Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Архив новостей
   
Новости за Март - 2003
Новости за Апрель - 2003
Новости за Май - 2003
Новости за Июнь - 2003
Новости за Июль - 2003
Новости за Август - 2003
Новости за Сентябрь - 2003
Новости за Октябрь - 2003
Новости за Ноябрь - 2003
Новости за Декабрь - 2003
Новости за Январь - 2004
Новости за Февраль - 2004
Новости за Март - 2004
Новости за Апрель - 2004
Новости за Май - 2004
Новости за Июнь - 2004
Новости за Июль - 2004
Новости за Август - 2004
Новости за Сентябрь - 2004
Новости за Октябрь - 2004
Новости за Ноябрь - 2004
Новости за Декабрь - 2004
Новости за Январь - 2005
Новости за Февраль - 2005
Новости за Март - 2005
Новости за Апрель - 2005
Новости за Май - 2005
Новости за Июнь - 2005
Новости за Июль - 2005
Новости за Август - 2005
Новости за Сентябрь - 2005
Новости за Октябрь - 2005
Новости за Ноябрь - 2005
Новости за Декабрь - 2005
Новости за Январь - 2006
Новости за Февраль - 2006
Новости за Март - 2006
Новости за Апрель - 2006
Новости за Май - 2006
Новости за Июнь - 2006
Новости за Июль - 2006
Новости за Август - 2006
Новости за Сентябрь - 2006
Новости за Октябрь - 2006
Новости за Ноябрь - 2006
Новости за Декабрь - 2006
Новости за Январь - 2007
Новости за Февраль - 2007
Новости за Март - 2007
Новости за Апрель - 2007
Новости за Май - 2007
Новости за Июнь - 2007
Новости за Июль - 2007
Новости за Август - 2007
Новости за Сентябрь - 2007
Новости за Октябрь - 2007
Новости за Ноябрь - 2007
Новости за Декабрь - 2007
Новости за Январь - 2008
Новости за Февраль - 2008
Новости за Март - 2008
Новости за Апрель - 2008
Новости за Май - 2008
Новости за Июнь - 2008
Новости за Июль - 2008
Новости за Август - 2008
Новости за Сентябрь - 2008
Новости за Октябрь - 2008
Новости за Ноябрь - 2008
Новости за Декабрь - 2008
 
22 МАЯ - ДЕНЬ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ
18.05.2005 00:23
КУЛЬТ НИКОЛАЯ МИРЛИКИЙСКОГО НА АЛЕКСАНДРОВСКОЙ ЗЕМЛЕ
"Где ни приходит, кто его призывает с верою и помолится ему, не ленива его помощь и борз к милости, тепл на заступление; в Латинских землях телом лежит, а на небеси святая его душа, а в нас на Руси милосердие его и чудеса неизреченны, слепии прозирают, глусии слышат, немии глаголют, храмии ходят и беснии чисти и здравы стали". Вот таким издревле русский народ видит святителя и чудотворца Миколу, Николу, Николая, пришедшего к нам вместе с первыми христианами еще в первом тысячелетии.
В жизнь обитателей древней Руси пришли новые святые: Илья, Егорий, Микола. Они вскоре заменили прежних покровителей и помощников земледельцев и скотоводов. И первое место в этом пантеоне занял не Георгий, как в Греции, а Микола, заменивший собой и прежнего житного деда, может быть, потому, что на иконах изображался с длинной седой бородой; он "жито родит", "ярь засевает", "горох сеет" и на поле "первый бог".
Александровский краевед Тимофей Поздняков приводит такой народный обычай на западе уезда: "Во время жатвы на конце последней полосы, около межи, оставляют небольшой кусок ржи, как говорят: "Христу на бородку", а по выражению других - "Николе на бородку". О том, что Никола милостивый - во всех бедах первый заступник и русскому человеку всегда подмога, писал наш земляк Сергей Яковлевич Елпатьевский: "Никола...особливо поля берег крестьянские, хлеба всякие и потому везде средь полей на перекрестках столбик стоял с навесиком, и под навесиком Никола милостивый сидел денно и нощно, из века в век на поля глядючи..."
Доверие православного народа святому Николаю давно закрепилось в памяти такими поговорками: "нет за мужика поборника супротив Николая", "святой Миколай богом будет, як бог умре", "попроси Николу и он скажет Спасу".
На пограничье Переславского и Александровского уездов, в начале 20-х годов ХХ столетия, на анкету по культу Ильи-пророка местные крестьяне отвечали: "чтим всех святых, а святителя Николая и пророка Илию на первом плане", "Николе молимся о всех нуждах, а Илье - о дожде..."
