Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Архив новостей
   
Новости за Март - 2003
Новости за Апрель - 2003
Новости за Май - 2003
Новости за Июнь - 2003
Новости за Июль - 2003
Новости за Август - 2003
Новости за Сентябрь - 2003
Новости за Октябрь - 2003
Новости за Ноябрь - 2003
Новости за Декабрь - 2003
Новости за Январь - 2004
Новости за Февраль - 2004
Новости за Март - 2004
Новости за Апрель - 2004
Новости за Май - 2004
Новости за Июнь - 2004
Новости за Июль - 2004
Новости за Август - 2004
Новости за Сентябрь - 2004
Новости за Октябрь - 2004
Новости за Ноябрь - 2004
Новости за Декабрь - 2004
Новости за Январь - 2005
Новости за Февраль - 2005
Новости за Март - 2005
Новости за Апрель - 2005
Новости за Май - 2005
Новости за Июнь - 2005
Новости за Июль - 2005
Новости за Август - 2005
Новости за Сентябрь - 2005
Новости за Октябрь - 2005
Новости за Ноябрь - 2005
Новости за Декабрь - 2005
Новости за Январь - 2006
Новости за Февраль - 2006
Новости за Март - 2006
Новости за Апрель - 2006
Новости за Май - 2006
Новости за Июнь - 2006
Новости за Июль - 2006
Новости за Август - 2006
Новости за Сентябрь - 2006
Новости за Октябрь - 2006
Новости за Ноябрь - 2006
Новости за Декабрь - 2006
Новости за Январь - 2007
Новости за Февраль - 2007
Новости за Март - 2007
Новости за Апрель - 2007
Новости за Май - 2007
Новости за Июнь - 2007
Новости за Июль - 2007
Новости за Август - 2007
Новости за Сентябрь - 2007
Новости за Октябрь - 2007
Новости за Ноябрь - 2007
Новости за Декабрь - 2007
Новости за Январь - 2008
Новости за Февраль - 2008
Новости за Март - 2008
Новости за Апрель - 2008
Новости за Май - 2008
Новости за Июнь - 2008
Новости за Июль - 2008
Новости за Август - 2008
Новости за Сентябрь - 2008
Новости за Октябрь - 2008
Новости за Ноябрь - 2008
Новости за Декабрь - 2008
 
О ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ: 230 ЛЕТ НАЗАД И СЕГОДНЯ
12.06.2008 12:46
Майское заседание клуба «Родной Александров» было настолько насыщенным и актуальным по обсуждаемым темам, что я, пожалуй, не уложусь в одну газетную публикацию. Взять, например, развитие города Александров, которому скоро исполнится 230 лет, в архитектурном плане. Многие ли знают, какие этапы градостроительства он прошел, прежде чем стать таким, как есть? Уверена, что немногие. Вот и познакомим сегодня с этим при помощи члена клуба, главного архитектора города Александра Викторовича Васенкова, который рассказал на заседании клуба об основных этапах пути, ответил на многочисленные вопросы.

Развитие города Александров имеет длинную историю, которой можно было бы посвятить целую книгу. У нас такой возможности нет, поэтому остановимся на основных событиях.

Оказывается, до 1778 года наш город развивался, как гармоничное цельное образования без насилия извне, как городская структура из двух частей: посадская и монастырская. Сохранились чертежи того, каким был город до начала 18 века. Не было прямых улиц, углов. Он живописно располагался по складкам рельефа, и в то же время существовала функционально развитая система по зонам.

Наступила эпоха императрицы Екатерины, и впервые многие города России получили жесткую схему развития. 9 января 1778 году на живописную сетку улиц города Александрова была наложена жесткая «решетка», регламентирующая застройку. Прогрессивный по тем временам шаг.

Границы города были определены валом, внутри которого город должен был застраиваться по раз и навсегда заведенным правилам. Западный мундир русскому человеку оказался не совсем впору, и на протяжении следующих ста лет город этот мундир перекраивал под себя, постоянно внося корректировки. Не реализовав один план, корректировали его, разрабатывали новый. И планы различных вариантов застройки сохранились.

1870 год – начало строительство железной дороги - в корне изменил отношение к застройке. В 1874 году разрабатывается генеральный план, который лег в основу всего дальнейшего развития города и заложил структуру той градостроительной застройки, которой мы пользуемся и сейчас.

