Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Архив новостей
   
Новости за Март - 2003
Новости за Апрель - 2003
Новости за Май - 2003
Новости за Июнь - 2003
Новости за Июль - 2003
Новости за Август - 2003
Новости за Сентябрь - 2003
Новости за Октябрь - 2003
Новости за Ноябрь - 2003
Новости за Декабрь - 2003
Новости за Январь - 2004
Новости за Февраль - 2004
Новости за Март - 2004
Новости за Апрель - 2004
Новости за Май - 2004
Новости за Июнь - 2004
Новости за Июль - 2004
Новости за Август - 2004
Новости за Сентябрь - 2004
Новости за Октябрь - 2004
Новости за Ноябрь - 2004
Новости за Декабрь - 2004
Новости за Январь - 2005
Новости за Февраль - 2005
Новости за Март - 2005
Новости за Апрель - 2005
Новости за Май - 2005
Новости за Июнь - 2005
Новости за Июль - 2005
Новости за Август - 2005
Новости за Сентябрь - 2005
Новости за Октябрь - 2005
Новости за Ноябрь - 2005
Новости за Декабрь - 2005
Новости за Январь - 2006
Новости за Февраль - 2006
Новости за Март - 2006
Новости за Апрель - 2006
Новости за Май - 2006
Новости за Июнь - 2006
Новости за Июль - 2006
Новости за Август - 2006
Новости за Сентябрь - 2006
Новости за Октябрь - 2006
Новости за Ноябрь - 2006
Новости за Декабрь - 2006
Новости за Январь - 2007
Новости за Февраль - 2007
Новости за Март - 2007
Новости за Апрель - 2007
Новости за Май - 2007
Новости за Июнь - 2007
Новости за Июль - 2007
Новости за Август - 2007
Новости за Сентябрь - 2007
Новости за Октябрь - 2007
Новости за Ноябрь - 2007
Новости за Декабрь - 2007
Новости за Январь - 2008
Новости за Февраль - 2008
Новости за Март - 2008
Новости за Апрель - 2008
Новости за Май - 2008
Новости за Июнь - 2008
Новости за Июль - 2008
Новости за Август - 2008
Новости за Сентябрь - 2008
Новости за Октябрь - 2008
Новости за Ноябрь - 2008
Новости за Декабрь - 2008
 
В ДЕНЬ РОССИИ - О МАЛОЙ СТОЛИЦЕ
22.06.2005 13:21
И ЭТО ВСЕ О НЕЙ
Раннее тихое летнее утро, а через арку входа в музей-заповедник "Александровская Слобода" уже движутся оживленные группы людей, спешащих из современных комфортабельных автобусов на встречу с русской стариной, ее замечательными памятниками, великолепной историей. Как и прежде, в наши дни многие предпочитают отправиться в путешествие не "за три моря", а по родной земле, где есть удивительные исторические места, полные красоты и художественных сокровищ.
Подобные проявления массового интереса к российским достопримечательностям начались еще в 70-е годы прошлого века. Этому немало способствовал туристский маршрут "Золотое кольцо", проходивший по древним городам России в Московской, Ярославской, Костромской, Ивановской и Владимирской областях. Первые туристы проехали по нему в 1971 г. В разнообразных путеводителях, появившихся тогда ("От Москвы до Ростова", "По земле Владимирской" и т.п.), давалась небольшая информация об Александрове. Путешествующие часто сворачивали сюда с нового маршрута, так как из-за выгодного географического положения Александров оказался в непосредственной близости от городов "Золотого кольца": в ста километрах от Москвы и на середине пути между Сергиевым Посадом, Переславлем-Залесским и Ростовом Великим. Возможно, интерес к нему был подогрет и недавно вышедшим историческим очерком краеведа М. Куницына "Александровская Слобода". Эта небольшая книга стала практически первым в XX веке популярным изданием о необычном историческом прошлом древнего города (ранее Александровской слободы) и его выдающихся памятниках архитектуры.
