Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Архив новостей
   
Новости за Март - 2003
Новости за Апрель - 2003
Новости за Май - 2003
Новости за Июнь - 2003
Новости за Июль - 2003
Новости за Август - 2003
Новости за Сентябрь - 2003
Новости за Октябрь - 2003
Новости за Ноябрь - 2003
Новости за Декабрь - 2003
Новости за Январь - 2004
Новости за Февраль - 2004
Новости за Март - 2004
Новости за Апрель - 2004
Новости за Май - 2004
Новости за Июнь - 2004
Новости за Июль - 2004
Новости за Август - 2004
Новости за Сентябрь - 2004
Новости за Октябрь - 2004
Новости за Ноябрь - 2004
Новости за Декабрь - 2004
Новости за Январь - 2005
Новости за Февраль - 2005
Новости за Март - 2005
Новости за Апрель - 2005
Новости за Май - 2005
Новости за Июнь - 2005
Новости за Июль - 2005
Новости за Август - 2005
Новости за Сентябрь - 2005
Новости за Октябрь - 2005
Новости за Ноябрь - 2005
Новости за Декабрь - 2005
Новости за Январь - 2006
Новости за Февраль - 2006
Новости за Март - 2006
Новости за Апрель - 2006
Новости за Май - 2006
Новости за Июнь - 2006
Новости за Июль - 2006
Новости за Август - 2006
Новости за Сентябрь - 2006
Новости за Октябрь - 2006
Новости за Ноябрь - 2006
Новости за Декабрь - 2006
Новости за Январь - 2007
Новости за Февраль - 2007
Новости за Март - 2007
Новости за Апрель - 2007
Новости за Май - 2007
Новости за Июнь - 2007
Новости за Июль - 2007
Новости за Август - 2007
Новости за Сентябрь - 2007
Новости за Октябрь - 2007
Новости за Ноябрь - 2007
Новости за Декабрь - 2007
Новости за Январь - 2008
Новости за Февраль - 2008
Новости за Март - 2008
Новости за Апрель - 2008
Новости за Май - 2008
Новости за Июнь - 2008
Новости за Июль - 2008
Новости за Август - 2008
Новости за Сентябрь - 2008
Новости за Октябрь - 2008
Новости за Ноябрь - 2008
Новости за Декабрь - 2008
 
ТЕХНИКУМ СДЕЛАЛ СВОЙ ВЫБОР! А РАБОТОДАТЕЛИ?
02.04.2008 16:29
Как только прошлым летом наша газета узнала о том, что Александровский промышленно-гуманитарный техникум одним из немногих в России среди себе подобных стал победителем конкурса в рамках национального проекта «Образование», выиграл правительственный грант на 40 миллионов рублей, защитив инновационный проект «Интеграция образования и производства в процессе подготовки кадров для машиностроения», мы побывали в этом уважаемом учебном заведении, чтобы разделить с победителями радость несомненно огромного события и рассказать о нем нашим читателям.

И вот новая встреча в стенах техникума. Повод для нее не менее значительный. Техникум готов к своего рода отчету перед александровцами об окончании первого этапа реализации национального проекта, готов подвести его итоги и серьезно обсудить задачи и пути реализации второго этапа, смысл которого заключается в самом названии проекта: «Интеграция образования и производства…». В интеграции в промышленность региона заключается основная цель проекта, но осуществление его невозможно без участия промышленных предприятий.



ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА: ЧАСТЬ 1, ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ

Забегая вперед, скажу, что после экскурсии по современному техникуму, вывод напрашивался один - с отчетом техникум отнюдь не поторопился, свою часть программы он выполнил на отлично и за очень короткий срок - буквально за 2-3 месяца. Нам, а это не только представители средств массовой информации, а и руководители района, предприятий машиностроительной отрасли, показали уже не просто приобретенное, а полностью задействованное в учебном процессе оборудование, лаборатории, аудитории и так далее.

Небольшое предисловие к последующей экскурсии по обновленному профессиональному учебному предприятию директора АПГТ Алексея Андреевича Аркатова.

- Проект не свалился как снег на голову. Вопросы интеграции образования и производства, как наиболее эффективные в решении кадровой проблемы, мы обсуждали и рассматривали неоднократно, а вплотную к реализации подошли 1,5 года назад, когда произошло присоединение к техникуму профессионального училища №4. Реструктуризация, которую организовал департамент образования области, преследовала цель подготовки кадров для высокотехнологичных производств. Мы тогда встречались с работодателями, я призывал их к сотрудничеству, к решению вопроса развития материальной базы. Помню, насколько иронично многие смотрели на состояние наших мастерских. Возникал законный вопрос – сможет ли техникум осуществить перевооружение? Но на наше счастье подоспел национальный проект среди учреждений профессионального образования, и мы в составе 45 учебных заведений среднего специального образования стали его победителями.
Сегодня я хочу представить вам результаты работы, материальную базу, которую мы сумели создать за столь короткое время.





