Первая в России железная дорога общего пользования, протяжением 27 км, была построена в 1837 году между Петербургом и Царским селом (ныне г.Пушкин) с продолжением до Павловска.
В 1851 г. была построена Петербурго-Московская двухпутная железная дорога, протяжением около 650 км. Особая роль в проектировании и сооружении дороги принадлежит инженеру, впоследствии академику П.П. Мельникову – автору первой в России книги о железных дорогах.
Серийный выпуск паровозов начат в 1844 году на Александровском заводе в Петербурге.
Первой в России сортировочной станцией была станция Петербург-Сортировочный, построенная в 1879 году.
В 1916 году в основном было закончено строительство Мурманской железной дороги (от Петрозаводска до Мурманска).
В 1839 году на промышленной выставке в Петербурге впервые демонстрировалось применение электрического двигателя на рельсовом транспорте: была показана действующая модель электрического локомотива, сконструированная выдающимся ученым и изобретателем Б.С.Якоби.
В 1852году на Петербурго-Московской магистрали была применена телеграфная связь. В конце 80-х годов стал применяться телефонный способ регулирования движения поездов.
В марте 1918 года был опубликован декрет Совета Народных комиссаров, подписанный В.И. Лениным «О централизации управления, охране дорог и повышении их провозоспособности».
В 1920 г. Совет Народных Комиссаров утвердил Общий устав железных дорог РСФСР. Через год были утверждены Правила технической эксплуатации железных дорог.
6 ноября 1924 года был построен первый тепловоз с электрической передачей, построенный по проекту профессора Я.Геккеля, который совершил рейс по Октябрьской дороге. В 1926 году открыт первый в нашей стране электрифицированный железнодорожный участок Баку-Сабунчи-Сураханы.
В 1930 году была сдана в эксплуатацию Туркестано-Сибирская магистрал, протяжением 1442 км. В 1931 г. началось внедрение селекторной связи.
За годы предвоенных пятилеток железнодорожный транспорт получил около 12 тыс. новых паровозов, свыше 500тыс грузовых вагонов.
К 1940 году грузооборот дорог возрос в 5,6 раза по сравнению с 1913г., а протяженность железнодорожной сети – в 1,5 раза.
За годы войны фашистами было разрушено 65тыс. км железнодорожного пути, 13 тыс. железнодорожных мостов, 41—станция, 317 паровозных депо.
В 1980 году грузооборот железных дорог достиг 3435млд.т/км, что составило около 53% мирового грузооборота. Был завершен перевод железных дорог на прогрессивные виды тяги – электрическую и тепловозную, удельный вес которых составил 94,2%.
В 1974 году началось сооружение крупнейшей в мире Байкало-Амурской магистрали, протяженностью 3147км, для освоения природных богатств Сибири и Дальнего Востока и ускорения развития производительных сил в этих районах. Трасса стала вторым железнодорожным выходом к Тихоокеанским портам с сокращением длины перевозок в эти районы на 400-500км.
ИСТОРИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ СТАНЦИИ АЛЕКСАНДРОВВ 1857 году Александр второй основал «Главное общество «Российские железные дороги».
В те годы основными путями, связывавшими территорию нынешнего округа Александрова с другими городами России были тракты Москва-Ярославль и Москва – Нижний Новгород. Надежда на улучшение сообщения у александровских фабрикантов появилась в 1862 г. со сдачей акционерным обществом И.Ф. Мамонтова в эксплуатацию участка железной дороги от Москвы до Сергиева Посада. Сначала речь шла о строительстве железной дороги от Сергиева Посада на Ярославль через Переславль-Залесский в стороне от Александрова, но александровские купцы и фабриканты Барановы, Зубовы, Растворовы, Ивановы стали предпринимать шаги для поворота дороги на Александров.
Невероятно, но они добились своего: в 1868 году Императором Александром вторым был определено направление дороги через Александров. В 1870 году дорога была введена в эксплуатацию. Вскоре проложили одноколейку и до Карабаново, затем до Ростова, а в 1873 г. – до Ярославля.
Локомотивное депо станции Александров существует с 1869 года. В это время в городе проживало 6000 человек. Число работающих в депо 100 человек. Парк паровозов состоял из германских локомотивов. Одним из начальников депо был немец Вернер. Вскоре начинается строительство нового веерного депо. Первый корпус был введен в эксплуатацию около 1900 года.
С 20-х годов начинается реконструкция веерного депо. А в 30-е годы паровозное депо имело 90 паровозов.
С начала 50-х годов в депо стали поступать тепловозы и электровозы.
К 130-летию депо построен и введен в эксплуатацию санитарно-бытовой корпус, проведена реконструкция поворотного круга по ремонту электрических машин, корпуса топливного склада, реконструкция гаража. В настоящее время парк составляет 19 электропоездов, 10 кранов на железнодорожном ходу. Депо проводит капитальный ремонт железнодорожных кранов (около 20 кранов в год), 10 дрезин.
Подготовила Т. СТАШКОВА,
методист детского сада № 47 ОАО «Российские железные дороги»