А почему бы и не уважать? В должности директора Сергей Петрович Егоров, учитель физики школы №36 п. Балакирева, проработал 19 лет: сначала в старой школе, а потом в новой. 13 лет - просто учителем, а потом стал директором.
И все 41 год работы в школе Сергей Петрович находится под непрестанным женским наблюдением. Но он выстоял и даже получил оценку совершенного учителя.
- Женский коллектив – особый, - говорит бывший руководитель. – Кто-то слишком темпераментный, у кого-то семейные проблемы, которые нужно решать. Да к тому же нас подкосили 90-е годы, - продолжает Сергей Петрович, - когда не платили зарплату.
Приходилось устраивать собрания и объяснять учителям, что в сложившейся ситуации директор не виноват.
В лучшие времена мужчин-учителей было 9, потом осталось только 4. Мужчины уходили, не в состоянии на маленькую зарплату, которую еще и задерживали, прокормить семью. А директор оставался на своей должности до 2004 года, когда по состоянию здоровья пришлось уйти с должности руководителя и стать просто учителем физики, как и раньше.
В этом году его родная школа №36 отмечает свой 20-летний юбилей с немалыми победами для поселкового образовательного учреждения.
Один заслуженный учитель РФ, 10 отличников просвещения, в том числе Сергей Петрович – отличник народного просвещения РСФСР, отличник просвещения СССР и обладатель Почетной грамоты Министерства просвещения СССР, два почетных работника образования, 8 награждены грамотами Министерства образования, 20 – грамотами Департамента образования, двое – лауреаты премии Сороса, 13 учителей - выпускники школы. Всего 40 учителей.
Правда, на сегодняшний момент эти цифры сократились все по той же причине, что и в 90-е годы – мизерная заработная плата.
Свою педагогическую карьеру, как и многие молодые специалисты, Сергей Петрович Егоров начал после получения диплома в 1964 году. Окончив физико-математический факультет Владимирского Педагогического института, молодого физика направили в Андреевскую школу. Через два года его призвали в армию, где он прошел курсы офицера запаса. После армии в звании старшего лейтенанта вернулся в ту же школу. По действующим тогда законам офицеров запаса вновь призывали в армию.
Когда закончилась служба, переехали с семьей в Балакирево. Здесь Сергей Петрович стал работать учителем физики и вел начальную военную подготовку (НВП).
В армии молодой физик в качестве инженера летал на самолетах. Обо всем этом рассказывал детям, объясняя законы физики собственным опытом.
Первое время военный статус не позволял ходить в гражданской форме, а только в форме старшего лейтенанта ВВС.
Кроме занятий, были школьные турслеты, ежегодный смотр-конкурс строя и песни.
Один такой поход вспоминает Сергей Петрович:
- Ребята стали победителями районного турслета, и мы поехали на областной. На эти соревнования три дня шли пешком и составляли карту местности. Судогодский район стал почти родным.
Так 8 дней находились в походных условиях. В деревнях кормились молоком, ночевали в школах.
О своих выпускниках Сергей Петрович вспоминает: один - стал руководителем спортивной школы, другой - директором предприятия, третий в недавнем прошлом был мэром поселка.
Раньше учитель поддерживал связь и с выпускниками из Андреевской школы. Многие из них ушли инженерами в сельское хозяйство.
О сегодняшних детских приоритетах физик говорит, что раньше у детей была цель учиться. А теперь одни школьники думают, что родители за свои деньги выучат, прокормят, а другие - просто не имеют возможностей.
- Сергей Петрович, а какими качествами должен обладать учитель?
- Учитель должен любить свой предмет, детей, видеть свои ошибки и постоянно совершенствоваться.
Совершенствоваться в условиях, когда работаешь с приборами прошлого века? – задам вопрос тем, кто обещает достойное образование.
В рамках нацпроекта школа №36 ждала обещанный комплект оборудования для кабинета физики. Вместо него поступил - для географии и в урезанном количестве.
Сергей Петрович говорит, что дети рады и тому, что имеют. Может быть, потому, что учитель может доступно объяснить предмет даже на примитивном уровне, и полученных знаний будет достаточно, чтобы поступить в вуз?!
Изменений в школах произошло много: учителям приходится переквалифицироваться: вести ОБЖ, физкультуру. Как прав был поэт Н. Некрасов: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!»
Удается учителям, несмотря ни на что, оставлять в детской памяти хорошие воспоминания о школьных годах, как самых беззаботных и счастливых.
О том, как к Сергею Петровичу относятся дети, расскажет случай. Как-то к нему в столовой обратился семиклассник: «А Вы что, тоже деньги платите?» «А как же, - ответил Сергей Петрович. – Вот, видишь…». «Надо Вас бесплатно кормить», - заметил ребенок. Если бы так просто, по-детски разрешались многие ситуации, нам бы не пришлось за себя краснеть перед другими.
Н. НИКИТИНА.