Недавно в нашей газете был опубликован рассказ Виктории Боравской "Королевская история" об участии в торжествах, посвященных коронации английской королевы, нашего земляка Олимпия Рудакова. И какая удача!
Вскоре после публикации Виктория Владимировна получила письмо из Москвы от Ульяны Львовны Адамия, в котором содержатся уникальные сведения, дополняющие "королевскую историю".
Оказывается, в подготовке к визиту Олимпия Рудакова в Англию участвовала еще одна уроженка города Александрова, родственница Олимпия Рудакова - Лидия Львовна Орлова.
- Правда, родственники не знали, что они участвуют в одном, и таком важном деле, потому что они никогда не знали друг друга, - пишет У.Л. Адамия.
Лидия Львовна родилась 18 января 1926 г. в Александрове. Жила и училась в Москве. Окончила конструкторские курсы, равные теперешнему высшему образованию, и рано начала работать. Много лет она работала в конструкторском бюро ЦКБ-20 Министерства судостроения, начальником которого был известный конструктор судостроения В. Гартвиг. Получала благодарности, награждалась Почетной грамотой, как "инициатор молодежной помощи производству".
Именно к тому времени и относится ее участие в работе по созданию "Большого разъездного катера", или крейсерского катера.
Рассказ Лидии Львовны об этом событии Ульяна Львовна в свое время записала и любезно прислала его Виктории Владимировне Боравской.
Для визита в Англию на церемонию коронации Елизаветы II в июне 1953 года спешно готовился и новый крейсерской катер под командованием Олимпия Рудакова.
Старшей по авральным работам на катере, построенном и стоящем на стапелях судоремонтного завода в тогдашнем Горьком (Нижний Новгород), была назначена Лидия Львовна Орлова. Работа велась в три смены. И за день до плановой сдачи катера оказалось, что на заводе не хватило нужного специального провода для завершения электромонтажных работ. (Провод этот выпускался единственным заводом СССР). Пришлось Лидии Львовне заказывать разговор по междугороднему телефону с Москвой, с заместителем министра. Но... или телефонная линия была загружена, или московский номер долго не отвечал, но так получилось, что связь предоставили только ночью.
Услышав в трубке недовольный сонный голос разбуженного человека, Лидия Львовна начала эмоционально объяснять сложившуюся критическую ситуацию, а так как слышимость оставляла желать лучшего, то пришлось говорить очень громко, почти кричать.
В вестибюль гостиницы, где стоял телефон, начали заглядывать удивленные и также разбуженные люди. Гостиница была небольшая, поэтому громкий ночной разговор был слышен всюду...
Разговор закончился обещанием замминистра прислать необходимый провод в тот же день. А испуганный администратор гостиницы сказала Лидии Львовне: "Вы так кричали, что я думала, сейчас придет милиция и вас заберут...".
В тот же день привезли недостающий провод, и работы были завершены. Лидия Львовна была премирована, а капитан крейсера Олимпий Рудаков успел на торжественный прием в честь коронации английской королевы Елизаветы II.
А на фотографии, которую тоже прислала У.Л. Адамия, та самая Лидия Львовна Орлова, тогда еще Лида. Слова "Лиде Орловой, строителю нашего первого дома" написал В. Гартвиг. Под "первым домом" имеется в виду строительство эллинга для катеров и яхт на "Динамо".
На втором снимке - тот самый "Большой разъездной катер", который готовила Лидия для крейсера Олимпия Рудакова перед походом в Англию.
Лидия Львовна скончалась 8 декабря 2003 года.
Ну, не удивительно ли? Волей случая не знающие друг друга родственники сошлись в одном деле и помогли друг другу. Впрочем, наверно, нет у жизни ничего случайного. И Виктория Владимировна Боравская получила это письмо вовсе не случайно, а потому, что всегда в поиске новых имен, новых исторических фактов из жизни Александрова и александровцев.
В. ТИХОНОВА.