Анатолий Владимирович Бобров - председатель Законодательного Собрания Владимирской области, депутаты которого приняли закон о разграничении полномочий между муниципальными образованиями на переходный период, сроком в три года. Закон №148, который в городе Александров вызвал бурю протеста, письма в адрес Правительства и Президента РФ.
Коротко напомним. Александровцы протестуют против наделения города статусом городского поселения, а не округа Александров со всеми вытекающими полномочиями. Ведь городское поселение - это крайне ограниченное количество полномочий, финансовая зависимость города от района, в который Александров вошел, как его составляющая часть.
Сначала в качестве миротворца в Александров приезжал главный федеральный инспектор Г.В. Веретенников. О его посещении и его мнении по поводу сложившейся ситуации мы подробно рассказывали. Однако после того визита в мнениях руководства города мало что изменилось. Ждали А.В. Боброва. И дождались. Но позиция А.В., как выяснилось, практически не отличается от позиции предыдущего гостя. Она тоже миротворческая.
Как можно более точно воспроизведем выступление А.В. Боброва перед депутатами районного Совета народных депутатов.
- И губернатор, и я неоднократно высказывались о несвоевременности принятия 131 Федерального закона, причем по всей России по одной схеме. Мы не против него, но так поспешно и всех под одну гребенку... Россия, она ведь разная, и подстроить ее под одну систему нельзя.
Но Закон вступил в силу, и его надо выполнять. Что мы и делаем! Как результат - недовольства на местах. Александров в этом плане далеко не одинок. Тем же самым уже переболели Суздаль, Покров, Лакинск. Эти города тоже выражали недовольство статусом городских поселений. Мы прошли с ними все суды: районный, областной, Верховный, и все суды эти города проиграли.
По городу Александров у нас нет представления прокурора, хотя прокурор А.М. Чеботарев сказал, что он завален письмами из Александрова, особенно от депутата Госдумы О.А. Малышкина, но не видит нарушения закона. Кроме этого в области имеется целый отдел юстиции управления центрального федерального округа из пяти человек, который наблюдает за каждым шагом Законодательного Собрания, за любым принятым нормативно-правовым актом. Ни одного протеста, представления и с этой стороны не было.
Как шел законотворческий процесс? Принимая Закон Владимирской области от 16 мая 2005 года №61 "О наделении округа Александров и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ", областные законодатели руководствовались нормами статьи 84 Федерального Закона №131. Город Александров был наделен статусом городского поселения, потому что на момент вступления данной статьи федерального закона статусом городского округа не обладал. Его объединение или разделение также не имели место. Голосование в форме референдума в соответствии с требованиями статьи 13 того же 131 закона на территории Александровского района не проводилось. В связи с этим Законодательное Собрание просто не могла наделить город Александров статусом городского округа.
Кроме того законом определено, что наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления вопросов местного значения городского округа. Вроде, все подходит для Александрова. Но нам также предписано учитывать наличие всего того же в муниципальном районе. У вас вся необходимая инфраструктура и бюджетная сфера города и района тесно взаимосвязаны: Александровская центральная районная больница оказывает медицинскую помощь как жителям города, так и района, спортивные школы тоже общие...
Тесно связывает город и район еще очень многое.
Оставалась еще возможность наделить город Александров статусом городского округа с согласия населения и города, и района, выраженного путем голосования. Референдума тоже не было.
Кстати, с точки зрения исторической город Александров был всегда уездным городом, центром всего уезда.
Примем в расчет и статистику по развитию города и района. Район себя обеспечивает только на 31% (69% - субсидии и субвенции), город - на 80% (20% - субсидии и субвенции). То есть говорить о самодостаточности одного субъекта не приходится.
Надо учесть, что подход к другим муниципальным образованиям был единым для всей области. Город Кольчугино тоже имеет статус городского поселения - и никаких трений. Только самодостаточные города, которые являются донорами и тащат всю область - Владимир, Ковров, Муром, Гусь-Хрустальный, да еще Радужный, получили статус городских округов. Взвесим все, подумаем вместе. Нужно ли сейчас баламутить народ, призывать к референдуму? Тем более, глав и депутатов городских и сельских поселений мы выбрали на срок только два года. После этого срока - посмотрим, разберемся, передадим полномочия.
Общий язык с депутатами районного Совета, в отличии от городского, найти оказалось не трудно. У них по сути дела никаких претензий и нет.