Для справки

На сегодняшний день в составе техникума представлю три отделения: среднего профессионального образования, начального профессионального образования и отделение правоведения, которое находится в пос. Балакирево.

В техникуме в настоящее время обучается больше 800 студентов.

Старое здание по адресу ул. Революции, д. №37 (корпус №1) – это колыбель сегодняшнего многоуровневого многопрофильного учебного заведения. В этот корпус закуплено 50 современных компьютеров, там создано 4 современных компьютерных класса, оснащенные по последнему слову техники.

Огромная работа по ремонту помещений и созданию кабинетов по специальностям технического профиля выполнена в корпусе №3 на ул. Красной Молодежи, д. 1. Там сосредоточено учебное оборудование по специальностям токарь, слесарь, электромонтер.

В техникуме три спортивных зала, три тренажерных зала.


А мы находимся в корпусе №2, на ул. Ленина, д. 9. Теперь это основной корпус техникума. Алексей Андреевич более подробно знакомит нас сегодня с материальной базой именно этого корпуса, шаг за шагом доказывая работодателям, что национальный проект – это отнюдь не профанация. С его помощью основная идея – обеспечить необходимое качество подготовки выпускников современного уровня, вполне осуществима.
На первом этаже здания еще остаются магазины, но освобождение помещений дело недолгого времени – магазины будут выселяться по мере окончания срока аренды. А на их месте после ремонта появятся еще ряд лабораторий по технологии машиностроения, проходная, бытовые комнаты.

Для справки

40 миллионов рублей, полученных техникумом для реализации проекта, поступили из разных источников, как это и предусмотрено: из федерального бюджета - 20 млн. рублей, из областного - 17, 7 млн. руб., из местного – 200 тысяч рублей, из средств техникума выделен 1 млн. руб. Согласно условиям проекта софинансирование от работодателей должно было составить 1,1 млн. руб. В этом плане техникум столкнулся с серьезной проблемой из-за позиции предприятия «Вестел», которое не приняло участия в софинансировании.

На приобретение учебно-лабораторного оборудования затрачено более 20 млн. руб., на приобретение учебно-производственного оборудования - 15 млн. руб., на приобретение программного обеспечения – более 340 тысяч рублей, на ремонт и модернизацию помещений – около 4 млн. руб., на повышение квалификации преподавателей – 400 тысяч рублей.






Представление того, на что потрачены средства, Алексей Андреевич начинает с инновационно-лекционной лаборатории. Она состоит из двух помещений: для работы со студентами в составе малых групп с использованием современной техники, и поточная лекционная аудитория, позволяющая вести лекции на самом современном уровне в составе трех групп. Мультимедиа, звук, сплит-системы …Здесь можно увидеть то, что никогда не видел Александров. Здесь студенты, по сути, могут заглянуть в завтрашний день нашего промышленного производства, научиться работать на такой технике, о которой и не мечтало предшествующее поколение машиностроителей.

- А здесь вы видите мастерскую электромонтеров, стоимость реконструкции и оснащения которой составила 2 миллиона рублей. Только вот эти тестовые стенды на 7 рабочих мест стоят 1,5 млн. руб., - с гордостью, не меньшей, чем если бы он купил собственный Мерседес, показывает уже в следующем классе А.А. Аркатов. - Наши студенты в количестве 25 человек осваивают на этом прекрасном оборудовании остродефицитную для всей области профессию электромонтера. Подготовка по этой профессии у нас организована впервые. В этом году будет второй набор. Александр Николаевич Щекланов, познакомьтесь, заведующий мастерской. Это практик с большим стажем и опытом.

Не успеваем удивиться и восхититься одним, как директор уже ведет нас в следующее светлое и красивое помещение. И удивляет еще больше.
- Наша основная специализация – технология машиностроения, которая наиболее важна и остра, поэтому на нее направлены основные средства.
Хочу показать вам два уникальных прибора, которых, уверен, нет ни на одном александровском предприятии и на многих владимирских. Это твердомер и прибор по определению шероховатостей с набором образцов. Наши студенты с такой техникой получат уникальный опыт в области стандартизации и метрологии. Здесь вы видите те пособия, которые сформируют действительно новый высокий уровень подготовки специалистов по технологии машиностроения.

