Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Архив новостей
   
Новости за Март - 2003
Новости за Апрель - 2003
Новости за Май - 2003
Новости за Июнь - 2003
Новости за Июль - 2003
Новости за Август - 2003
Новости за Сентябрь - 2003
Новости за Октябрь - 2003
Новости за Ноябрь - 2003
Новости за Декабрь - 2003
Новости за Январь - 2004
Новости за Февраль - 2004
Новости за Март - 2004
Новости за Апрель - 2004
Новости за Май - 2004
Новости за Июнь - 2004
Новости за Июль - 2004
Новости за Август - 2004
Новости за Сентябрь - 2004
Новости за Октябрь - 2004
Новости за Ноябрь - 2004
Новости за Декабрь - 2004
Новости за Январь - 2005
Новости за Февраль - 2005
Новости за Март - 2005
Новости за Апрель - 2005
Новости за Май - 2005
Новости за Июнь - 2005
Новости за Июль - 2005
Новости за Август - 2005
Новости за Сентябрь - 2005
Новости за Октябрь - 2005
Новости за Ноябрь - 2005
Новости за Декабрь - 2005
Новости за Январь - 2006
Новости за Февраль - 2006
Новости за Март - 2006
Новости за Апрель - 2006
Новости за Май - 2006
Новости за Июнь - 2006
Новости за Июль - 2006
Новости за Август - 2006
Новости за Сентябрь - 2006
Новости за Октябрь - 2006
Новости за Ноябрь - 2006
Новости за Декабрь - 2006
Новости за Январь - 2007
Новости за Февраль - 2007
Новости за Март - 2007
Новости за Апрель - 2007
Новости за Май - 2007
Новости за Июнь - 2007
Новости за Июль - 2007
Новости за Август - 2007
Новости за Сентябрь - 2007
Новости за Октябрь - 2007
Новости за Ноябрь - 2007
Новости за Декабрь - 2007
Новости за Январь - 2008
Новости за Февраль - 2008
Новости за Март - 2008
Новости за Апрель - 2008
Новости за Май - 2008
Новости за Июнь - 2008
Новости за Июль - 2008
Новости за Август - 2008
Новости за Сентябрь - 2008
Новости за Октябрь - 2008
Новости за Ноябрь - 2008
Новости за Декабрь - 2008
 
НОВОЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
16.09.2005 14:43
ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА
ПОКАЗАТЬ ВСЕ, НА ЧТО ТЫ СПОСОБЕН
По удачному выражению известного русского педагога и психолога П.Ф. Каптерева, "школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу". Думаю, это вполне соотносится с концепцией модернизации российского образования, суть которой - создавать условия, обеспечивающие "запуск" механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности и способствующие мотивации достижения успеха. На мой взгляд, одним из средств в достижении цели может стать портфолио ученика.
Объясню, что это такое. Значение слова произошло от французского porter - излагать, формировать, нести - и folio, что означает "лист, страница". В переводе с итальянского слово "портфолио" означает "папка с документами", "папка специалиста". Словом, портфолио - это досье, собрание достижений, фиксация успехов.
Понятие "портфолио" пришло к нам из Западной Европы XV - XVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли "портфолио". Представленные документы позволяли заказчикам составить впечатление о профессиональных качествах претендентов.
В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в среде фотографов и фотомоделей - как альбом с фотографиями.
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. К началу нового века идея применения портфолио в учебных заведениях становится популярной во всем мире, в том числе и в России.
Философия учебного портфолио заключается в том, что предполагает смещение акцента с того, чего учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет. Таким образом педагогический акцент переносится с оценки на самооценку. Основной смысл портфолио - "показать все, на что ты способен".
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПОРТФОЛИО
Создание портфолио российского ученика прежде всего определяет содержание школьной предпрофильной подготовки. Цель портфолио российского 9-классника - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускника. Таким образом, построение образовательного рейтинга учащегося подразумевает итоговую аттестацию (экзамены) и индивидуальную накопительную оценку (портфолио). Именно на этом основании планируется запустить в работу механизм комплектования профильных классов в старшем звене общеобразовательной школы. Когда у каждого ученика будет портфолио, то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений (результаты олимпиад, самостоятельные проекты и творческие работы и др.), будет несложно определить готовность школьника к углубленному изучению тех или иных предметов в старших классах.
Как создать потфолио? В зависимости от целей они бывают разных типов. Это может быть портфолио достижений, или проблемно-исследовательское, или тематическое. Но к какому бы виду оно ни относилось, примерная структура его состоит из трех разделов.
1. Официальные документы.
В нем помещаются все сертифицированные индивидуальные достижения в различных областях деятельности. Например, дипломы и грамоты за участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях и т.п.
2. Курсы, творческие работы и социальные практики.
В данном разделе собираются творческие, проектные, исследовательские работы, рефераты и т.п., а также "оценивающие" документы - например, зачетная книжка.
3. Отзывы и рекомендации.
В этот раздел помещаются различные виды письменного анализа самого учащегося: автобиография, резюме, информация о жизненных планах. Сюда же включаются характеристики, отзывы, рекомендательные письма педагогов; благодарственные письма из различных органов и организаций; рецензии на статьи в СМИ.
В сводной ведомости указывается количественная оценка каждого официального документа в баллах и качественная оценка творческих работ и самоотчетов о социальной практике. Примерная схема исчисления итоговой оценки портфолио состоит из результатов обязательных экзаменов и экзаменов по выбору - до 5 баллов за каждый; из результатов побед в предметных олимпиадах: Международная - 10 баллов, Всероссийская - победитель 9 баллов, призер 8 баллов, областная 7-8 баллов, городская 6-7 баллов; из результатов участия в различных конкурсах, фестивалях, образовательном тестировании и других мероприятиях - от 1 до 5 баллов. Итоговый рейтинг равен сумме результатов по 4 экзаменам плюс максимальный балл из потфолио, что составляет максимум - 30 баллов, минимум - 12 баллов.
Для сравнения приведу данные о значимости портфолио в профильном обучении США. Оно включает 14 обязательных разделов. И если не выполнен хотя бы один из них, учащийся не получает сертификат об окончании обучения.
НАШ ОПЫТ СБОРА ПОРТФОЛИО
Надо отметить, что в большинстве регионов Российской Федерации уже имеется опыт сбора портфолио. Что касается Владимирской области, то работа в этом направлении только начинается. В Александровском районе практика оформления материалов в портфолио началась с профессиональных конкурсов "Учитель года", "Руководитель года", "Лидер в образовании", "Мастер педагогического труда", "Лучшие школы России" и др. Международные стандарты предметного портфолио успешно используют в педагогической практике учителя английского языка школы №1 под руководством заместителя директора Л.Б. Кульковой. Руководители школы №10 И.В. Лесник и Т.Ю. Панова приняли участие в специализированных курсах на базе областного института повышения квалификации педагогических работников. К организованному сбору портфолио приступили учителя начальных классов школы №9 - этот опыт был продемонстрирован на одном из плановых семинаров для заместителей директоров школ округа.
Однако только в нынешнем учебном году у нас появились портфолио, отвечающие технологическим требованиям. Это связано с тем, что 2004-2005 учебный год был объявлен Министерством образования и науки РФ годом сбора портфолио. Перед нами встала задача отработать механизм, четко отражающий цели создания портфолио. К этой работе приступили активисты окружной молодежной организации "ЛОСК" - 11-классники Ирина Карпова (шк.14), Денис Богачев и Максим Полянский (шк.11). Выпускники, имеющие хорошие достижения в сфере образования, культуры и спорта, успешно справились с поставленной задачей. Этот рейтинговый материал сопровождал выпускников при поступлении в высшие учебные заведения Москвы. А эстафету формирования личного портфолио приняли другие члены организации лидеров - Михаил Шавердо (гимн. 2), Анастасия Гладкова и Антон Виноградов (шк.1). Теперь мы твердо можем заявить, что располагаем неплохим опытом сбора портфолио и наши достижения могут служить базой для желающих использовать самопрезентацию в нужных для себя целях.
Трудно сказать, насколько быстро будет развиваться эта система, но в любом случае она не должна застать врасплох ни учителей, ни учащихся, ни их родителей. Сегодня очевидно, что новые педагогические технологии рассчитаны только на мотивированного к обучению старшеклассника. Это обстоятельство полностью изменяет менталитет участников образовательного процесса. Так живет весь цивилизованный мир, так предстоит жить и нам, используя всевозможные средства для углубления и оформления познавательных интересов, для развития интеллектуальных способностей учащихся, для комплексной проверки уровня усвоения учебного материала и др.
Словом, потфолио призвано характеризовать результативность обучения, которая может быть представлена и учеником, и учителем, и педагогическим коллективом. Это необходимо для формирования мотивации достижения, а следовательно, для создания ситуации успеха.
М. ГОРСКАЯ,
заведующая отделом образования
и педагогических инноваций
Управления образования
округа Александров.
 

Разработка сайтов. Реклама в интернет.




Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2019 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
--------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 2.5827 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------