Несмотря на то, что исследователи не баловали Слободу вниманием, в распоряжении автора, судя по книге, находилось много материалов. Ее занимательное историческое повествование, перемежающееся с цитатами из летописных источников, воспоминаниями иностранцев - очевидцев событий, красивыми и страшными легендами о семейной жизни царя, монастырской эпопее, будоражило воображение и не могло оставить читателя равнодушным. Благодаря М. Куницыну, многочисленные любители старины открыли для себя вновь давно забытые страницы драматической российской истории, связанные с именем первого русского царя Ивана Грозного, его опричной столицей - Александровской Слободой. Открыли и восприняли почти как чудо, что место важнейших государственных событий, происходивших четыре столетия назад, сохранилось в небольшом городке не как поле или пустырь, а с подлинными сооружениями той поры: храмами, колокольней, палатами, подвалами.
Правда, увлекшись, автор в очерке назвал Александровскую Слободу "дачей" царя (в издании 1976 г. "дача" заменена на "опричный двор"), и слово "резиденция" по-настоящему не прозвучало. А между тем у профессора А. Некрасова еще в 1923 году в работе, посвященной подмосковным селам-резиденциям, Слобода отмечена как старейшая из сохранившихся "в значительных остатках", и именно этим, прежде всего, и определено ее видное место в истории древнерусского искусства. Там же профессор писал, чем существенно отличается от других сел "село-резиденция": оно требовало "обеспечения жизни в разных отношениях, и со стороны довольства, и со стороны удобства, и со стороны удовольствий, красоты, пышности и богатства". В таком качестве, по его мнению, Слобода существовала уже при отце Ивана IV, Василии III, бывшем, очевидно, "любителем загородных усадеб, которые он украшал невиданными дотоле зданиями".
Зданиям-памятникам древнего зодчества М. Куницын посвятил отдельную главу (третью часть книги), понимая, что это и есть то вечное, что влечет в Александров. Основываясь на хранящихся в архиве музея неизданных монографиях А. Некрасова и П. Полонского, исследователей архитектурного комплекса Слободы в XX веке, он обстоятельно, с точки зрения самых разных ученых, рассказал о каждом из уникальных памятников. В какой-то мере Куницын сделал достоянием широкой общественности взгляды и мнения, сложившиеся к тому времени в науке об архитектурном ансамбле Александровской Слободы. Он нашел точные определения, говорящие о его преклонении перед мастерством создателей выдающихся построек: "Александровский кремль - замечательный образец строительной техники прошлого", Распятская колокольня - "мемориальный памятник, в котором идея единодержавия выражена с исключительной силой и пафосом", Покровская церковь - "прообраз всех последующих шатровых храмов" и т.д.
В рамках исторического очерка автор не претендовал на какое-то обобщение или новое слово о Слободе. Он просто увлеченно отобрал самые яркие факты и сведения о ней и талантливо преподнес их, чем оказал Александровской Слободе неоценимую услугу, пробудив живой, неумирающий интерес к ее историко-культурному наследию. Книга М. Куницына не залежалась на полках, она выдержала 2 издания (по 50 тыс. экземпляров) и сейчас читается легко, давая пищу уму и сердцу.
Когда же за перо взялись исследователи, знатоки древнерусского искусства, то каждый стал упорно отстаивать собственную точку зрения на загадочные сооружения опричной столицы. Так, М. Ильин в путеводителе "От Москвы до Ростова" писал, что надо оставить предположение о постройке Троицкого собора в пятнадцатом веке как несостоятельное, потому что "как вся система построения храма, так и его декоративные элементы свидетельствуют о том, что он был воздвигнут после окончания московских кремлевских соборов". Он датировал собор 10-20-ми годами шестнадцатого столетия. "Позднее собор уже никак не мог быть выстроен из-за бурной дворцовой обстановки первых лет княжения Ивана Грозного... Относить же строительство собора ко времени, когда Александровская Слобода стала столицей Ивана Грозного, невозможно, так как к этому времени характер и стиль каменных построек заметно изменился".
