В № 33 газеты "Александровский Голос труда" (от 17 августа) статьей "Телевизор становится главным "воспитателем" детей" был начат разговор о том, какой вред дошкольнику приносит чрезмерное увлечение телевизором. Сегодня поговорим о другом экране - мониторе компьютера. Эта статья также (как и первая) строится на вопросах родителей и других старших членов семьи и наших ответов на эти вопросы.
***- Разве в наше время разумно ограждать ребенка от компьютера? Не хочется, чтобы он был "белой вороной" среди своих друзей, которые уже освоили эту технику. Тем более что в некоторых школах уже в начальных классах начинают изучать информатику.
- В школе - пусть изучают. А мы говорим о дошкольниках!
Стремление обеспечить своего ребенка всеми чудесами техники - предоставление домашнего компьютера в его частое распоряжение или покупка компьютера ему лично - это, с одной стороны, забота о развитии сына и дочери, а с другой стороны, также перекладывание значительной доли родительских воспитательных обязанностей на экран. В случае с компьютером, как и с телевизором, важно помнить, что дети должны "созреть", то есть быть готовыми использовать эту технику по назначению - для приобретения каких-то полезных навыков, для получения нужной информации, а не для того, чтобы убивать время всякими "стрелялками".
***- Каким образом можно определить, готов ли ребенок к работе на компьютере?
- Запомните главное: не следует усаживать ребенка за компьютер только потому, что дети ваших знакомых все свободное время проводят рядом с монитором. Пусть ребенок сам решит, чем ему приятнее всего заниматься.
Общение с компьютером для дошкольников не является привычным видом деятельности. Оно требует максимальной мобилизации внимания, концентрации сил. Бывают случая, когда дети с трудом осваивают навыки общения с компьютером и управления им, некоторые ребятишки (около 5%) наотрез отказываются учиться на нем работать. У 54% из них возникает скрытая настороженность к этому техническому устройству.
***- Может быть, все дети делятся на способных и неспособных освоить компьютер?
- Вовсе нет. Оказывается, трудности, возникающие при общении ребенка с компьютером, связаны с особенностями приспособления его организма к новому виду деятельности. Для детей 5-6 лет характерна незавершенность развития всех систем и органов, что определяет высокую чувствительность организма к любым воздействиям. Когда ребенок начинает общаться с компьютером, функциональные системы его организма тоже приспосабливаются к новым условиям. Чтобы адаптация была не очень напряженной и длительной, необходима определенная "зрелость" тех функций, которые обеспечивают успешность овладения этим видом деятельности.
***- С чего надо начинать обучение ребенка? И о каких необходимых функциях идет речь?
- На начальном этапе обучения дошкольники учатся работать с клавиатурой, достаточно быстро и точно нажимать нужные клавиши, складывая буквы в несложные знакомые слова. При этом ребенок периодически переводит взор с экрана монитора на клавиатуру и обратно, прочитывая эти слова и исправляя ошибки. За 10 минут работы ребенок делает обычно 80-100 таких движений. Но нередко приходится работать в более быстром темпе, навязанном программой. В этом случае дети испытывают затруднения в поиске нужной клавиши и нередко ошибаются. Следовательно, при обучении нельзя "гнать коней". А нужно последовательно развивать двигательные функции и функции зрительной системы ребенка. Также ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять, анализировать, то есть таким образом решать пространственные и логические задачи, доступные его возрасту.
***- Что надо делать родителям для подготовки ребенка к работе с компьютером?
- Нужны упражнения, направленные на развитие точности и координации движений ребенка. Необходимо также развивать тонкие движения кистей и пальцев рук. Нужно развивать и кратковременную память.
***- Какие игры можно использовать для этого?
- Для координации движений и точности их можно использовать игры "Меткий бросок" (игры с кольцебросом), "Кегли", настольный футбол, волейбол, хоккей. Для развития кисти и пальцев рук используются всевозможные варианты пальчиковой гимнастики. Даже "Сорока-сорока" - старинная игра с пальчиками - не что иное, как пальчиковая гимнастика. Для развития памяти можно использовать всевозможные игры со словами.
***- Как подогреть интерес ребенка к этим играм?
- Сразу объяснить, что они нужны для хорошей работы на компьютере. Старайтесь, чтобы эти упражнения стали для ребенка увлекательной игрой и непременно участвуйте в этой игре как равный ее партнер, с удовольствием. Отдельные упражнения можно выполнять во время совместной прогулки или поездки. Не упускайте любой возможности, чтобы помочь ребенку укрепить его память, развить точность движений и другие качества, функционально важные для работы на компьютере. Попытайтесь подобрать свои варианты игр и упражнений, способствующих развитию значимых функций и похожих по действию на предложенные нами. Это позволит поддержать интерес ребенка к занятиям, сделать их разнообразными, нескучными и неожиданными.
***- Как реагировать, если у ребенка не все получается при работе на компьютере?
- Нет ничего удивительного в том, что у него не все получится с первого раза. Ни в коем случае не выражайте недовольства плохими, с вашей точки зрения, результатами. Постарайтесь ободрить маленького ученика.
Не торопите ребенка, не сравнивайте его с другими детьми. Готовность (психологическая и функциональная) организма к любой деятельности, в том числе к работе на компьютере, вырабатывается у каждого своя. Учитесь понимать и поддерживать вашего ребенка.
Кстати, заведите специальную тетрадь, чтобы заносить в нее результаты выполнения отдельных упражнений, отмечать, что ребенок уже умеет делать, а что еще нет. Чаще говорите с ребенком об его успехах.
***- Как хоть немного обезопасить своего ребенка от вредных излучений?
- Японцы, например, рекомендуют не пренебрегать горшочками с кактусами, которые следует расставлять около боковых частей монитора. Эти растения вбирают в себя до 50% компьютерных излучений и преобразуют сухой воздух в атмосферу, насыщенную кислородом. Важно, чтобы в комнате, где стоит компьютер, всегда был свежий воздух.
***- А теперь вопрос еще об одном экране - миниатюрном экранчике сотового телефона. Можно ли ребенку пользоваться таким телефоном?
- Дошкольнику такая техника непонятна, поэтому и не нужна. Кроме того, маленький ребенок может свой телефон потерять, уронить, сотовый у него могут украсть. Представляете реакцию на это своего ребенка? Море слез и невроз.
Ученые бьют тревогу из-за того, что дети - юные владельцы мобильников - хуже спят, так как многие берут телефоны себе в кровать, продолжая без конца посылать друг другу СМС-сообщения, и поэтому плохо засыпают, и у них более тревожный сон.
Таким образом, взрослые, без сомнения, должны по возможности ограничивать использование сотовых телефонов маленькими детьми, и даже теми, кто постарше. Так, 14 летнюю девочку пришлось срочно госпитализировать из-за серьезного воспаления сухожилий пальца правой руки, затем палец вообще перестал двигаться. Выяснилось, что эта девочка ежедневно отправляла друзьям до 100 СМС-сообщений.
Кроме того, как и в случае с компьютером, увлечение сотовой связью может привести к болезненной тяге и породить дополнительные неврозы.
Так что если вы решили давать ребенку общаться с чудесами техники, то очень дозировано и как можно позже.
Л.Н. ШЕБОЛДИНА, заведующая НДОУ № 47;
Т.Н. СТАШКОВА, психолог НДОУ № 47.