Если кто бывал во времена СССР с экскурсией на Кавказе, то слышал, как экскурсоводы участки горных серпантинов называли "тещин язык", или "зятева петля". У нас в Александрове, за неимением годных склонов такой "тещин язык" пролег вокруг железнодорожной насыпи, и даже образовал в своей нижней части мини-набережную.
Новый мост уже давно работает, но вот дорога открылась только неделю назад. Основное ее назначение – увести автомобильный поток с нерегулируемого железнодорожного переезда.
О сложности конструкции железнодорожного моста рассказал руководитель александровского пред-приятия РСП Евгений Яковлев. РСП выступало cубподрядчиком в этом строительстве и занималось укрепительными работами и отделкой внешних поверхностей железнодорожной насыпи, других укрепительных сооружений – русла, берега реки, конуса плиткой собственного производства.
Снаружи мост получился легким, красивым и лаконичным. Просто сверху все сделано эстетично, что, кстати, является стандартным требованием мостостроения.
Высота откосов насыпи железнодорожного полотна 18 м. Для такой высоты в ее основание для укрепления возводится контрбанкет, укрепляющий основную насыпь. Горизонтальная часть контрбанкета называется "берма". На этой берме, по левой стороне реки и проложена дорога. Горизонтальные ее части уложены асфальтом, а поворот выложен плиткой. Склоны насыпи укреплены щебнем в георешетке(на 1 кв. м около 300 кг) конуса выложены плиткой, берега укреплены матрасами "рено", насыпь реки укреплена сверхпрочным камнем, привезенным с севера России. Все это делается не только и даже не столько для красоты, сколько для крепости и надежности всей железнодорожной мостовой насыпи.
– За каждым железнодорожным мостом ведется наблюдение, – рассказывает Евгений Яковлев. – Проводятся измерения подвижек грунтов, размывания насыпи, проседание путей, отклонение опорных частей, все это фиксируется, привязывается к реперам. Вся конструкция насыпи укреплена буронабивными сваями. Всего их залито по ходу строительства моста около 300. Они пронизывают грунт на глубину 38 метров, их диаметр 0,8-1,5 м. Это только один пример того, что мост – сложное инженерное сооружение.
Ну а нам, жителям города, остается радоваться и любоваться на такую инженерно-природную красоту, поскольку окрестности Чугунного моста – очень живописные, с насыпи открывается прекрасный вид на Александровский кремль и пойму реки Серая. Хочется только пожелать, чтобы грунтовые автомобильные дороги, которые примыкают к новому путе-проводу, были в скором времени асфальтированы, и автомобили не заносили на новенький асфальт и новенькую плитку пыль и грязь. Чтобы коммунальные службы зимой расчищали его от снега и посыпали песочком.