Информация буквально поражает воображение. Особенно удивительна она для тех, кто слесаря, токаря представляет себе человеком в засаленной робе и с руками по локоть в масле. Оказывается, такое представление безнадежно устарело. Сейчас станочник – это почти инженер…

- Мы уделили большое внимание автоматизированному проектированию технологий машиностроения. И это не просто оснащение станочным оборудованием. Прежде всего, мы поставили перед собой цель научить студентов вести подготовку дипломных проектов, разработку технической документации на производстве с применением самых современных средств. Недаром на компьютерную технику затратили 3,5 млн. руб. Мало где в Александрове и области вы найдете, например, такие плоттеры. С их помощью здесь мы начали вести обучение по программе «Компас». Помогает нам в этом представитель работодателя Ольга Петровна Куликова.
Ольга Петровна, вам слово.

- Мои ребята по этой программме уже чертят чертежи. И очень успешно. А научились всего за 3 месяца. Потому что ребятам это действительно очень интересно. Компьютер – это вам не допотопные инструменты вчерашнего дня: циркуль, линейка, ластик и т.д. – все сейчас делается с применением компьютерной техники.

Создается впечатление, что Алексей Андреевич специально построил свой экскурс от меньшего к большему. Напоследок он показал нам «главную изюминку» (его выражение) - основное помещение проекта, которого в такой комплектации нет во всей Владимирской области.

- Стоимость оборудования класса - 10 миллионов рублей. Это интерактивный класс по обучению приемам работы на фрезерных и токарных станках. Суть работы, однако, коренным образом отличается от прежней. Сначала здесь студенты на компьютерах составляют программу обработки необходимой детали, после проверки ее правильности преподавателем, программа с компьютера посылается на станок, который эту деталь изготавливает сам в автоматическом режиме.

Вот вам и токарь с фрезеровщиком … Воочию увидев этих уверенных в себе мальчиков-студентов в чистой, красивой форменной одежде у компьютеров, начинаешь понимать, что значит слышанное не раз выражение о стирании грани между рабочей и инженерной профессиями. Это действительно совершенно другой, инженерный уровень работы.
Генеральный директор предприятия «Гравитон» Бориса Александровича Харсова не мог не высказать свое мнение по этому поводу.
- На сегодняшний день токарь, фрезеровщик – это проблема. Старые уходят, молодых нет. Единственный выход – вот этот, модернизация производства, качественное изменение работы специалистов данных профессий. Вот только как молодежь и их родителей заставить поверить, что суть этих профессий кардинально меняется. В прошлом году у нас была встреча с родителями в школе. В ответ на вопрос, почему не отдаете детей в техническое училище учиться на токаря, слесаря, ответ был прост – не престижно. Так вот здесь, на таком оборудовании работать, уверяю, престижно! Выпускник нашего техникума получит такие современные знания и навыки, такую универсальная профессия, что пригодится везде.

Не удержался от одобрительной реплики глава Александровского района В.П. Коркин.

- На Газмаше видел уникальное современное оборудование, но то, что мы видим здесь, мне кажется, еще один шаг вперед. Здесь действительно стирается грань между инженером и рабочим.

Впрочем, так, наверно, и должно быть. Учиться нужно на оборудовании, которое на шаг вперед опережает производственное. К тому времени, когда студенты закончат обучение, такое оборудование придет и на предприятия. И они будут готовы на нем работать.

Пока же, в переходный период от старого к новому, готовит техникум и к работе на обычных станках, которых еще немало в производстве, а значит, сделать техникум полностью ультрасовременным, без ручного оборудования нельзя. И посоветовавшись с работодателями, техникум все-таки решил выделить это направление, потому что без ручного труда пока не обойтись.
Мы – в мастерской по специальности машиностроения и по рабочей профессии токарь. Впрочем, станки здесь физически ничуть не устаревшее, на приобретение самого разнообразного оборудования, которое присутствует на машиностроительных предприятиях, затрачено 15 млн. руб. При этом сохраняется общая идея обучения – от станка обычного к станку с программным управлением. Ручкой крутить сейчас никто не хочет и не будет. К тому же ручной труд становится очень дорогим и в перспективе все равно всем придется переходить на станки с программным управлением. Но для того, чтобы основные базовые знания были твердыми, мы пошли на поэтапное обучение.





