Общественность города знает Владимира Семеновича Коваленко, как литератора. Я бы сказала поэта, но это слово он очень высоко оценивает и из врожденной скромности так громко называть себя не хочет, хотя уже четыре десятка лет его стихи регулярно печатаются в местных, центральных изданиях, в сборниках, хотя вышли в свет уже 6 его собственных книг. Множество его почитателей с нетерпением ждут новых стихов Коваленко - красивых, лиричных, щемящих душу, заставляющих задумываться о жизни и своем месте в ней.
Но если Вы, читатель, ждете здесь рассказа о поэте Коваленко, то Вы ошибаетесь. Наш сегодняшний разговор не о его поэзии (или не только о поэзии), рецензировать которую вообще считаю делом неблагодарным, потому что стихи - это очень тонкая и необъяснимая субстанция. Итак, я сделаю робкую попытку рассказать о Коваленко - человеке. С его помощью, конечно.
- Все думают, что я только тем и занимаюсь, что пишу стихи. На самом деле это вовсе не так. Литературное творчество - только в свободное от работы время, - Владимир Семенович произносит это таким тоном, как будто уже устал убеждать в этом людей.
Но, действительно, главное (и любимое) дело всей жизни Владимира Семеновича расположено совсем в другой области - в научной. Кристаллография, рентгенография минерального сырья, кристаллохимия, рост кристаллов... Подобные термины - для специалистов. Стихи, конечно, понятнее и ближе гораздо более широкому кругу, так что нет ничего удивительного в том, что нам ближе Коваленко-поэт.
Но учился Владимир Семенович не литературе, а кристаллографии, кристаллохимии на кафедре Московского государственного университета. И предан однажды выбранной профессии всю свою жизнь. В Александров приехал в 1969 году по приглашению тогдашнего руководителя ВНИИСИМСа В.П. Бутузова. Прошло 37 лет... Он попрежнему на одном месте, за одним и тем же столом, который когда-то уступил молодому специалисту сам Л.И. Цинобер...
За это время появилось около ста его научных работ в книгах, журналах, монографиях, около пяти авторских свидетельств на изобретения, которые использованы в технологиях ВНИИСИМСа. Много раз он участвовал в совещаниях по своей специальности самого высокого уровня. Словом, старший научный сотрудник научно-исследовательсткого института В.В. Коваленко - очень плодовитый и уважаемый в своих кругах ученый. Его однокурсники и коллеги неодобрительно относятся к тому, что он занимается литературой, считают, что она в какой-то мере мешает науке: "Если мы стали докторами наук, то твой потенциал давал тебе возможность стать академиком...". Он действительно не защищал диссертаций, не вступал ни в какие партии, ни в какие союзы и общества. Он - человек "сам по себе", делает то, что нравится, а по душе ему не карьерный рост, а творчество - что в науке, что в литературе. Пять лет уже на пенсии, но продолжает творить.
***- Вы, Владимир Семенович, что сами выше цените: свои научные или литературные произведения?
- Каждая мама больше любит того ребенка, который поуродливее и поболезненнее, который требует больше забот, ласки и внимания. Поэтому, как родитель, я и какому-то не самому престижному направлению в науке стараюсь дать нормальную, здоровую жизнь. И в стихах - далеко не все, что выходит из-под моего пера, считаю удачным. Но оно мной рождено и значит, дорого мне.
***- Можете назвать "любимое дитя" - научное и литературное?
- ...Из научных, пожалуй, одна из последних наших с супругой Розой Владимировной работ, которая посвящена минеральному составу, особенностям строения и физико-химическим характеристикам такого цветного камня, как жадеит. Работали над этой темой больше четверти века. Много было у нас и других совместных научных работ, но эта последняя обобщает громаднейший экспериментальный и научный материал, собранный не только со всего Советского Союза, но и других стран: Бирма, Турция, Индия и даже таких экзотических мест, как, скажем, Гватемала. Наша работа представляет собой самую полную монография, которая существует сегодня в мире.
