Одной из основных задач нашего дошкольного учреждения является работа по ранней профориентации дошкольников на железнодорожные специальности.
Мы проводим разнообразную работу в этом направлении. В основе - методическая работа: составлен план работы дошкольного учреждения по ознакомлению детей с железной дорогой и план методической работы с кадрами, проводятся педсоветы. Кроме того, составлена примерная схема проекта «Мои родители – железнодорожники», которую мы используем как самостоятельное направление в работе.
Психолог разработал игры на развитие внимания и мышления дошкольников, так как без этих развитых качеств личности железнодорожник состояться не может.
Взаимодействие с родителями – особое направление нашей работы, так как маленький ребенок первоначально все берет из семьи. Анализ анкет родителей показал, что 60% хотят, чтобы их дети работали в будущем на железной дороге.
Подборка консультаций для воспитателей помогает нам научить воспитателей тому, как знакомить детей с железнодорожным транспортом, с профессиями железнодорожников, узнать об истории возникновения и развития железных дорог.
Педагоги разработали и апробировали конспекты занятий для детей с 2 до 7 лет по различным видам деятельности детей, беседы с детьми, викторины, конспекты игр, музыкальных и спортивных развлечений, игры-тренинги.
В детском саду работает кружок по изобразительной деятельности «Радуга», в котором фрагментарно используются темы, касающиеся ознакомлению детей с железной дорогой.
К сожалению, та малая часть литературы, которая есть в арсенале педагогов детского сада, затрудняет работу, но все-таки при помощи нашей городской детской библиотеки коллектив педагогов сделал подборку литературы по данной теме.
С триумфом прошел выпускной вечер «В добрый путь» для детей, поступающих в первый класс, в котором также использовалась железнодорожная тематика.
«Здоровый ребенок сегодня – будущий здоровый железнодорожник», - под таким девизом работает наш коллектив. Разработана система физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, которая помогает нам добиться неплохих результатов.
Из года в год растет поток поездов на железной дороге. И все чаще мы слышим о происшествиях на железной дороге, которые совершены детьми. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей.
Для того, чтобы с ранних лет воспитывать у детей определенные правила поведения на железной дороге, мы работаем в направлении «Железная дорога – детям не игрушка» в тесном контакте с ЛОВД.
Ежегодно дошкольное учреждение участвует в конкурсе рисунков о безопасности на железной дороге и является их лауреатом, занимается пропагандой безопасного поведения на страницах местной прессы, психолог детского сада как эксперт принимает участие в работе отдела по работе с несовершеннолетними ЛОВД.
Результативность деятельности детского сада по работе по ранней профориентации дошкольников видна в положительной динамике психических процессов у детей, снижению заболеваемости и увеличению посещаемости дошкольников в детском саду за последние три года, статьях в местной прессе по работе детского сада в этом направлении, знаниях детей о железной дороге. Кроме того, результативность определяется в количестве выпускников нашего детского сада, кто избрал своей профессией профессию железнодорожника.
Знания наших детей о железной дороге достаточно объемны. Так, старшие дошкольники знают, что такое локомотив, какие бывают поезда и что они перевозят. Большинство детей знает, что такое электрический и дизельный локомотив и чем они отличаются друг от друга, чем отличаются электрички от поездов дальнего следования, как выглядят различные поезда.
В каждой возрастной группе оформлены уголки железнодорожника, в которых представлены макеты поездов, вокзалов, фотовыставки «Мои родители – железнодорожники», игрушки и поделки, рисунки детей, атрибуты для игры в железную дорогу, рабочие инструменты и форма железнодорожников разных специальностей, куклы в одежде железнодорожников.
Инструктор по физкультуре и старшая медсестра подобрали материал на тему «Здоровый дошкольник сегодня – в будущем здоровый железнодорожник».
Выяснено, что за последние три года из школ города в колледжи, техникумы, училища железной дороги, в локомотивное депо, ПЧ-11 поступили учиться и работать 35 выпускников нашего дошкольного учреждения, что является хорошим показателем работы в данном направлении. Педагогами детского сада собран и оформлен богатый материал по ознакомлению детей с железной дорогой, который может помочь педагогам детских садов, родителям, работникам отделов ЛОВД, отвечающих за профилактическую работу с детьми по безопасности на железной дороге, учителям начальных классов и работникам других детских учреждений, в работе по ранней профориентации детей на тему «Мы - будущие железнодорожники» и профилактике безопасности детей на железной дороге.
В этом году в издательстве педагогической литературы «Гном» г. Москвы выйдет в свет книга «Мы – будущие железнодорожники», где будет представлена работа коллектива по ранней профориентации дошкольников на железнодорожные специальности.
Пользуясь случаем, поздравляю всех железнодорожников нашего района с профессиональным праздником и своеобразным юбилеем - 170-летием основания Российских железных дорог.
Л. ШЕБОЛДИНА,
заведующий д/с № 47 ОАО «Российские железные дороги».