Исследователи были далеки от того, чтобы прийти к единому мнению. Загадочной представлялась сама история города. Профессор А. Рогов отмечал, что XVII век оставил в нем свой след, "но не этот период и по числу памятников, и по их значимости определяет лицо исторического центра города. Облик города, по сути, весь сложился в XVI веке. Эту эпоху напоминает буквально все на каждом шагу: и те здания, что находятся над землей, и то, что под нею". Разноречия вызывали названия памятников, их датировка и место в истории древнерусского искусства.
Наиболее полно, четко, с убедительными аргументами и аналогиями, профессиональный взгляд на уникальный архитектурный ансамбль был изложен в иллюстрированном альбоме Г. Бочарова и В. Выголова "Александровская Слобода" (1971 г.). Выполненный на высоком полиграфическом уровне альбом и внешне смотрелся очень эффектно. Его твердую глянцевую обложку украсили изображения пластин злаченых Новгородских врат, раритета XVI века, хранящегося в Слободе. Запечатленные почти в натуральную величину и почти в том же сочетании цветов, таинственно-черного с мерцающим золотым, два редких сюжета врат воспринимались как заявка на максимальное приближение к самым редким художественным ценностям.
И в самом деле, у Г. Бочарова и В. Выголова каждый древний памятник Слободы предстает как архитектурный шедевр, тайны которого постепенно раскрываются по мере чтения книги. И становится более понятным его предназначение, удивительные формы, новые неожиданные конструкции.
Для авторов Александровская Слобода начала XVI века - это бесспорно загородная резиденция Великого московского князя Василия III, и памятники, сооруженные в ней, являются дворцовыми.
Возведение здесь в 1513 году значительного по размерам и торжественно-монументального по архитектуре Покровского (ныне Троицкого) собора свидетельствует о стремлении великого князя "как можно достойнее украсить свою новую резиденцию". В облике этого храма авторы отмечают характерные для дворцовых памятников той эпохи черты: царственность и величавость - свойственные прославленным сооружениям Московского Кремля. Подробно описывая необычную планировку собора, его своеобразную систему построения, резной белокаменный узор, монументальную живопись, они находят убедительное объяснение архаическим чертам храма. И в то же время указывают ряд приемов и форм, которые делают собор подлинным памятником начала XVI века, связанным со строительством Успенского, Благовещенского, Архангельского соборов Кремля. Особенно подчеркивается авторами пышность и роскошь отделки белокаменных входов собора, которые они считают "по богатству и сочности резьбы" одними из лучших в русском зодчестве рубежа XV-XVI вв.
Рассказывая о Распятской церкви-колокольне, Бочаров и Выголов подчеркивают общественно-политическое значение памятника, в архитектурных формах которого, в их "могуче-величавом устремлении вверх" отразилось "торжество новой политики, столь страстно проводимой Грозным из этого вновь созданного центра Московской Руси". Авторы подходят совсем близко к разгадке облика древней постройки времени Василия III, оказавшейся внутри колокольни-башни, сооруженной после похода Ивана Грозного на Новгород. Они высказывают предположение, что рядом находилась не вторая башня, как изображено у Ульфельдта и как считали некоторые исследователи, а пристройка типа звонницы с открытыми проемами для колоколов. (Фундаментный ров многопролетной звонницы, примыкавшей к памятнику с запада, обнаружен архитектором В. Кавельмахером при раскопках 1989 г.).
Архитектурные особенности оригинальнейшего памятника описываются в альбоме вдохновенно: "столп высок и строен", ступенчатая пирамида "вздымается", "над пирамидой восьмерик, увенчанный стройным шатром", "величавый ритм архитектурных форм постепенно нарастает" и т.д. Определяя место этого монументального грозненского сооружения в сложном архитектурном комплексе Слободы, авторы называют его "высотной доминантой всего ансамбля", а в истории русской архитектуры XVI века отводят ему первую роль - "это первая на Руси шатровая колокольня, родоначальница" всех построек подобного типа.