Увлекшись техническим оснащением, мы забыли сказать еще о некоторых моментах, важных для молодых людей, обучающихся здесь. В ходе реализации национального проекта о них не было забыто. Мы сами в этом убедились, побывав в одном из трех спортивных залов техникума. На его ремонт, на покупку оборудования, тренажеров потрачено 400 тысяч рублей и это отнюдь не напрасная трата денег. Студенты активно занимаются теннисом, баскетболом, спортивными танцами. Одновременно на тренажерах (более 50 снарядов) в техникуме могут заниматься 90 человек, три группы.
И спецодежда на студентах, которых мы увидели в мастерских, не бутафория для праздника, она постоянная. У каждого из них личный шкафчик для переодевания, ключ от него.

- Можно нас критиковать, - скромно завершил экскурсию Алексей Андреевич. – Но учтите, что мы были первыми, кто проторил этот путь, принял участие в национальном проекте, в очень ограниченные сроки подготовил проект и победил.

Владимир Прокопьевич Коркин не нашел, за что критиковать, сказав, что деньги пущены в дело, что, уверен, качество обучения с приобретением такого оборудования приобретет совсем другую окраску.

А о необходимости затрат на профессиональную подготовку говорят цифры.

Для справки.

В России профессиональных рабочих 3% от общего количества, в Германии 47%, в США 42%. Наукоемкая продукция России на мировом рынке составляет всего 0,3%, Германии 16%, США 36%. То есть наглядно прослеживается прямая связь между уровнем квалификации и качеством продукции. И коль уж наша страна стремится в ВТО, то, прежде всего, требуется огромная работа в направлении улучшения профессионального образования, иначе по качеству выпускаемой продукции конкурентоспособными мы не будем.







РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА: ЧАСТЬ 2, ПРОБЛЕМАТИЧНАЯ



Полные впечатлений, мы вернулись туда, откуда начали экскурсию. И тот серьезнейший разговор, который состоялся в завершение встречи, настроил совсем на другой лад.

- Казалось бы, получили 40 миллионов рублей, реализовали – живи и радуйся. Нет – впереди у нас очень и очень трудный путь, – тон едва начавшего выступление А.А. Аркатова вмиг перестроился на деловой и озабоченный. - Ведь национальный проект на этом не заканчивается – сегодня открывается второй этап реализации национального проекта. Это взаимодействие с предприятиями, условие, при котором только и можно получить отдачу. С работодателями я встречаюсь постоянно. И больше всего с руководством «Вестела». А результат нулевой. В пять раз меньше встречался с «Гравитоном», с балакиревскими предприятиями – результат очень высокий. Мы с ними действительно сотрудничаем и, конечно, наши кадры будут в первую очередь получать эти предприятия.

Самая большая для нас проблема – это отсутствие системы в профессиональном образовании. В чем это выражается? Анализируя предпрофильную, профильную подготовку, другие вопросы готовности молодежи выбирать рабочие профессии, мы видим, что она их выбирать не желает. Работа, которую проводит техникум по профориентации, не полностью достигает цели. Мы приходим в 9, 11-е классы, когда выбор с помощью своих родителей выпускники уже сделали. Значит, профориентацию нужно начинать с ранней школьной скамьи. Иначе школы по-прежнему будут ориентированы только на вузы. Изменить сознание родителей, детей на технические профессии непросто, и всем нам с участием работодателей надо решать, как это сделать. Административно нельзя. У нас демократия и свобода выбора. Неважно, что эта свобода сформировала поколение с пристрастием только к пиву.

Лозунгами ничего не сделаешь – надо делом доказать, что технические профессии – это высокое качество жизни, лучший путь для хорошей материальной обеспеченности и т.д. Обеспечить все это - задача работодателей, иначе работать на их предприятиях очень скоро будет некому.

А ведь надо еще учитывать желание родителей дать высшее образование для своих детей. Мы не сумели еще им доказать, что путь к нему может быть другим - через среднее специальное образование. (Кстати, в большинстве продвинутых стран карьеру начинают именно с рабочего места). Нашим техникумом этот путь проложен - мы предлагаем и получение высшего образования.

Техникум уже 4-ый год плотно сотрудничаем с Владимирским государственным университетом, наладили связи с московским СТАНКИНОМ. То есть наших выпускников по технологии машиностроения, по прикладной математике, экономике и бухгалтерскому учету мы можем заочно обучать в Александровском представительстве вузов. И родители, и дети очень довольны – экономятся громадные средства без потери качества образования.

Чтобы выпускники школ захотели обучаться по техническим специальностям, нужна не только рекламная кампания, нужна реальная поддержка и студентов, и тех, кто пришел работать на предприятие, со стороны работодателей.

