Государство своей налоговой политикой фактически вынуждает нефтяные компании повышать цены на бензин на внутреннем рынке. К такому выводу пришли участники круглого стола «Налоговая система РФ и цены на нефть и нефтепродукты», который провел на прошлой неделе в Казани комитет по бюджету Совета Федерации. Эксперты отмечают, что до тех пор, пока бюджет не откажется от привязки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) к мировым ценам на нефть, ситуацию изменить не удастся. Меры же, которые сейчас принимает правительство, в большей степени направлены на увеличение темпов нефтедобычи, но никак не на снижение внутренних цен на бензин. Велика вероятность, что и в дальнейшем интересы стабфонда будут превыше всего, а нефтяная отрасль так и останется «дойной коровой» российского бюджета.
Примерно наполовину цены на нефтепродукты состоят из налогов. По оценкам Минпромэнерго, в цене дизтоплива налоговая составляющая «тянет» на 40%, автомобильного бензина – на все 50%. Примерно столько же (49,2% в 2005 году) составляет доля нефтяной отрасли в налоговых поступлениях в бюджетную систему РФ. Существующая система налогообложения, направленная на изъятие сверхдоходов от нефтедобычи в условиях высоких мировых цен на нефть, выгодна бюджету. И она же приводит к росту цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Так, в 2004-2005 годах цены на бензин выросли на 34% и 16% соответственно. Дело в том, что ставка НДПИ привязана к мировым ценам на нефть, и в результате доля этого налога в цене нефти на внутреннем рынке составляет более 30%.
Казалось бы, вполне естественный в таких условиях шаг – «отвязать» ставку НДПИ от мировых цен. Только это может привести к снижению цен на внутреннем рынке. Причем, по мнению главы комитета по бюджету Совета Федерации Евгения Бушмина, НДПИ должен рассчитываться без учета коэффициента, характеризующего изменение мировых цен, для всей нефти – независимо от того, идет ли она на экспорт или реализуется внутри страны. Сенатор считает, что изымать сверхдоходы от экспорта нужно с помощью таможенных пошлин. Заместитель директора департамента госрегулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития Александр Гладков говорит, что в МЭРТ этот вопрос готовы рассматривать, однако для целей налогообложения будет проблематично найти индикатор цен на внутреннем рынке. В общем, правительство к такому повороту событий пока явно не готово – не случайно законопроект, готовящийся сейчас в Госдуме ко второму чтению, фиксирует привязку НДПИ к мировым ценам до 2017 года. Да и президент в последнем бюджетном послании заявил, что «следует на постоянной основе закрепить в НК РФ применяемую сегодня формулу расчета этого налога в зависимости от мировой цены на нефть». Так что НДПИ в деле снижения цен на бензин, судя по всему, не помощник.
Единственное, что предлагает правительство для сдерживания цен на внутреннем рынке, – это решение не индексировать акцизы на нефтепродукты. «Неиндексация в какой-то степени позволяет говорить, что акцизы не будут увеличивать цены», – осторожно отмечает заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Наталья Комова. Свою осторожность она объясняет тем, что в свое время отмена налога с продаж не привела к снижению цен на продукты. Следовательно, одними акцизами проблему решить не удастся. Тем не менее их доля в цене на бензин достаточно высока и, по словам директора департамента ТЭК Минпромэнерго Анатолия Яновского, составляет около 20%. Однако нужно учитывать, что свое «черное дело» правительство уже сделало: с 2002 по 2005 год акцизы на нефтепродукты выросли на 75%. Кроме того, применяемый механизм взимания акцизов не способствует производству высококачественных продуктов: ставка акциза на бензин с октановым числом до 80 на треть меньше, чем на бензин с «иными октановыми числами». По словам Александра Гладкова, Минэкономразвития уже подготовило и направило на согласование в министерства и ведомства законопроект по акцизам. Предлагаемые изменения в законодательство будут стимулировать техническое перевооружение предприятий и производство нефтепродуктов более высокого качества.
Анатолий Яновский согласен, что нефтяным компаниям нужны стимулы для реконструкции нефтеперерабатывающих заводов. Он считает, что стимулировать нужно нормативно, создавая технические регламенты, и экономически – освобождая НПЗ от таможенных пошлин на ввозимое оборудование. Без технического перевооружения все встает с ног на голову. Сейчас, например, экспортная пошлина на «темные» нефтепродукты (мазут, масла, битумы) ниже, чем на «светлые» (автобензин, дизтопливо). Так государство стимулирует переработку нефти внутри страны, потому что при производстве бензина вырабатывается много мазута, и производителям предоставляется возможность реализовать его на внешнем рынке. «Пока наша налоговая политика не может привести к снижению цен на внутреннем рынке», – констатирует г-н Яновский.
Но даже с точки зрения развития отрасли предлагаемых сейчас мер явно недостаточно. Дифференцировать НДПИ нужно не только по выработанности месторождений: ставка должна снижаться и при разработке месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, и при добыче нефти более низкого качества – например, высокосернистой, переработка которой, по экспертным оценкам, на 20% дороже. «А если мы хотим нормальное законодательство, необходимо ввести рентные платежи», – предлагает заместитель председателя бюджетного комитета СФ Вячеслав Новиков. Но в Минфине такой подход не приветствуют. «Это очень трудноадминистрируемый механизм», – парирует Наталья Комова.
По мнению нефтяников, отмены индексации акцизов на нефтепродукты недостаточно. Как сообщили RBC daily в «ЛУКОЙЛе», у компании есть ряд дополнительных предложений. Первое – уменьшить налоговую составляющую в цене нефтепродуктов, реализуемых на внутреннем рынке, с компенсацией выпадающих доходов бюджета за счет сборов с нефтепродуктов, отправляемых на экспорт. Это даст эффект снижения цен внутреннего рынка на 15-20% от расчетных. Второе – ввести льготы на инвестиционные процессы в нефтепереработке: приблизить к мировым стандартам механизм начисления амортизации; снизить или отменить ставку налога на прибыль, направляемую на реконструкцию НПЗ. Это позволит увеличить глубину переработки нефти. Третье – стимулировать потребителя использовать высококачественное и экономичное моторное топливо – дизельное, газовое и биологическое, автокомпании – производить машины, работающие на этом горючем.