Народная вера ставит на первое место святителя Николая, который "помогает налаживать крестьянство и спасает от всех бедствий. Поэтому его имени и посвящено большинство престолов в уезде. Как писал краевед М.И. Смирнов, причину необыкновенной популярности чудотворца Николая надо искать в языческой мифологии. Приведенная им семиковая песенка дает и разгадку: "Близ деревни Полубарово в самый Семик каждая деревня сама по себе "по ровням" (возрастам) отправлялась самостоятельно завивать березку в свое ржаное поле... и, подойдя к ржаному полю, ставили на лугу принесенную березу, укрепляли ее, а затем под ней клали взятые из дома кушанья - яичницу, преснушки, вареники, - становились кругом ее хороводом с платками и пели:
Свет, свету, купальница,
Миколе племянница,
На чем ты, Миколушка,
На чем ты приехала?
"На овсяном снопике,
На пшеничном зернышке".
Породнил наш народ Николу с древними небожителями и охранителями своей земли и своего дома.
В городе Александрове был популярен такой рассказ о святителе Николае: "Разрешил Господь угодникам Николаю и Касьяну погулять по земле. Идут они и видят, как мужик с трудом тащит повозку с навозом. Николай предложил Касьяну вдвоем помочь мужику. Касьян поморщился и отказался, боясь испачкать одежду. Николай же подобрал подол своей одежды и помог мужику вытащить воз из грязи. Когда вернулись, Бог похвалил Николая, а Касьяна решил наказать - у Николая два дня посещения земли, а у Касьяна - один раз в четыре года".
Святитель и чудотворец Николай Мирликийский на Руси приобрел новые местные названия и изображения. С XIII XIV веков прославлены иконы Николая Можайского и Николая Зарайского (Заразского-Корсунского). Известны и прославлены и другие изображения чудотворца Николая.
В Александровском историко-архитектурном музее-заповеднике в экспозиции представлена икона "Никола Можайский с житием". Икона подписная, ее автор Кирилл Сивков. Дата написания - 1752 год. В музей икона поступила из церкви Знамения Благовещенского погоста Александровского уезда. Судя по дате написания иконы, она, как и другие, была заказана иконописцу Сивкову для новой церкви. Значит, какое-то важное событие было увековечено прихожанами в 1751 году. О самом Кирилле Сивкове известно немного, сведения о нем собрала искусствовед Е.В. Гладышева. Возможно, он возглавлял странствующую в поисках заказов по городам и весям артель иконописцев. Столь же вероятно, что он мог быть местным мастером, наиболее опытным и уважаемым, поэтому к нему и обратились с заказом написать храмовый образ". Икона является своеобразным памятником оригинального живописного языка Кирилла Сивкова, иконописца новой культуры елизаветинского времени. В отличие от многих икон Николы Можайского с житием, на сивковской в клеймах приводятся только 10 сюжетов из жизни чудотворца Николая.
Издавна в Александровском уезде прославлены еще два образа Николая чудотворца, явленных возле местечка "городок" и под Махринским монастырем, но о них рассказ будет попозже.
С начала второго тысячелетия на Руси культ Николая чудотворца становится одним из важнейших, а сам он - одним из любимейших и почитаемых святых. Это утверждение легко подтвердить даже на примере изучения православных приходов нашего Александровского уезда. 91 приходский храм посвящен 29 святым и праздникам. Наибольшее число главных престолов посвящены святому Николаю - 16, Покрову Пресвятой Богородицы - 11, иконе Казанской божьей матери - 8, Благовещенью - 7, Успению пресвятой Богородицы - 6, Рождеству Христову - 4.Святому Николаю посвящены приделы в 30 приходских сельских храмах. В посаде Александровой Слободы первые деревянные храмы были в честь Николая и Рождества Христова. В Заречье до прихода поляков в начале XVII века также существовала Никольская церковь. Там же в Успенской церкви был придел в честь святителя Николая, впоследствии переосвященный в придел Марии Египетской. Вероятно, Николаю чудотворцу было посвящено не менее десятка часовен. Восемь населенных пунктов были одноименны с именем святителя, сейчас только три.
В уезде издавна были известны и пользовались популярностью чудотворные и явленные иконы святителя Николая. В народе о них сложились предания, дошедшие и до нас. Вот одно из них: "Недалеко от Махринского монастыря более 500 лет тому назад на сенокосном лугу ставились стога сена. На одном из стогов была явлена икона Николая Чудотворца, что послужило поводом построения на этом месте деревянного храма в честь святителя и названия данного места Стоговым, а затем погостом Стогово". До разорения храмов в ХХ веке чудотворная и явленная икона находилась в иконостасе в нижнем ряду в храме святителя и чудотворца Николая погоста Стогово.
