Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Архив новостей
   
Новости за Март - 2003
Новости за Апрель - 2003
Новости за Май - 2003
Новости за Июнь - 2003
Новости за Июль - 2003
Новости за Август - 2003
Новости за Сентябрь - 2003
Новости за Октябрь - 2003
Новости за Ноябрь - 2003
Новости за Декабрь - 2003
Новости за Январь - 2004
Новости за Февраль - 2004
Новости за Март - 2004
Новости за Апрель - 2004
Новости за Май - 2004
Новости за Июнь - 2004
Новости за Июль - 2004
Новости за Август - 2004
Новости за Сентябрь - 2004
Новости за Октябрь - 2004
Новости за Ноябрь - 2004
Новости за Декабрь - 2004
Новости за Январь - 2005
Новости за Февраль - 2005
Новости за Март - 2005
Новости за Апрель - 2005
Новости за Май - 2005
Новости за Июнь - 2005
Новости за Июль - 2005
Новости за Август - 2005
Новости за Сентябрь - 2005
Новости за Октябрь - 2005
Новости за Ноябрь - 2005
Новости за Декабрь - 2005
Новости за Январь - 2006
Новости за Февраль - 2006
Новости за Март - 2006
Новости за Апрель - 2006
Новости за Май - 2006
Новости за Июнь - 2006
Новости за Июль - 2006
Новости за Август - 2006
Новости за Сентябрь - 2006
Новости за Октябрь - 2006
Новости за Ноябрь - 2006
Новости за Декабрь - 2006
Новости за Январь - 2007
Новости за Февраль - 2007
Новости за Март - 2007
Новости за Апрель - 2007
Новости за Май - 2007
Новости за Июнь - 2007
Новости за Июль - 2007
Новости за Август - 2007
Новости за Сентябрь - 2007
Новости за Октябрь - 2007
Новости за Ноябрь - 2007
Новости за Декабрь - 2007
Новости за Январь - 2008
Новости за Февраль - 2008
Новости за Март - 2008
Новости за Апрель - 2008
Новости за Май - 2008
Новости за Июнь - 2008
Новости за Июль - 2008
Новости за Август - 2008
Новости за Сентябрь - 2008
Новости за Октябрь - 2008
Новости за Ноябрь - 2008
Новости за Декабрь - 2008
 
