- Олег Аркадьевич, сами вы «за» или «против» такого решения? - В душе я лично за всенародные выборы. Не был бы я депутатом, не поварился бы в этом котле два года, не знал бы изнутри ситуацию в нашем городе, наверняка был бы в числе сторонников всенародных выборов, так как считаю эту систему более демократичной. Но в силу названных обстоятельств вынужден слушать не только сердце, но и разум. А он подсказывает, что надежда на положительные изменения в городе при новом методе выборов, который закон допускает, есть.
- То есть разумом вы понимаете, что в принятой системе есть и плюсы и минусы? Попробуем перечислить аргументы «за» и «против»? - При всенародных выборах человека выбирают за обещания, за то, как он сумеет себя преподнести. То есть вполне может пройти хороший артист, оратор и, извините, лжец. А если у него еще и денег много, то без проблем. Может ли он на самом деле управлять городом – этот вопрос во время предвыборной кампании как бы уходит на второй план. При выборе главы МО и председателя Совета в одном лице всенародно избранными депутатами такая вероятность снижается. К тому же всенародно избранного главу, каким бы он ни оказался на деле, отозвать уже крайне сложно. Непросто депутатам в чем-либо противостоять главе, заявляющему, что его выбрал народ, и он не собирается прислушиваться к мнению Совета.
К числу положительных моментов без сомнения отнесу появление должности главы администрации, то есть исполнительной власти, назначаемого на конкурсной основе по контракту. Нам действительно нужен крепкий управленец, грамотный менеджер, который сможет поправить ситуацию в городе, занимаясь не политикой, а городским хозяйством. Именно
возможность уйти от излишней политизированности, которая мешает хозяйственной работе, считаю, пожалуй, главным плюсом этого способа выборов. Конечно, все будет зависеть от личности, и ошибка в выборе кандидатуры на эту серьезную должность возможна. Но в данном случае большого риска нет. Не справился назначенный глава – Совет вправе пересмотреть выбор. Я уверен, что в нашем городе есть люди, которые способны плодотворно работать именно в сфере городского хозяйства. А конкурс, контракт заставят назначенца почувствовать меру своей ответственности за состояние дел в городе. Но главное, назначенному мэру не надо будет баллотироваться на следующий год, не надо заниматься показухой - надо думать о том, как лучше работать. Член Совета Федерации В.А. Густов в разговоре с нами на эту тему приводил в пример Норвегию, где он побывал. Мэр там работает по контракту. Хорошо справляется – через два года ему на 50% увеличивают оклад. И нам можно продумать подобную систему, потому что у главы администрации громадная ответственность, за такую работу надо хорошо платить.
- Получается, что глава-то города у нас будет … «свадебный генерал»? Весь воз проблем и забот будет нести глава администрации? - Повседневных, текущих – да. Но политические, перспективные – за главой города. Например, очень важен вопрос увеличения инвестиций в город, налаживания связей, что требует немало времени, которое появится, если глава уйдет от рутинной ежедневной текучки. Очень важно привлечь в город деньги не только инвесторов, но и федеральные, выделяемые на реализацию множества государственных программ. Для этого надо серьезно и грамотно работать над подготовкой проектов. Это пласт тоже за главой города и председателем Совета.
- Нас лишили права выбора – вот основной аргумент противников…- Да, в какой-то мере они правы и это можно отнести к минусам. Но с другой стороны… Сколько человек приходит на выборы, насколько они всенародны на деле? Грубо говоря, минимум 70% населения не участвуют в выборах. К тому же, не секрет, что кто-то приходит подкупленный, кто-то не знает за кого голосует. И в итоге сознательно сделавших выбор, которые действительно лишились права избирать, остается процентов 10.
Мне не нравится, что совмещается должность главы муниципального образования (исполнительная власть) и председателя Совета (законодательная власть). Но опять же и в этом вижу и минусы и плюсы. При этом варианте вероятнее добиться слаженности в работе обеих ветвей власти, так глава-председатель выбирается самими депутатами.
- Послушать вас – получается, что в целом плюсов-то больше…- Да, больше. Во многом потому, что избиратель у нас пока очень не активен. А ведь даже в основе слова демократия – демос, то есть народ. У нас же народу ее предлагают, а он в своем большинстве не хочет брать. И при новых правилах игры главным остается тоже он, народ. Придет на выборы, изберет в депутаты достойных людей – будет из кого выбирать главу города.
При нынешней нижней планке явки, 5%, выборы все равно состоятся, но вот кто попадет в Совет – это еще вопрос, который при подобном стечении обстоятельств люди должны будут задать себе. Каждому наверно известно, насколько велика роль личности, в данном случае роль депутата, главы. Поэтому и относиться к выбору надо серьезно и ответственно.
А депутатам еще нынешнего созыва важно грамотно выполнить подготовительную работу: разграничить полномочия глав, ответственность, подконтрольность и т.д.
- Недавно в Александров приезжал Губернатор и рассказывал, как прижился это метод выборов в других областях России. Вы сами нигде не были? - С отчетом областной комиссии, выезжавшей в Волгоградскую, Калужскую и другие области, где уже почти 100% муниципальных образований перешли на эту систему и не жалеют, нас знакомили. Сам был в некоторых западных странах, где этот метод давно и успешно используется.
- Как город собирается строить взаимоотношения с районом? - Мое мнение о том, что город Александров должен стать не поселением, а совершенно самостоятельным округом, неизменно. Не теряю надежды, что это будет - закон о местном самоуправлении далеко не так совершенен, чтобы его не менять. Но пока поселение - это данность, а значит, надо работать в этих условиях и помнить, что лучше худой мир, чем хорошая ссора, то есть с руководителями района надо находить общий язык и вместе работать на благо города.
Надо сказать, что у нас много проблем, которые отнюдь не зависят от того, как мы будем выбирать главу. Будет ли он всенародно избранным или будет выбран из числа депутатов, городу в любом случае нужен свой бюджет, нужны муниципальные предприятия жизнеобеспечения, не имея которых в собственности мы не сможем обеспечить нормальную деятельность жилищно-коммунальной сферы. Нужны и доходные муниципальные предприятия, например, торговые, с помощью которых можно зарабатывать деньги, пополняя тем самым казну. Двухлетний опыт работы без бюджета и без имущества показал, что в условиях, когда у главы есть обязанности, но возможности их реализовывать крайне ограничены, работать достаточно плодотворно невозможно. На недавно состоявшейся встрече с депутатами Губернатор подтвердил, что и бюджет и имущество с 1 января 2008 года у города будут. Будем надеяться, что никаких препятствий к этому не возникнет.
- И позвольте последнее замечание, которым хочу вернуться к началу нашего разговора. Прозвучала фраза о том, что вы надеетесь - мы уйдем от излишней политизированности, мешающей хозяйственной работе. Признаться, трудно представить Александров не политизированным городом. Сколько помню, в нем всегда присутствует большая или маленькая ссора между различными силами. И, что любопытно, все всегда понимают, что это мешает развитию. - И все же город развивается и, уверен, будет развиваться еще более высокими темпами. Это не только наше мнение. И в области говорят, что у нас - и в городе и в районе - очень хорошие перспективы развития. Я уверен, что они будут реализовываться.
В. ТИХОНОВА.