Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Архив новостей
   
Новости за Март - 2003
Новости за Апрель - 2003
Новости за Май - 2003
Новости за Июнь - 2003
Новости за Июль - 2003
Новости за Август - 2003
Новости за Сентябрь - 2003
Новости за Октябрь - 2003
Новости за Ноябрь - 2003
Новости за Декабрь - 2003
Новости за Январь - 2004
Новости за Февраль - 2004
Новости за Март - 2004
Новости за Апрель - 2004
Новости за Май - 2004
Новости за Июнь - 2004
Новости за Июль - 2004
Новости за Август - 2004
Новости за Сентябрь - 2004
Новости за Октябрь - 2004
Новости за Ноябрь - 2004
Новости за Декабрь - 2004
Новости за Январь - 2005
Новости за Февраль - 2005
Новости за Март - 2005
Новости за Апрель - 2005
Новости за Май - 2005
Новости за Июнь - 2005
Новости за Июль - 2005
Новости за Август - 2005
Новости за Сентябрь - 2005
Новости за Октябрь - 2005
Новости за Ноябрь - 2005
Новости за Декабрь - 2005
Новости за Январь - 2006
Новости за Февраль - 2006
Новости за Март - 2006
Новости за Апрель - 2006
Новости за Май - 2006
Новости за Июнь - 2006
Новости за Июль - 2006
Новости за Август - 2006
Новости за Сентябрь - 2006
Новости за Октябрь - 2006
Новости за Ноябрь - 2006
Новости за Декабрь - 2006
Новости за Январь - 2007
Новости за Февраль - 2007
Новости за Март - 2007
Новости за Апрель - 2007
Новости за Май - 2007
Новости за Июнь - 2007
Новости за Июль - 2007
Новости за Август - 2007
Новости за Сентябрь - 2007
Новости за Октябрь - 2007
Новости за Ноябрь - 2007
Новости за Декабрь - 2007
Новости за Январь - 2008
Новости за Февраль - 2008
Новости за Март - 2008
Новости за Апрель - 2008
Новости за Май - 2008
Новости за Июнь - 2008
Новости за Июль - 2008
Новости за Август - 2008
Новости за Сентябрь - 2008
Новости за Октябрь - 2008
Новости за Ноябрь - 2008
Новости за Декабрь - 2008
 
ТАЙНЫ СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ
09.04.2008 15:11
ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ
Центр нашего города, бывшего посада Александровой Слободы – базарная площадь. На планах города она напоминает каре (прямоугольник), а расположенная в ее юго-восточном углу Соборная площадь с храмом Рождества Христова стала архитектурно-планировочным завершением и украшением центральной части города Александрова.

В ландшафтно-архитектурном отношении это место также наиболее выразительное и доминирующее в застройке города. Этому способствуют как величественное здание собора, так и живописные обрывистые кручи водораздела на юго-восточном краю площади, напоминающие мысоподобный выступ; он окаймляется Гуменным оврагом на западе (современная улица Овражная) и округлой старицей реки Серой на востоке. Христорождественский собор - архитектурная высотная доминанта площади, заставляет взгляд подняться и как бы взлететь над городом. Отсюда хорошо видна Поклонная гора.

Не трудно предположить, что именно это место было выбрано первыми поселенцами: оно красиво и защищено с двух сторон. Время основания первого поселения можно смело отнести к 9-10 векам новой эры, хотя некоторые краеведы предполагают гораздо более ранний возраст. Но для подобных утверждений нет ни археологических, ни прочих доказательств. Недавнее вскрытие грунта (июль 2002г.) почти в центре Соборной площади позволило обнаружить культурный слой толщиной более 2,5 метров. Есть о чем подумать. Но археологической экспертизы не было сделано даже в таких благоприятных условиях (раскоп был обширным, но для других целей).

Несомненно, что именно на этом месте были поставлены первые православные храмы посада. Предшествовали ли им ранние языческие культовые капища, можно только предполагать и предполагать утвердительно. Повод для такого вывода дает аналогия с местом на северо-востоке посада, носившем прежде название слободки Кокуихи, горы Кокуихи, улицы Кокуихи. Топонимический анализ происхождения названия Кокуиха, Кокуй (название угро-финского происхождения), позволяет датировать заселение этого места не позднее 9-10-х веков. Следовательно, по аналогии можно датировать время заселения Соборной площади – 9-10 веками, хотя ландшафтные особености этого места позволяют предположить и более раннее время.

