Дороги на Александровской земле существуют с древнейших времен. О них наши краеведы писали очень много. Например, в труде Н.С. Стромилова "Александровский уезд. Земско-статистическое описание" за 1880 год на странице 25 написано следующее: "Дороги: железная, шоссейная и грунтовая - почтовые, трактовые, торговые и этапные".
Действительно, сеть грунтовых дорог, пролегавших в то время по Александровскому уезду, представляла: две почтовых из города Александров (Дубенская, Киржачская), одна трактовая через город (Юрьевская) и две торговых дороги через уезд (Угличская, Калязинская). Характеристики этих путей сообщения также даны в труде Н.С. Стромилова. Приведу характеристику Юрьевского тракта: "Юрьевская от города Александров через деревню Илькино, село Ивановское-Соболево, деревню Легково, село Андреевское, деревню Прокофьево, деревню Богана, до границы Юрьевского уезда и до города Юрьев-Польский. Идет местностью сначала легковолнистою, а потом ровною; от города Александров до села Андреевское Государево окрестности безлесны; при выходе из деревни Легковой к реке Малый Киржач имеется значительный спуск, на котором устроен постоянный на сваях мост в 30 саженей длины; от села Андреевское дорога в обе стороны открытая и на восьмой версте у деревни Боганы довольно крутой спуск к реке Богана и на ней мост на сваях 20 саженей длины; грунт земли суглинок с примесью чернозема (черносуглинистый). Направление всех перечисленных выше дорог никогда не изменялось, так как тому не было поводов, а равно и причин не представлялось к перечислению дорог из одного разряда в другой".
"К чему же ведут все эти рассуждения?" - спросите вы. Конечно же, я не собираюсь меряться знаниями истории трактов с краеведами. Нет. Просто хочу сообщить интересный факт об одном из участков Юрьевской дороги.
Дело в том, что я занимаюсь изучением истории деревни Аксеновка с сентября 2003 года. Трудность изучения состоит в том, что о ней мало что известно. Краеведы практически не упоминают о ней, а если и упоминают, то очень редко и в сжатой форме. А об отдельной книге или просто газетной статье не может быть и речи. А ведь история этой деревни уходит своими корнями в далекий XVII век. Пришлось изрядно потрудиться, чтобы написать реферат "Из истории деревни Аксеновка", который многие учителя нашей школы называют "докторской работой". Основная его часть написана со слов старожилов этой деревни.
22 января 2006 года я брала интервью у Василия Федоровича Петухова (1926 года рождения) - жителя деревни Аксеновка, который сейчас проживает в городе Александров.
Помимо других не менее интересных сведений, о которых он мне поведал, стала история Каменного моста. Он находится на Юрьевском тракте, недалеко от деревни Аксеновка. У этого моста сходятся четыре оврага: с северо-востока - Борисовский овраг, с запада - Вытекла, с востока - Пустырский овраг, с юга - овраг Клин. Во всех этих оврагах бьют ключи. Три оврага втекают в Вытеклу, а исток этого оврага впадает в реку Малый Киржач. Со временем произошло заболачивание этого места. А ведь когда-то здесь протекала Вытекла. Теперь представьте, что было бы, если бы в этом месте не было Каменного моста? Кому же следует сказать слова благодарности? К сожалению, этого человека давно нет в живых. Построил этот мост аксеновец Федор Васильевич Петухов - дедушка Василия Федоровича Петухова. Красный кирпич он делал сам и не без помощи остальных жителей деревни Аксеновка сложил этот на первый взгляд незамысловатый мостик, которому уже более 150 лет! А ведь многие, проезжая по нему, даже не догадываются об этом.
Раньше содержание в исправном виде кряжевой дороги и дорожных сооружений (мостов, труб, гатей) производилось уездной земской управой с торгов. Опираясь на упомянутый выше труд Н.С. Стромилова, на странице 28 читаем: "Устройство же случайных, вызванных обстоятельствами, сооружений по дорогам, как-то: устройство на Юрьевском тракте Каменной трубы на овраге Вытегло и т.п., не входит в обязанность подрядчиков по содержанию дорожных сооружений и управ; по смете ассигновывался земским собранием особый на сей предмет расход". Это лишний раз доказывает, что Каменный мост - сооружение самодельное, построенное жителями близлежащей к нему деревни Аксеновка.
В характеристике Юрьевского тракта упоминался построенный на сваях мост в 30 саженей длины при выходе из деревни Легково к реке Малый Киржач. Этот мост не раз реконструировали и ремонтировали. А маленький Каменный мост, несмотря на то, что по нему ежедневно проезжают сотни машин, из которых половина грузовых, весом в несколько сот тонн, ни разу не подвергался серьезному ремонту. Вот что значит добросовестный труд наших предков. Он и называется Каменным (от слова камень), потому что ничто не может сломить его.
Для меня каждое новое сведение, связанное с историей моей малой Родины Аксеновки, - это всегда своеобразное открытие. Таким является и история Каменного моста. А в связи с тем, что он является неотъемлемым участком Юрьевского тракта, я решила поделиться этой информацией с читателями, любителями истории родного края.
И. КОРОБОВА,
учащаяся Андреевской СОШ №30.
На снимке: Каменный мост.