Жители города Александрова и ближайших к нему деревень почитали другую явленную и чудотворную икону Николая угодника Божьего. История ее появления также окружена легендами. Они приведены Н.С. Стромиловым, В. Орловым, В.П. Зубовым и другими исследователями. Суть легенды сводится к тому, что против усадьбы помещика села Крутец в лесу на даче дворцового ведомства есть место, окруженное как будто бы валом и рвом, именуемое "городок", а вокруг него влажное место, кажущееся болотом. Возможно, что это остатки бывших укреплений. Легенда же относится к часовне, близ расположенной, а именно - по ту сторону реки Серой от Крутца - на дороге из Александрова в Карабаново. Она стояла в лесу, окруженная болотами, по соседству с тем валом и рвом, где когда-то на кочке явилась икона святителя Николая. Каждую весну сюда бывал крестный ход сначала из Крутецкой церкви, а затем и из городского собора - 9 мая на Николу вешнего. Говорили, что сам святитель Николай вырыл колодец, и что старый, лежавший в часовне крест, явился чудесным образом на дереве. К этому деревянному ветхому обрубку с вырезанным на нем крестом, прикладывались проходящие из Александрова на фабрику в Карабаново. Тогда не казалось странным, что святитель Мир Ликийских жил и являлся среди угрюмых северных сосен. Он казался каким-то местным, почти домашним божеством, гением часовни и леса... После революции те же мужики сломали часовню, а икона до закрытия находилась в Успенской церкви села Крутец.
В Александровском уезде были старые безымянные часовни с колодцами внутри (Константиновский приход). С осторожностью можно предположить их построение в честь святителя Николая. Поводом для этого предположения является сюжет из житийных клейм на иконах Мирликийского чудотворца, в частности на Александровской иконе Кирилла Сивкова. Название сюжета: "Святой Николай изгоняет бесов из кладезя". Стоящий святой изображен с Евангелием в левой руке. Правая рука поднята для крестного осенения вод колодца. Из колодца растет дерево, упирающееся кроной в небеса. Из отверстия "кладезя" в ужасе перед крестом выскакивает бесенок, изгоняемый молитвою и повелением святого. По преданию, бесы портили колодцы и источники и мутили окрестное население. Расположение Крутецкой часовни с колодцем внутри возле проселочной дороги наводит на мысль, что источник существовал издавна, прежде обретения иконы, и был он святым для обитавших на берегу реки Серой местных поселян, язычников. По принятию православной веры прежние священные места освящались и обносились иконами православных святых. Как иконы выносились для освящения в поля, так и икона Николая чудотворца после обряда освящения и изгнания языческих бесов из вод, могла быть установлена возле источника, а потом о ней как бы забыли. Последующее обретение ее стало чудом. Установление часовен над священными источниками, вероятно, происходило сразу после принятия православия на нашей земле и может датироваться XII - XIII веками. Не могу утверждать, но предполагаю, что колодец-часовня над святым источником "под-дубами" в центре города также был посвящен Николаю. Вода из этого "святого" источника поступала в дом и на фабрику Зубовых на Стрелихе. А ведь недалеко от дома в районе Валовни источники тоже были, но предпочли вести водовод через реку именно из "святого". Отнесение источника к святым в старинном месте города наводит на мысль о его очень древней известности. Безусловно, александровцы обязаны отыскать источники, расчистить их и установить колодцы и часовни над ними. Тем более что по народному поверью, некоторые колодцы были вырыты и освящены самим божьим угодником.
Крестный ход к Крутецкой часовне происходил 22 мая на Николу вешнего, видимо, по времени обретения иконы на берегу Серой. Празднование весенне-летнего Николы осуществлялось только в России (из числа стран, исповедующих православие) и началось с 11 века. В 1087 году состоялось перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из города Мир Ликийских в апулейский город Бар, где тогда обитали наместники византийских императоров. В Бар мощи прибыли 9 мая.
О трепетном отношении православных россиян к Мирликийскому чудотворцу свидетельствует еще один рассказ наших земляков. В письме к мужу из Италии в Александров в 1868 году Клавдия Алексеевна Зубова пишет следующее: "Во Флоренции Алексей Михайлович (отец автора письма - В.Б.) познакомился со священником, который и посоветовал ему съездить в Бари, где почивают мощи святителя Николая... Папаша захотел непременно побывать, и вот мы из Флоренции отправились в Бар...Взойдя в собор к Святителю Николаю, мне стало очень горько и прискорбно, что все это в руках католиков, которые со святыней обращаются очень легко, около раки сидят, говорят, смеются. Но расскажу все. Этот собор очень старинный и не очень богатый (прежде был монастырь), один из престолов сделан из серебра, вычеканен; на престоле в середине внизу сделано отверстие, куда до половины корпуса влезают, там сделан внизу кружок стеклянный с блюдечко величины, куда опускают маленькую свечку, и когда влезешь туда, то в стеклышко видишь кости святителя, которые плавают в миру, то есть просто вода, которой нам дали в пузырьку, и туда опускают губки и при нас вынимали и выжимали в чашку. Но право, все это больно видеть, католики вообще и их попы ужасно обращаются со святыней фамильярно; но нищих - так это гибель, и такие нищие, которых я в России никогда не видала, у нас так это прилично..."
Вера в Николая чудотворца и в его покровительство жива среди наших граждан и по сию пору...
В. БОРАВСКАЯ.
 

Разработка сайтов. Реклама в интернет.




Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2024 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
--------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 0.191 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------