Ю.П. Лакеев:
- Я полностью согласен с оценкой закона. Более того, считаю, что та схема, которая создана, является наиболее оптимальной для нас. Закон принят, в его рамках и надо работать.
Собственно, обсуждение заданной темы этим и закончилось. Дальше пошли вопросы, касающиеся в основном текущих рабочих моментов. О возвращении в муниципальную собственность дорожных предприятий, о передаче в нее автотранспортного предприятия - Ю.П. Лакеев. Об усиления внимания области к образованию Александровского района - Л.Н. Федотова. О слишком низкой зарплате муниципальных служащих городских и сельских поселений, о необходимости поставить работу председателей поселений на освобожденную основу - председатель СНД пос. Балакирево В.С. Погорелов. О том, что необходимо решить вопрос обеспечения транспортом председателей сельских поселений, - глава Следневского сельского поселения М.М. Ибрагимов. О финансировании молодежной политики - Е.В. Шульга. О том, что администрация района до сих пор не представила на утверждение Совета структуру администрации, а значит, нет рабочего органа, нет администрации, никто не работает - Ю.А. Суслов. О проблемах транспортников в связи с перевозками льготников - М.В. Романов. О том, что плохо работает "Жилтрест", а "Дирекции жилищных услуг" работать не дают - А.С. Чернобай. О том, что глава не реагирует на запросы депутатов - С.А. Филатова. И даже: "Есть рычаги, как придавить главу?" - С.И. Егоров.
Наверняка, более эмоциональным и по существу дела был разговор А.В. Боброва с главами района, городских и сельских поселений. Но эта встреча проходила при закрытых дверях, то есть без журналистов. Поэтому мы были вынуждены довольствоваться тем, что Анатолий Владимирович рассказал о встрече с главами на пресс-конференции.
***- Каковы итоги разговора?
- Разговор был довольно откровенным и, отмечу, конструктивным. Мы начали находить общий язык.
Итог разговора - понимание, что наделением города Александров статусом городского поселения ни один закон не нарушен, что подтверждается отсутствием протестов прокурора, выводами группы юристов отдела юстиции Центрального федерального округа, мнением главного федерального инспектора Г.В. Веретенникова.
С главами мы решили так - закон принят, надо заниматься работой, так как это сделали другие муниципальные образования области. Мы договорились - если А.И. Равин, другие главы считают, что надо ускорить передачу полномочий, провести ее не за три года, а быстрее, районный Совет, Совет любого муниципального образования вправе выйти к нам с законодательной инициативой, и мы готовы ее рассмотреть. Но сейчас надо думать о том, как исполнять то, что есть, жить и работать, находить пути сотрудничества, договариваясь между собой, принимая соглашения, типовые проекты которых были сегодня розданы главам, которые уже начали их обсуждать, что мне показалось позитивным. Путь заключения соглашений я считаю наиболее конструктивным.
***- О чем можно договариваться в рамках закона с помощью соглашений?
- Обо всем - например, об освещении и уборке улиц...
- Городское поселение Александров имеет, к примеру, полномочия по благоустройству, санитарной очистке города. Но имущество, с помощью которого это делается, осталось пока в собственности района. Так вот соглашением и можно передать это имущество в оперативное управление, - дополнил председатель СНД района А.А. Акимов.
***- Яблоком раздора было здание администрации. Нашли путь решения?
- Главы договорились, где будет размещаться городская администрация, где районная. Не уточнили, правда, где именно.
***- И Веретенников, и вы сказали, 148-й областной закон не нарушил 131-го федерального, но был и другой, тоже законный, путь. Почему не был выбран этот другой?
- Во-первых, подход должен быть единым по всей области, исключений быть не должно во избежание еще больших проблем. И второе. В мае, когда принимался закон, у нас не было уверенности в том, будет ли вообще Совет в городе Александров. И, действительно, на выборах 16 октября городской Совет не был создан. Значит, формировать бюджетный процесс было некому, а в бюджетный год вступать можно только с начала года. Исходили мы и из бюджетной обеспеченности. И город Александров, и район - дотационные образования. То есть переходный период нужно еще использовать и для стабилизации финансового положения.
... "Вот приедет барин. Барин нас рассудит...". Трудно сейчас судить, насколько удалась председателю Законодательного Собрания области А.В. Боброву роль миротворца. И хотя он заверил, что "все будет нормально, все наладится", это покажет только время.
Записала В. ТИХОНОВА.