ТЕЛЕВИЗОР СТАНОВИТСЯ ГЛАВНЫМ "ВОСПИТАТЕЛЕМ" ДЕТЕЙ
18.08.2005 13:03
Когда в понедельник дети приходят в детский сад и рассказывают нам о том, как они провели выходные дни, то очень часто, даже летом, мы слышим пересказы телесериалов, боевиков, триллеров, мультфильмов, которые дети просмотрели в выходные дни.
Конечно, в наши дни телевизор, магнитофон, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как только ребенок научится сидеть, его устраивают перед экраном, который все больше заменяет ему бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом... Экран становится главным "воспитателем" ребенка. 93% современных детей 3-6 лет смотрят телепередачи 28 часов в неделю, то есть около 4 часов в день, что намного превосходит продолжительность общения со взрослыми.
Мы постараемся объяснить, почему дошкольнику вредит длительное общение с телевизором. Наш рассказ построен на вопросах родителей, бабушек и дедушек и ответов на их вопросы.
***- Почему родителей устраивает, что ребенок смотрит телевизор?
Потому, что ребенок, когда сидит у телевизора, не пристает к взрослым, ничего не просит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое.
***- Родители думают, что ребенок с малолетства понимает происходящие на экране события. Так ли это на самом деле?
- Это далеко не так. Маленький ребенок, действительно, увлеченно следит за движением персонажей фильма, мультика, и даже может горько заплакать, если телеэкран вдруг погаснет. Но малыш не вникает в содержание и сюжет, не понимает действий и отношений героев, он видит яркие движущиеся пятна, которые как магнит, притягивают его внимание. И если вы усадите его перед окном стиральной машины, в которой крутится и мелькает цветное белье, то увидите, что он будет смотреть на новый "телеэкран" с такой же завороженностью, с какой раньше смотрел в телевизор.
***- Почему увлечение телевизором опасно именно в дошкольном возрасте?
- Раннее и дошкольное детство (до 6-7 лет) определяет дальнейшее развитие человека, это пора наиболее интенсивного становления внутреннего мира, или закладка "фундамента" для формирования личности. Упущенное в это время изменить или наверстать в дальнейшем практически невозможно. Поменять фундамент, когда здание уже построено, нельзя. Если фундамент непрочный или искривленный, здание будет неустойчивым и в любой момент может обрушиться. Так и со становлением личности маленького человека. В психическом развитии каждый последующий этап "накладывается" на предыдущий и во многом определяется им.
***- Какие могут быть негативные последствия для здоровья и психики ребенка?
- О нарушениях зрения, дефиците движения, испорченной осанке уже сказано довольно много, поэтому хочется поговорить о психическом развитии ребенка. Печальные последствия телевизионного досуга становятся все более очевидными.
Одно из них - ОТСТАВАНИЕ В РАЗВИТИИ РЕЧИ. В последнее время и родители, и педагоги часто жалуются на задержку речевого развития детей: они поздно начинают говорить, разговаривают мало и плохо, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Как показывают исследования, 25% четырехлетних детей страдают серьезными нарушениями в речевом развитии. Причем за последние 20 лет число детей с отставанием в развитии речи возросло более чем в 6 раз.
***- Но ведь когда ребенок сидит у телеэкрана, он постоянно слышит речь, и это, наверное, должно способствовать речевому развитию. Какая разница, кто говорит с ребенком - взрослый или герой мультфильма?
- Разница огромная. Речь - это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит лишь в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он включен в диалог. Да, действительно, ведущие детских передач обращаются с телеэкрана к детям, но ведь это не разговор, потому что детские ответы телевизор, естественно, не слышит. Речь с экрана не становится для ребенка "своей", она остается "пустым звуком", малоосмысленным набором чужих слов. Поэтому дети, проводящие много времени перед телевизором, часто бывают молчунами, а изъясняются больше криками и жестами.
***- Чем еще грозит речевое отставание детей?
- В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Это симптомы заболевания, названного "дефицит концентрации".
***- В чем оно проявляется?
- Дети с "дефицитом концентрации" излишне активны (их отличает гиперактивность), очень рассеянны, не могут сосредоточиться на каком-то одном деле, перескакивают с одного занятия на другое, лихорадочно стремятся к смене впечатлений. Однако многообразие впечатлений они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая их между собой. Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух - они не могут удержать в памяти предыдущую фразу и связать отдельные предложения. По этой же причине им трудно читать даже самые хорошие книги - им неинтересно, скучно. Понимая отдельные слова и короткие предложения, они не запоминают их, в результате чего не понимают текста в целом.
***- Чем еще грозит "дефицит концентрации"?
- Резким снижением фантазии и творческой активности детей. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Не прилагают усилий для изобретения игр, сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать что-то новенькое. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие внутреннего мира отражается и на отношениях между детьми.
***- А каким образом это отражается на общении детей?
- Общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: им не о чем разговаривать, спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают возиться, толкаться или нажать кнопку телевизора и ждать новых - готовых - развлечений.
Постоянное отсутствие инициативы, несамостоятельность мышления могут привести к тому, что ребенок попадет в зависимость от лидера дворовой компании, а ведь далеко не всякий лидер - положительный пример для подражания.
Очень страшны для самого ребенка и его окружения последствия нарастающей внутренней пустоты - здесь корни жестокости и агрессивности. Не умея убеждать словами, дети стараются "убеждать" кулаками.
***- Но ведь мальчишки дрались всегда.
- Это действительно так. Однако в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше при выяснении отношений драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, то есть побежденным. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем.
В наше время победитель с удовольствием бьет лежачего ногами, потеряв всякое чувство меры. При этом дети не отдают себе отчета в собственных действиях и не предвидят последствий. Поражают не только жестокость, но и бессмысленность, немотивированность этих детских "шалостей". Подростки бьют и убивают друг друга не потому, что они злые и коварные, и не ради достижения какой-то цели, а "просто так", потому что на душе пусто и хочется острых ощущений. Не случайно число преступлений, совершенных детьми и подростками, в последнее время резко возросло.
***- Где же выход? Как оградить детей от беды?
- Родители и старшие члены семьи обязаны помнить, что их обязанности по отношению к детям далеко не ограничиваются заботами их накормить и одеть. Детям необходимо постоянное и полноценное общение со взрослыми - совместные игры, прогулки, поездки. Читайте ребенку книжки, а потом обсуждайте прочитанное. Интересуйтесь тем, как прошел его день в детском саду. Пусть дети рассказывают вам о своих друзьях, пусть делятся своими мечтами. Тогда сыновья и дочери сохранят эту потребность в общении с вами и в школьные годы, и позднее.
***- И все же, что делать родителям, ведь невозможно и бессмысленно исключить телевизор из жизни детей?
- Телепередачи - естественно, детское кино или хорошие мультфильмы - родителям нужно смотреть вместе с детьми, а потом обмениваться впечатлениями - это необходимо для развития ребенка.
А вообще подключать детей к информационной технике можно лишь тогда, когда они готовы к ее использованию по назначению, когда она станет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами.
Л.Н. ШЕБОЛДИНА, заведующая НДОУ № 47;
Т.Н. СТАШКОВА, психолог НДОУ № 47.
 
Комментарии пользователей
Мимопроходил
22.08.2005 22:05
Кто много смотрит дуроскоп, тот сам...



Разработка сайтов. Реклама в интернет.




Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2024 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
--------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 4.0276 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------