Нам необходимо принимать действенные меры для подготовки и закрепления кадров, иначе мы их выучим для Москвы, то есть на нее будут работать потраченные нами 40 млн. руб. Уже сейчас надо назначать стипендии тем студентам, которых вы хотели бы получить на работу.
Вторая проблема – это кадры преподавателей техникума, большинству которых за 60 лет. Крайне важно успеть подготовить следующее звено, чтобы вообще не прервать обучение. Что делать в этом направлении? Думаю, свое слово должны сказать работодатели. Для реализации проекта необходимо направлять специалистов на работу к нам в техникум (по совместительству, в штат) с сохранением прежней заработной платы.

Мы должны договориться, как будем сотрудничать, чтобы выполнить стоящие перед нами общие задачи. Для этого мы подготовили проект договора с работодателями. Я понимаю ваши трудности, но вы должны понять, что, не решив кадровую проблему, мы не решим проблему качественной подготовки специалистов. Проблема социального партнерства сейчас должна быть поставлена на первое место. Мы предлагаю до 10 апреля проработать наши предложения и провести переговоры на предмет заключения договоров по реализации национального проекта.

Призвав предприятия понять, что если хотим стабильно развиваться, участвовать в подготовке кадров надо всем, В.П. Коркин обратил внимание, что ничего сверхъестественного от них не требуется. Со своей стороны глава района пообещал, что готов рассматривать вопрос о закреплении за предприятиями одной площадки под общежитие в плане застройки дальнего юга, потому что удержать кадры можно только материальной заинтересованностью и жильем.

Начальник управления образования района Ирина Константиновна Сергеева в своем выступлении высказала уважение по поводу того, что с помощью интеллектуального труда коллективу промышленно-гуманитарного техникума удалось заработать 40 миллионов рублей.
- Я вижу решение проблемы в следующем – наверно, мы должны возвратиться к хорошо забытому старому – предпрофильной (допрофессиональной) подготовке на базе предприятий. В рамках нашего нового учебного базисного плана возможность предпрофильной подготовки с учащимися 8-9 классов появляется. Не имеет, наверно, смысла укреплять материально- техническую базу школ, создавать УПК, если мы имеем здесь такое хорошее обеспечение, такую базу. И на следующий учебный год мы будем ориентировать руководителей образовательных учреждений на выделение специальных часов именно с ориентацией на предпрофильное обучение.
С 10-11 классами тоже можно решать вопрос по профессиональному обучению. В рамках школ мы не выдаем никакого квалификационного удостоверения (например, оператор ЭВМ). Но на договорной основе с таким прекрасно оснащенным техникумом можно строить более глубокое профессиональное обучение.
И, согласна, профориентацию надо начинать не в выпускных классах, а гораздо раньше.

Генеральный директор балакиревского предприятия «Газмаш» Алексей Юрьевич Большаков – один из тех руководителей, который принимал участие в софинансировании проекта техникума.
- Будем и в дальнейшем работать вместе. Обязательны - совместные практики, профильное обучение студентов применительно к предприятию, чтобы они знали заранее, куда пойдут работать, чем именно будут заниматься. То есть, обе стороны должны четко представлять перспективу, а студент техникума - возможности профессионального и материального роста на нашем предприятии еще во время учебы. Тем самым мы сможем стимулировать его учебу и желание прийти к нам на работу.
Самое главное для нас – это гарантия, что наши затраты окупятся, что обученные кадры придут именно к нам.

Генеральный директор предприятия «Гравитон» Б.А. Харсов.
- Изменить сознание людей в пользу профессионального образования, считаю, можно двумя способами. Создать условия труда для будущей их работы, чтобы, придя на завод, человек увидел, что это приличное предприятие. И прилично оплачивает труд.

Заключил разговор А.А. Аркатов:

- До 10 апреля мы должны подписать соглашения.
На ближайшем заседании коллегии департамента образования нам будет устанавливаться план бюджетного финансирования. Если я не представлю договоров, и заказа от вас не поступит, техникуму не будет выделено ни одного бюджетного места.

И напомнил работодателям, что пора приступать к отбору студентов по закреплению их за своими предприятиями.

- Если мы грамотно проведем эту работу, выпускники к вам придут.
Принято предложение А.А. Аркатова создать попечительский совет машиностроителей для координации работы среди работодателей. Председателем совета Алексей Андреевич предложил избрать Б.А. Харсова.

В. ТИХОНОВА.
Фото автора.
 
Комментарии пользователей
Мимопроходил
03.04.2008 18:45
Станок с ЧПУ в мастерской колледжа - это недурно.

2garin
08.04.2008 23:52
Очень порадовался за достижения Алексея Андреевича, и за техникум который закончил. Большое ему человеческое СПАСИБО и всему коллективу.


Разработка сайтов. Реклама в интернет.




Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2024 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
--------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 0.2188 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------