До 1917 года изменений не происходило, а после революции, в 1924 год, был утвержден проект городской черты, которая включила пригородные поселки: Свистуша, Замчаловка, Юрьевская слобода и Попова Гора. В 1927 году тоже произошли большие перемены в планировке, но они не были регламентированы. В 1936 году был предложен интересный проект, который должен был в корне поменять идеологию развития города, как раз тогда появилась идея развития города в южном направлении. Ось города должна была пройти от ж/д вокзала в сторону «Горэлектросети» с выходом в большую пойменную зону, о которой мы сегодня говорим, что она должна стать центральным городским парком. Но эта концепция, к сожалению так и не была реализована. Как раз тогда появилась идея пробивки магистрали под углом к сетке улиц в районе Красного переулка в сторону Черемушек. Но мощный промышленный узел (ВНИИСИМС, ЭЛЕКС по ул. Институтской) в эту концепцию не вписывался. И в 1959 году институт «Мособлпроект» разрабатывает генеральный план развития города в современном понимании. Планировалось, что город вырастет с 3 тысяч человек до 55 тысяч. В проект этого Генплана тогда были включены промышленные территории по ул. Институтской.

Знаменателен для города в плане градостроительства 1970 год. Александров включается в список 115 исторических городов России, и в связи с этим разрабатывается новый Генеральный план города. Не в должной степени, но он учитывает историческое наследие, которым мы гордимся, выделяет основную историческую зону, примыкающую к Александровской слободе. И в то же время он предлагает прорезать город транспортной магистралью: ул. Институтская – городской рынок – ул. Военная – пойма реки Серой – парковая зона – и далее на Владимир. Эта магистраль должна была стать центральной. Но напоминанием об этом проекте остался лишь кинотеатр «Сатурн», поставленный «лицом» к предполагаемому центру, где должна была расположиться основная, активная зона города. Ситуация изменилась, и в 1987 году разработкой генпланов занялся институт «Владимиргражданпроект». Разрабатывается документация, по которой мы сейчас и живем, хотя в результате перестройки этот генплан так и не был до конца утвержден.

В 1995 году идеология застройки вновь несколько изменилась. Увлечение многоэтажным строительством проходит, возникает интерес к строительству индивидуальных жилых домов. Это потребовало изменения городской черты. Удалось убедить в необходимости этого, и территория города увеличилась в полтора раза, около 1,5 – 2 тысяч жителей получили земельные участки под индивидуальную застройку. Правда, без инженерного обеспечения. Решать эти вопросы пришлось самим застройщикам.

Город разросся, но по федеральному закону до 2010 года должна быть разработана и утверждена планировочная документация, помимо генерального плана еще и правила землепользования и застройки, которая должна стать неотъемлемой частью Генплана. Без этого после 2010 года не может быть предоставлен ни один земельный участок под застройку. Сейчас остро стоит вопрос о разработке территориального планирования. Ситуация непростая, город пока не получил софинансирования из областного бюджета на эти цели, хотя заложено по этой программе 1,6 миллиона рублей. Реальная стоимость этих работ по разным расчетам от 4,5 до 8 миллионов рублей.

Письма с просьбой войти в софинансирование в департамент строительства и архитектуры области направлены.

И еще одна серьезная проблема – городу вновь стало тесно в своих границах, а их расширение затруднено, потому что огромные территории района уходят под дачные потребительские кооперативы. Например, оформляются под ДПК земли ДОРУРСа, 425 га, являющиеся федеральной собственностью, хотя считаю, что превратить эту огромную территорию в дачный кооператив неправильно. Это огромная потеря резерва территории. Важно такие вопросы решать в интересах города, а не группы частных лиц, имеющих коммерческие цели.

Затруднено расширение города появлением новых муниципальных образований – сельских поселений, имеющих свои границы, которые при расширении тоже потребуется менять. Но если не повлиять каким-то образом на ситуацию, то город окажется зажатым полностью. Не зарезервировав сейчас какие-то территории для его развития, через 5-10 лет он остановится в развитии. В границы должны войти и лесные территории под парковые зоны - Колпинский лес, например. Есть территории, вовлеченные в работу города (полигон бытовых отходов, кладбище и т.д.), но находящиеся за его чертой, которые тоже должны быть включены. Вопрос по району Правды вообще парадоксален – люди живут в городе, даже в выборах участвуют как жители города, а юридически это территория сельского поселения. Питомник на выезде во Владимир, в котором город должен быть заинтересован – тоже сельский. За Марино 40 га земли выделены под строительство завода по ремонту поездов. Территория этого будущего промышленного предприятия включена в границы деревни, хотя должна бы войти в городскую черту, как и территория между ним и городом для развития южной промышленной зоны.

Параллельно необходимо решать вопросы транспортной обеспеченности. В 1995 году Горьковский «Автодор» разрабатывал проект объездной дороги по двум вариантам – северному и южному. Был утвержден и принят к реализации южный. Но проект не был реализован. И только в прошлом году разговор об объездной дороге возобновлен. Проект разрабатывается, выбран северный вариант объезда, как экономически более выгодный. Но южный вариант для города тоже важен, и его предложено включить в план развития улично-дорожной сети. (Тем более важно для этого включение в границы города названных выше земель). Южная дорога должна была пройти от д. Большое Каринское через железнодорожные пути и выйти в сторону поворота на лагерь «Берендей. Такой проход изменил бы всю транспортную схему южной промзоны, минуя городские улицы, вывел бы на московское направление. А это таможенные склады, Вестел и многие другие предприятия, имеющие большой объем грузоперевозок.