Исследуя историю и архитектуру интереснейшего дворцового комплекса с домовым Троицким храмом (ныне Покровским), авторы размышляют о своеобразии его архитектурных форм: шатровом завершении, заалтарной палатке, ризнице, огромных подвалах. Они реконструируют первоначальный облик памятника и прямо указывают, что именно здесь находился собственно дворец - "большой, каменный, состоящий из целого комплекса парадных палат", примыкавших к домовому храму царя. Древние дворцовые палаты занимали два этажа, и две из них дошли до нашего времени, что в истории древнерусской архитектуры - большая редкость. Авторы так и говорят о значительности сохранившихся в Слободе палат: "редчайший образец дворцового строительства середины XVI века, характеризующий развитие светского зодчества в эпоху Ивана Грозного".
Здесь, наконец, развевается миф о царских палатах у Успенской церкви, ведь народные предания и некоторые ученые связывали с именем Ивана Грозного двухэтажный корпус XVII века, живописно примыкающий к храму с севера, и даже в одной из палат видели молитвенную келью царя.
Сохранившуюся древнюю часть комплекса Успенской церкви авторы характеризуют как домовый храм, обращая внимание на его миниатюрные размеры и считая его одним из самых маленьких храмов своего времени. Они подчеркивают своеобразное оригинальное архитектурное убранство его фасадов, чрезмерно нарядное, восходящее к дворцовой архитектуре итальянского Возрождения и кроме храма Успения в других культовых постройках XVI века прямого продолжения не нашедшего.
Обобщая имеющегося факты и сведения о памятниках, Г. Бочаров и В.Выголов приходят к мнению, что общий стиль и характер декора Троицкой (ныне Покровской) и Успенской церквей говорят о единовременности построек, возможно, принадлежавших одному и тому же мастеру или одной артели мастеров, создавших эти оригинальные памятники в 70-х годах XVI века. В то же время иногда авторов одолевают сомнения: когда возникли подвалы, не при Василии III? Единственную аналогию декору Успенской церкви они видят также в памятнике начала XVI века - Архангельском соборе Кремля. И здесь эти удивительные исследователи оказываются рядом с истиной может слишком смелой для того времени, открытой и доказанной спустя 20 лет гениальным В. Кавельмахером: не две постройки, а весь грандиозный дворцовый ансамбль Слободы возведен одной артелью мастеров к декабрю 1513 г., когда князь Великий Василий III "во двор вшел". И кто знает, смог ли В. Кавельмахер прийти к своему открытию без исследований ансамбля, проделанных на протяжении XX столетия: без раскопок П. Полонского, без фундаментального научного труда А. Некрасова, без реставрационных работ П. Барановского и Н. Сибирякова, без провидческих предположений Г. Бочарова и В. Выголова?
Когда в очередной раз размышляешь о достоинствах замечательных работ этих авторов, то на ум, наряду с такими современными понятиями, как презентабельность, информативность, насыщенность малоизвестными изобразительными материалами (впервые перед широким кругом читателей предстали в увеличенном виде четыре гравюры из книги Я. Ульфельдта), приходит мало употребляемое нынче слово - благородство. Именно это редкое качество свойственно альбому Г. Бочарова и В. Выголова: благородство оформления, как проявление высшего художественного вкуса, подобающего описываемым памятникам; и благородство содержания, заключенное в стремлении возвышенно и вдохновенно раскрыть перед современным человеком сокровища и красоты "большой и сложной архитектурной "книги", имя которой - Александровская Слобода".
С. ГЛЕЙБМАН,
заслуженный работник культуры РФ.
 

Разработка сайтов. Реклама в интернет.




Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2024 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
--------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 0.2089 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------