Когда были построены первые православные храмы и кому они были посвящены – не известно. Однако старинная традиция наследования посвящения храма при его перестройке или восстановлении наново соблюдалась строго. Первые упоминания о здешних храмах есть в писцовой книге 1627-30гг., где показаны две церкви во имя Рождества Христова и Николая Чудотворца. Безусловно, что обе (или одна из двух) церкви существовали и в XVI веке. В 1649 г. перестраивается Рождественская церковь, а в 1653 г. Никольская и «при ней устроен придел в честь св. Пророка Илии и св. Иоанна Предтечи». Наличие трех престолов в Никольской церкви означало то, что она была соборной приходской церковью, а Соборная площадь в старые времена именовалась Никольским погостом. Вероятно, Никольская церковь была более ранней постройки, нежели Христорождественская.

По писцовой книге 1677 года «в слободе за рекою Серою погост а на погосте церковь Рождества Христова рублена клецки с трапезою,…другая теплая церковь с трапезою во имя Николая Чудотворца рублена клецки…да в церкви приделы Иоанна Предтечи и св. пророка Илии… да у той же церкви по левую сторону прирублена трапеза… Колокольня шатровая рублена в десять стен: на колокольне пять колоколов, да два колокола стоят в церкви. А от церкви Рождества Христова до церкви Николая Чудотворца двенадцать сажен, а от церкви Николая Чудотворца до попова двора семь сажен. И по указу великого государя (Федора Алексеевича - В.Б.) велено двор (попов?) перенести позадь двора своего (царского - В.Б.) на огород мерой от двора осьмнадцать сажен, от церкви двадцать пять сажен, а от холодной церкви Рождества Христова в сторону до попова и дьяконова дворов двадцать сажен с полусаженью…».
Двумя годами позже, в 1679 году, царь Федор Алексеевич указал «в дворцовой новой Александровой слободе гумна и овины, для молотьбы государева десятинного хлеба, построить вновь, на ином месте, где пригоже, а старые овины, которые ныне есть, и те овины и гумна и огуменники отдать в монастырь игуменье Макрине…». Новые гумна и овины были построены невдалеке от царского двора на территории Конюшенной слободы (в районе современного военкомата). Это «пригожее место» разделялось с дворцовыми землями на Царевой горе Гуменным оврагом.

Таким образом, рядом с храмами находился двор (усадьба? дворец?) и хозяйственные службы царя Федора Алексеевича. Может быть, царский дом появился здесь еще при Михаиле Федоровиче, на время приездов его и затем его потомков в Александрову Слободу. Известное распоряжение царя Михаила Федоровича относительно Александровой Слободы: «указал быть здесь государеву хоромному строению для царя его и ея царицы стана на пути богомольного объезда», вполне могло относиться не к прежней резиденции Ивана Грозного, а именно к территории нынешней Соборной площади. Наличие рядом с государевым двором двух церквей наводит на мысль, что одна из них была царской, домовой (в честь Рождества Христова), а другая – Никольская, более ранняя, посадской. Да и государевы конюшни и охотные дворы находились рядом, на посадской стороне. Государев же двор Ивана Грозного в Заречье был разорен и запущен, а с середины XVII века там с разрешения тех же Романовых начал обустраиваться женский Успенский монастырь. Как писал историк архимандрит Леонид, «царь Алексей Михайлович 21 июня 1671 года пожаловал инокиням на келлии «свои Государевы хоромы», стоявшие близ Троицкой церкви, из коих, с прибавкою нового материала… отец Корнилий устроил не только келлии для монахинь, но и успел обнести монастырь каменною оградой». Этот факт подтверждает версию о существовании в Александровой Слободе другого царского двора, который находился рядом с Христорождественским собором. Однако главной соборной церковью для всей Александровой Слободы еще не одно столетие продолжала оставаться церковь Покрова Пресвятые Богородицы, переименованная в Троицкую (Троицкий собор современного Успенского монастыря).

С постройкой царского двора (дворца?) еще при Михаиле Федоровиче, вероятно, связано и наименование горы – Царева(я). Как она называлась прежде – не ведаю, может быть, как и погост - Никольская. В запасе у меня есть еще одна дерзкая версия о прежнем названии этого место, но это непроверенная версия.