Долгие годы внутри города тоже планировалось строительство автодорог – например, по Нефтянке до Песков набережных с последующим переходом через р. Серую с обходом Александровской Слободы. Работа начиналась, были сделаны изыскания, предпроектные проработки, но и только. А реализация этого проекта крайне изменила и улучшила бы транспортную ситуацию в центре города. Второй, тоже нереализованный план – это увязка улицы Октябрьской с улицей 1-й Лесной, который позволил бы исключить движение грузового транспорта по ул. Перфильева, Институтская. Еще несколько перспективных направлений, предусмотренных генпланом, - связка территории Мосэнерго с ул. Юбилейной, продление ул. Королева с выходом на район «Искож», ул. Сноповская на ул. Текстильная.

Работа в направлении перспективных направлений развития города администрацией начата и планомерно ведется.

Общественности клуба «Родной Александров» А.В. Васенков предложил поучаствовать в этой работе. Как?

- В Москве есть школа муниципальной политики, которую возглавляет профессор В.Л. Глазычев. Выход на нее, думаю, мог бы быть эффективным. Школа работает над реализацией схемы под названием Микроанализ городской среды, которая предусматривает участие населения, депутатов в проведение анализа того, как мы живем, в проведении экспертизы, оценки. Цель - оценить и вписать в план градостроительства то, что было построено в другие времена, по другим нормам, находящееся за рамками перспективных затей, не вписывающиеся в них, того, о чем, составляя планы часто забывается, и в результате возникает масса проблем. С учетом позиции жителей города составляется программа реализации тех недостаток, которые выявлены ими самими. Мы с участием М.В. Горина когда-то пытались пройти по этой схеме, разрабатывали проекты благоустройства сложившихся районов, кварталов, так что основа уже есть. Эта работа мне кажется очень важной, потому что большинству жителей важнее даже не то, где пройдет объездная дорога, а состояние своего двора. Предлагаю проявить инициативу, и такую работу провести. Мы готовы помогать.

Вопросы участников клуба в основном касались сегодняшнего дня города.

- Улица Ленина становится у нас все хуже и хуже. Растущие как грибы после дождя магазины сужают и без того неширокую улицу, уничтожают газоны. Кто разрешает это делать?

- Конечно, мы должны как можно скорее разработать и утвердить правила застройки, документ, который поможет регламентировать все эти действия. Без него не всегда удается убедить, что так нельзя или доказать что-то в суде. Но то, что первые этажи центральных улиц из жилых становятся нежилыми – с одной стороны все-таки правильно. Дискомфортно жить человеку на 1 этаже дома на такой улице. Я бы не сказал, что узкие крылечки так уж сужают тротуары. Вина органов архитектуры в том, что все это разнохарактерное, но тенденция к улучшению оформления все же есть. Болезнь роста проходит, и на сегодня есть наработанные варианты оформления, благоустройства, есть достаточно культурные места. Начинают понимать преимущества люди. Предприниматели тоже стали подходить к делу в основном достаточно ответственно. А по решению транспортной проблемы по ул. Ленина вопрос сейчас обсуждается в городской администрации. Было предложено несколько вариантов, один из них – одностороннее движение по улицам Ленина и Первомайская, вопрос прорабатывается.

- О пешеходной зоне между крытым рынком и бывшим «Рекордом говорят уже не один год. Будет она или нет?

- Трудность в том, что нужно урегулировать интересы всех совладельцев участка, а их 15. Проблема осталась только с одним из них – предприятие режимное, имеет оборонный заказ. Но, думаю, в ближайшее время положительное решение будет принято.

О чем только не расспросили главного архитектора города члены клуба. О планах застройки старой территория в районе «Искож», о благоустройстве территории вокруг магазинов, о ситуации с магазином «Кенгуру», расположившемся почти на Комсомольской площади, о том, кто должен содержать в порядке исторические здания города… и даже о подземных ходах. Словом, разговор получился очень интересным. И отнюдь не благостным. Немало пришлось выслушать А.В. Васенкову и замечаний, и не только в свой адрес - за всех предшественников ответил. В.В. Савельев вспомнил – расположение улиц от вокзала поначалу было веерным: Ленина, Первомайская, Октябрьская… От вокзала был виден Богоявленский Собор. Кому пришло в голову перегородить эти улицы? Строим хаотично, бессистемно, совершенно забыв об эстетике.

У Владимира Владимировича свежи воспоминания о Германии, где он совсем недавно побывал. Сравнение не вызывает ничего, кроме обиды за свой родной Александров. И он призвал общественность клуба активно вмешиваться в его развитие, вырабатывать общественное мнение, влиять на него.

Записала В. ТИХОНОВА.
 

Разработка сайтов. Реклама в интернет.




Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2024 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
--------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 0.6929 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------