Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Архив новостей
   
Новости за Март - 2003
Новости за Апрель - 2003
Новости за Май - 2003
Новости за Июнь - 2003
Новости за Июль - 2003
Новости за Август - 2003
Новости за Сентябрь - 2003
Новости за Октябрь - 2003
Новости за Ноябрь - 2003
Новости за Декабрь - 2003
Новости за Январь - 2004
Новости за Февраль - 2004
Новости за Март - 2004
Новости за Апрель - 2004
Новости за Май - 2004
Новости за Июнь - 2004
Новости за Июль - 2004
Новости за Август - 2004
Новости за Сентябрь - 2004
Новости за Октябрь - 2004
Новости за Ноябрь - 2004
Новости за Декабрь - 2004
Новости за Январь - 2005
Новости за Февраль - 2005
Новости за Март - 2005
Новости за Апрель - 2005
Новости за Май - 2005
Новости за Июнь - 2005
Новости за Июль - 2005
Новости за Август - 2005
Новости за Сентябрь - 2005
Новости за Октябрь - 2005
Новости за Ноябрь - 2005
Новости за Декабрь - 2005
Новости за Январь - 2006
Новости за Февраль - 2006
Новости за Март - 2006
Новости за Апрель - 2006
Новости за Май - 2006
Новости за Июнь - 2006
Новости за Июль - 2006
Новости за Август - 2006
Новости за Сентябрь - 2006
Новости за Октябрь - 2006
Новости за Ноябрь - 2006
Новости за Декабрь - 2006
Новости за Январь - 2007
Новости за Февраль - 2007
Новости за Март - 2007
Новости за Апрель - 2007
Новости за Май - 2007
Новости за Июнь - 2007
Новости за Июль - 2007
Новости за Август - 2007
Новости за Сентябрь - 2007
Новости за Октябрь - 2007
Новости за Ноябрь - 2007
Новости за Декабрь - 2007
Новости за Январь - 2008
Новости за Февраль - 2008
Новости за Март - 2008
Новости за Апрель - 2008
Новости за Май - 2008
Новости за Июнь - 2008
Новости за Июль - 2008
Новости за Август - 2008
Новости за Сентябрь - 2008
Новости за Октябрь - 2008
Новости за Ноябрь - 2008
Новости за Декабрь - 2008
 
ГРАФФИТИ АЛЕКСАНДРОВСКОЙ СЛОБОДЫ
14.08.2003 15:40
Стены древнерусских церквей Киева, Новгорода, Смоленска и других городов уже с XI века были покрыты широким поясом записей, несмотря на то, что по законам того времени вырезание надписей на церковных стенах приравнивалось к чародейству, выкапыванию мертвецов и языческим молениям. Есть надписи и на стенах древнего Александровского кремля.
Они получили название "граффити" и представляют собой ценный источник для изучения истории, лингвистики, палеографии, истории культуры и письменности. Трудно переоценить значение граффити для выявления "школ" письма, языковых явлений, имен, неизвестных по другим памятникам письменности. В некоторых случаях можно определить и профессию автора. Так были установлены не только имена художников, расписавших Софийский собор в Новгороде, но и национальность одного из них. В Александровской слободе надписи позволили путем исторических сопоставлений установить узкие хронологические границы создания средневековых памятников - белокаменных резных розеток. На трех розетках, украшающих своды, вырезаны обронные надписи вязью. Упоминание в надписях имени царя Федора Алексеевича, правившего в 1676-1682 годах, и документальные сведения о том, что строительство келейного корпуса, где находятся розетки, началось в 1680 году, дают практически точную датировку этих памятников без палеографического анализа.
Загадочные надписи и рисунки есть в Домовом храме Ивана Грозного в Покровской церкви и в подклете XVI века Успенской церкви. Надо отдать должное авторам александровских граффити, так как содержание последних в той или иной мере связано с церковью как местом священным. Церковное начальство уже в XI-XII веках вынуждено было зачеркивать слишком игривые или прямо нецензурные надписи богомольцев (например, в жертвеннике Софийского собора в Киеве).
Среди александровских граффити преобладают рисунки церковных зданий. Особый интерес своими формами вызывают три шатровые церкви с ребристыми "винтящимися" главами, спиральными ребрами шатров, треугольными кокошниками у их основания, общей композицией верха. Они расположены ступенчато относительно друг друга на западной стене малого храма в юго-восточном подклете Успенской церкви. Здесь же на угловой пилястре скорописью XVI века сделана надпись: "ЯКОВ". Несмотря на частичные утраты, она легко читается, каллиграфична, буквы четкие и изящные, что свидетельствует о руке опытного мастера. Неудивительно, что эта надпись вызывает у исследователей исключительно смелые гипотезы; некоторые даже предполагают связь этого имени с крупнейшим зодчим того времени Постником Яковлевым, автором собора Покрова на Рву (Василий Блаженный), - ему якобы принадлежат и сами рисунки, и подпись.
Как правило, кресты на церковных стенах ставились возле молитвенных надписей, подтверждая их заклинательный характер. Несколько подобных крестов, простейших и художественно выполненных, есть среди александровских граффити. На южном портале Покровской церкви процарапан рисунок креста с скругленными концами. Такие кресты были распространены в первой половине XVII века. В коллекции музея есть подобные кресты-тельники, их можно увидеть на экспозиции музея "Государев двор в Александровской слободе".
Прочтение некоторых надписей затруднительно и может быть осуществлено с помощью палеографов. Не исключено, что при анализе особенностей начертаний специалисты смогут определить промежуток времени, в котором были выполнены граффити, а их содержание приоткроет тайны, которые несколько столетий хранит Александровская слобода.
 

Разработка сайтов. Реклама в интернет.




Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2024 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
--------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 0.6418 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------