Это большой труд - 8 авторских листов (примерно сто страниц). А есть маленькая и очень любимая работа, написанная на заре туманной юности и посвященная росту кристаллов кварца (почему в одном направлении растет хорошо, а в другом не очень). Она, я бы сказал, с точки зрения кристаллографа безумно красива - как женщина. Она мне очень дорога, потому что ценю красоту во всем.
А литературное дитя?.. Мне очень дорога книга моих избранных произведений "Час души". На мой взгляд, она представляет из себя как бы одно стихотворение - идет непрерывный разговор на самые важные темы, касающиеся назначения человека, его душевных свойств и качеств. Более конкретно? Трудно сказать - есть десятки стихов, которые я люблю, с которыми часто выступаю перед публикой. Но поскольку сейчас осень, недавно был яблочный Спас, давайте прочту вам мое любимое стихотворение "Преображение".
Нынче слева и справа
Вдоль тропиночки пыльной
Прогибаются травы
Под росою обильной.
Чтобы стала красивой
Радость светлого часа,
Окунулась Россия
В синь и золото Спаса.
Так не раз уже было
И еще повторится.
Монотонности быта
Вдруг осветит зарница.
И залитые светом
Глянцеватые листья.
Уповают, что лето
Будет длиться и длиться.
И понятно отныне,
Что добро излучая
В этой общей картине
Я и сам не случаен.
Что и справа, и слева
среди чуждых и близких
у Господнего древа
я такой же вот листик.
Пусть окажется поздно
Утешаться словами,
В спелом августе звезды
С неба падают сами.
И душа моя рада
Беспредельностью сини
Золотым звездопадом
Промелькнуть над Россией.
***- Когда про научную работу вы сказали, что она - красива, я поняла, что для вас наука и лирика тесно связаны. Это так?
- И то, и другое творчество. Просто одно - рациональное, другое - иррациональное.
***- Еще вопрос. 37 лет жизни в Александрове сделали этот город для вас родным? Недаром присвоено вам звание Почетного гражданина города?
- Город - это не дома, не улицы и даже не наша грязь, а прежде всего множество людей. У Генриха Бёлле есть очень симпатичный рассказ "Город привычных лиц". Идешь по улице - с тобой все здороваются, все лица знакомые и стали как бы своими. Есть среди них те, которые особенно тебе интересны, которые помогают тебе быть собой. Я безумно благодарен судьбе, что в этом городе жили Надежда Федоровна Дубинина, Любовь Даниловна Коссович, Анна Анатольевна Торбинская, Василий Яковлевич Станников, живут Евгения Кузьминична Станникова, Анна Павловна Данилова - моя соседка по даче, которой 85 лет, но которая работает лучше, чем я. Людей, близких мне духовно, которые меня понимают, я могу перечислять долго. Они все моя родня. Значит и город, конечно, родной. Ведь счастье - это когда тебя понимают, как было сказано в лучшем школьном сочинении из фильма "Доживем до понедельника".
***- Вы публичный человек?
- Любой творческий человек - публичный, даже если ему этого не очень хочется. И я влился в литературную и научную жизнь города сразу, как сюда приехал. Достаточно сказать, что с того времени и примерно до 90-х годов в школах, на предприятиях, в наших деревнях я провел более 300 авторских встреч. Общение с людьми не просто важно - это архиважно, как сказал бы незабвенный Ильич. Потому что именно в общении с людьми возникает обратная связь, которая дает уверенность в своих силах.
Создание музея Цветаевых, Цветаевских фестивалей в значительной степени связано со мной и многими другими людьми в этом городе. Но я не буду повторяться - все это очень подробно изложено в моей книге автобиографических очерков "Люди мои добрые".
***- Мне очень нравится название книги. Такое мог придумать только добрый человек.
- Спасибо. В этой связи могу заметить, что дизайнер книги, молодая девушка Ольга Фадеева, когда мы с ней обсуждали оформление обложки, сказала: "Третий день снова и снова читаю вашу книгу и удивляюсь, где вы столько добрых людей нашли?". Я ответил: "Олечка, когда доживешь до моих лет, ты поймешь, что плохих-то людей и нет".
***- Словом, вы не жалеете, что не стали академиком?
- Если подводить итоги, то мне кажется - все сделано правильно.
В. ПЕШКОВА.