходило в теперь уже, кажется, далеком 1995 году.
- Для начала расскажу историю, очень характерную для того времени - начала "эпохи Интернета". Приходят ко мне представители александровской фирмы, в основном работавшей тогда с иностранными партнерами, - интересуются вопросом подключения к электронной почте. До этого у них деловое общение шло в основном по телефону и факсу. В месяц на эти цели у них уходило примерно 1000 долларов.
Мы тогда им посоветовали перейти на электронную почту. Для этого нужно было купить компьютер с 286-м процессором (он был наиболее популярным в то время и стоил 600-800 долларов), модем (еще 150-200 долларов) и бесплатно подключиться к E-mail. Абонентская плата в то время составляла в месяц 10-15 долларов. И что самое главное - у иностранных партнеров александровских предпринимателей уже была электронная почта - как говорится, бери пример и не отставай! Но наши потенциальные клиенты в первую нашу встречу посчитали такое предложение для себя невыгодным. И лишь где-то года через 2-3 наши пути вновь пересеклись - стереотип мышления не выдержал все убыстряющегося технического прогресса, и бизнесмены наконец-то выполнили все наши рекомендации по установке электронной почты.
ТЕХНИЧЕСКОЕ "ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ"
В 1995 году у нас уже появился более мощный компьютер с 486-м процессором и два модема (один телефонный номер был рассчитан на город для клиентов, второй через систему внутриобластной связи "Искра-2" предназначался для выхода на Ковровский узел "Релком". Чуть позже, с ростом числа клиентов, добавился еще один телефонный номер - для соединения и выхода на Александровский узел "Релком". В числе первых наших клиентов были "Надежный банк", банк "Гермес", "Алекскомбанк", Карабановского текстильного комбината "КаТеМа".
Следует сказать, что в 1995 году модемы по сравнению с современными были еще очень несовершенными. Дело доходило до того, что изделия разных производителей не могли связаться между собой. Иногда, чтобы дозвониться до своего узла, клиенты тратили по полдня...
...Помимо электронной почты, на Александровском узле "Релком" в том же 1995 году была развернута система телеконференций (свежайшие новости со всего мира, без какой-либо цензуры, на русском и английском языках. Если проводить аналогии с сегодняшними технологиями, то это был единый Всемирный форум. Можно было задать любой вопрос в той или иной тематической конференции - и получить исчерпывающий ответ не только из России, но даже из далекой Австралии, США и т.д. В настоящее время с архивами этих конференций можно ознакомиться на сайте www.dejanews.com (группы новостей relcom.*, demos.* и fido*). И что самое главное - доступ к этим конференциям теперь можно получить через Веб интерфейс!
ПО ПРОТОКОЛУ TCP/IP
В конце 1995 года наш Александровский узел перешел на связь с Ковровским узлом "Релком" по протоколу TCP/IP (постоянное соединение). При тех же модемах скорость прохождения электронных писем и новостей увеличилась (раньше ведь было "сеансное" соединение, а теперь постоянное). Это был довольно ощутимый скачок в развитии технологии связи между двумя дружественными узлами. Наконец-то появилась возможность пользоваться другими сервисами Сети. И это уже был выход в Интернет в сегодняшнем понятии! Правда, пока только на одном компьютере. Windows 95, в которой были реализованы эти возможности на понятном для пользователя уровне, была еще только на подходе.
...В середине 1998 года на нашем узле "Релком" произошел следующий качественный скачок: были приобретены магистральный модем и маршрутизатор Cisco (устройство доступа). И произведено переподключение к Владимирскому узлу ОАО "Электросвязь". Все было готово для предоставления новой услуги доступа к сети Интернет в режиме dial-up (постоянные подключения по телефону).
Но тут грянул августовский "дефолт", в течение нескольких дней разоривший многих россиян, - и спрос на услуги Интернета резко упал (людям стало просто не до этого, у кого были деньги в "деревянных" рублях, пытались спасти хоть что-то). Но любая беда имеет свойство все же уходить в прошлое - в итоге первые клиенты на нашу новую услугу появились только в феврале 1999 года. Скорость модема по внешнему соединению была 31,200 бит/сек. (3 Кб/сек.). Причем следует отметить, что эта скорость делилась на всех наших тогдашних клиентов (их было примерно 90 к концу 1999 года). На обслуживании их запросов стояло 4 модема - увеличивать их количество не было смысла, поскольку и так пропускной способности канала на Владимир не хватало. Увеличивать количество каналов на Владимир не было возможности в связи с тем, что их количество было весьма ограничено в то время.
Через некоторое время "Электросвязь" разрешила клиентам Александровского узла Интернет выход по "межгороду" непосредственно на Владимирский узел. Но это, в свою очередь, привело к возникновению проблем у обычных телефонных клиентов - после десяти часов вечера выход на "8" был практически постоянно занят "юзерами". Получился своеобразный тупик, проблемы нарастали одна за другой. Принимаемые меры лишь отодвигали на короткое время новые проблемы...
МЫ ПОШЛИ "СВОИМ ПУТЕМ"
Вот тогда-то и появилась мысль - нужно идти вперед уже самостоятельно, независимо от ОАО "Электросвязь". И в июле 2001 года была создана фирма "Гарант-АТИ", которая уже могла предоставлять услуги Интернета всем желающим на современном уровне, согласно всем пожеланиям клиентов.
И закрывая эту ставшую уже историей страничку развития Интернета в г. Александрове, хочется вспомнить несколько забавных случаев (ведь за восемь лет мною лично было проведено около 500 подключений к "Всемирной паутине"). Было, например, такое: клиент "ловит вирус" - и вместо дозвона на местные телефонные номера идет соединение с... Германией! Спустя какое-то время ошеломленному александровцу приходили астрономические счета за международные разговоры. Разбирались во всем досконально, в обиду своих клиентов не давали. Бывало, что клиент сам давал свои атрибуты для выхода в сеть своим товарищам и просто знакомым, а потом удивлялся размеры счетов за Интернет.
Были и просто смешные с точки зрения специалиста случаи: звонит клиент нашего узла и жалуется, что у него не работает Интернет. Начинаем выяснять - оказывается, человек забыл просто-напросто подключить модем! Или переустановил систему в компьютере и не знал, что нужно "по новой" прописать все настройки Интернета. Но это для большинства рядовых потребителей нового средства коммуникации было действительно делом совершенно незнакомым. И сегодня многие из них также с улыбкой вспоминают свои первые робкие шаги в мир РУНЕТа.
Записал А. ШОРНИКОВ.