В 1696 году на средства прихожан и государевыми щедротами (возможно в память о брате Петра I, царе-соправителе Иоанне, умершем в январе 1696 года) вместо двух деревянных церквей строится каменный храм в честь Рождества Христова с приделом в честь св. Николая Чудотворца. Этим как бы подчеркивается главенствующее положение Христорождественского собора и Никольского погоста в Александровой слободе. Бывшая резиденция Иоанна Грозного в Заречье стала просто монастырем, хотя и опекаемым царской семьей. К этому времени Александрова Слобода восстановилась и в застройке, и в численности населения (после опустошительного польско-литовского лихолетья). К концу XVII века здесь насчитывалось около 1 тысячи душ обоего пола.

Петр I приезжал в слободу в молодом возрасте (15 и 17 лет) - в 1687 г., проездом, с братом Иваном, и в 1689 году «потешным походом для военных и конных экзерций»; если он и бывал здесь позже, то только проездом. Не бывала здесь ни Екатерина I, ни Анна Иоанновна.
С мая 1727 года, после смерти матери, Екатерины I, владелицей Александровой Слободы становится цесаревна Елизавета. Ей принадлежали земли более чем в 20 волостях России, но предпочитала она жить в имениях села Покровского и Александровой Слободы. Пожалуй, цесаревна жила в доме-дворце своего дяди - царя Федора Алексеевича (прямых наследников у него не было, вторая жена после смерти мужа ушла в монастырь). Местоположение дворца пока точно не установлено, есть несколько версий. Н.С.Стромилов (одна из версий) писал, что Елизавета Петровна приказала выстроить себе для приезда, по плану общего тогдашнего домового и тетеремного строения, просторные хоромы на каменном низе против нынешнего Христорождественского собора (где?). Местные предания утверждали, как «матушка Лисавета» с большим удовольствием принимала участие в развлечениях посадских жителей: каталась на санках с крутой Царевой горы, крестила детей слобожан разного сословия, была желанной гостьей во время свадебных пиров. Трудно указать место, где это происходило. Потому что буквально вокруг современного собора до сих пор при раскопках находят человеческие кости, до 1800 года здесь находилось посадское кладбище. Навряд ли набожная православная царевна, хоть и независимого нрава, устраивала здесь гульбища и катанье на санках. Вероятно, место ее развлечений находилось в стороне от современного спуска с Царевой горы. Возможно, развлечения царевны и слобожан проходили на горе, спускающейся к реке (это участок Советской улицы от парка к Банному мосту).

После Елизаветы Петровны, Александрова слобода стала вотчиной Петра III, который, навряд ли, посещал ее. Екатерина II не приезжала в Слободу, хотя по местным преданиям многие земские тракты именовались екатерининскими. Екатерина не любила ни Елизавету, ни своего мужа, ни их владений.

С 1778 года, когда Александрова Слобода получила статус города, в бывшем доме Елизаветы Петровны поселился новый городничий - Ильин. До пожара 1818 года здание использовалось как административное. Опустошительный пожар нанес жестокий ущерб городу и жителям. Видимо, серьезно пострадал и приходской храм. Тем не менее, вызывают удивление названия документов Владимирского архива (фонды 379, 556), свидетельствующие об освящении в г. Александрове новоустроенной Христорождественской церкви 30.05-24.06.1801 г. и об освящении придела при Александровском Христорождественском соборе в 1812 году. Почему храм назван новоустроенным и не упомянут прежний каменный храм 1696 года? Вероятно, для его строительства было выбрано новое, не застроенное ранее место. А старый храм, как маловместительный, разобрали на кирпич. В упомянутом выше раскопе грунт в восточной его стенке представлял смесь кирпичной и известковой трухи с наличием осколков оконной слюды.

В первой половине XIX века храм заботливо перестраивается и расширяется стараниями прихожан, в основном богатых купцов. Захоронения рядом с собором прекратились в конце XVIII века. В начале 40-х годов был заложен строящийся наново придел в честь святителя Николая Чудотворца, что в северной части собора. Освящение его состоялось в декабре 1843 года. В 1845 году в присутствии величайшей святыни русского народа – иконы Боголюбской Божией Матери, состоялась закладка новоперестраиваемого придела во имя Архистратига Михаила, что в южной части собора. Вероятно, чуть позже была построена и колокольня. Только в середине XIX века Христорождественский собор становится главным городским собором. Таким он остается и сейчас 2002-2008гг.

В. БОРАВСКАЯ.
 

Разработка сайтов. Реклама в интернет.




Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2020 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
--------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 1.6994 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------