ЛИЦОМ К ЛИЦУ
Когда в фойе ДК «Юбилейный» появился человек на велосипеде, три раза просигналил велосипедным звоночком и пригласил зрителей следовать за ним в зал, все поняли, что их ждет неординарное зрелище. «Чудеса» следовали один за другим. Зрителей пригласили на сцену и рассадили в интерьере декораций спектакля, а в зрительном зале «сидели» муляжи, символизирующие зрителей. Оказалось, что наш проводник – Заслуженный артист РФ Григорий Фирсов, играющий в спектакле роль почтальона, причем почтальона необычного, эдакого сельского Иванушку-дурачка, только венгерского. «Умственная отсталость» почтальона заключалась в том, что он постоянно терялся в определениях добра и зла. Прочитав письмо с фронта, адресованное кому-нибудь из односельчан, он сам решал: вручать его или уничтожить. Если весть хорошая – вручал, если плохая – рвал письмо. Однако и он растерялся, когда получил похоронку на сына семьи Тотов. Что делать? Уничтожить это известие, чтобы люди избежали горя? Или нельзя? Оказывается, чтобы быть хорошим, иногда приходится быть плохим – приходит он к выводу.
Тема смешения добра и зла, тема безумия, которое приносит в мир война, тема «маленького человека», страдающего, трогательного, иногда смешного и жалкого, но всегда вызывающего сострадание в душе, тема материнской жертвенности – эти вечные общечеловеческие проблемы лежат в основе пьесы венгерского прозаика и драматурга с мировым именем, основоположника венгерского театра абсурда Иштвана Эркеня.
Почему театр приехал к нам с пьесой венгерского классика, александровцам, я думаю, объяснять не надо. Дружба музея с Венгерским культурным центром у всех на слуху: в музее неоднократно проходили презентации книг венгерских классиков, в том числе и Иштвана Эркеня, переводчик Т.И. Воронкина – частый гость в Александрове. Поэтому когда в Москве был поставлен вышеназванный спектакль, директор музея Л.К. Готгельф был на него приглашен. К счастью для нас, устроение души Льва Кивовича таково, что, увидев что-то неординарное, он испытывает потребность поделиться этим со своими земляками.
Итак, мы сидим на сцене (а это около 90 человек) – и становимся соучастниками происходящего на сцене действа, а конкретно, односельчанами венгерской деревушки, на глазах которых разворачивается трагедия семьи Тотов. Так и останется в сознании чувство сопричастности происходящему, как будто увиденному и пережитому въявь.
Одна из зрительниц поделилась после спектакля своими чувствами:
- Иногда мне хотелось крикнуть почтальону: «Да отдай ты им эту телеграмму! Неизвестно, что лучше, а что хуже!»
Надо ли говорить, какой точной и искренней должна быть игра актеров, когда они находятся так близко от зрителя, когда вот так – лицом к лицу! Все играли просто великолепно! В роли Тота – Заслуженный артист РФ Юрий Колганов, в роли его жены и дочери – Лариса Бедненко и Вера Анненкова, в роли майора, священника и психиатра – Заслуженные артисты Юрий Финякин, Владимир Балдов, Владимир Старостин. Публика живо реагировала на происходящее: и плакали, и смеялись. Вечные смех сквозь слезы и слезы сквозь смех. Безусловно, впечатление усиливали пластические этюды, музыка Альфреда Шнитке, неординарные театральные приемы.
Чего не хватило, так это дискуссии после спектакля. Очень хотелось с кем-то обсудить пережитое. И еще, как сказала одна из зрительниц, осталось ощущение, будто мы что-то недодали артистам, до конца не отблагодарили их за полученное удовольствие.
Что ж, это как раз дело поправимое. Как сказал Лев Кивович, театр с удовольствием приехал бы к нам осенью еще раз, причем с тремя спектаклями («Семья Тотов», Ханума» и детский спектакль), при условии, что «мы обеспечим явку». Не секрет, что подчас великолепные спектакли проходили у нас при полупустых залах. Поэтому ждем отзывов тех зрителей, которые побывали на спектакле «Семья Тотов». Понравился ли он вам? Сможем ли мы гарантировать, что в следующий приезд приведем в театр своих родных и знакомых?
"Пошли мне сад
На старость лет..."
В начале июня в Третьяковской галерее состоялось вручение грантов победителям конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Как уже говорилось выше в число победителей вошел и первый в мире Цветаевский музей – наш, александровский. Сотрудниками музея был разработан проект «Пошли мне сад на старость лет» по созданию в Александрове мемориального сада Марины и Анастасии Цветаевых.
«Тема сада… отношения человека к деревьям и растений к человеку – одна из ведущих в творчестве Марины Цветаевой, - говорится в аннотации к проекту. – В ее стихах сплошные заросли: рябина, бузина, жимолость, цветущие яблони… Александров она тоже воспринимала как «городок в черемухах»… Огромная любовь к саду присуща и Анастасии Цветаевой. Она счастлива, что возле дома в Александрове есть сад и считает его частью жилища… Для Цветаевых сад – составляющая жизненного пространства. Дом ассоциировался для них, прежде всего, с садом…
Продолжение основанной на метафорах экспозиции музея – это сад-метафора, экспозиция на открытом воздухе… В саду будет беседка, в которой Цветаева любила писать стихи. В убранстве сада – форме скамеек, фонарей, скульптуре – элементы стиля модерн… Породы деревьев – из цветаевской поэзии6 рябина, бузина, жимолость. Московская садово-парковая экспедиция изготовила эскизный проект мемориального сада для территории усадьбы…»
Как известно, в прошлом году Цветаевскому музею были переданы прилегающие к музейной зоне пустыри, на который и предполагается разбить городской парк в дополнение к усадебному саду. Прогулка по саду войдет в экскурсию музея, здесь буду проводиться музейные мероприятия, фестивали. Таким образом будет завершено создание единого музейного квартала, который объединит в одно целое существующие сейчас три музейные площадки, а также расположенные поблизости гостиницы и ресторан.
За этот ад,
За этот бред
Пошли мне сад
На старость лет…
Теперь эти цветаевские строки смогут воплотиться в жизнь. А живой сад – это большая радость для всех нас.
Остается еще раз напомнить, что вот-вот откроется XXVII Цветаевский фестиваль поэзии. А значит, снова мы сможем приобщиться к высокому искусству. Следите за нашими публикациями. В следующем номере «АГТ» мы анонсируем программу фестиваля, а потом обязательно расскажем о том, как он прошел.О. СЕМЕНОВА.