Телефонный справочник 
На сайте  В Яндекс  
Реклама
Рейтинг@Mail.ru
Архив новостей
   
Новости за Март - 2003
Новости за Апрель - 2003
Новости за Май - 2003
Новости за Июнь - 2003
Новости за Июль - 2003
Новости за Август - 2003
Новости за Сентябрь - 2003
Новости за Октябрь - 2003
Новости за Ноябрь - 2003
Новости за Декабрь - 2003
Новости за Январь - 2004
Новости за Февраль - 2004
Новости за Март - 2004
Новости за Апрель - 2004
Новости за Май - 2004
Новости за Июнь - 2004
Новости за Июль - 2004
Новости за Август - 2004
Новости за Сентябрь - 2004
Новости за Октябрь - 2004
Новости за Ноябрь - 2004
Новости за Декабрь - 2004
Новости за Январь - 2005
Новости за Февраль - 2005
Новости за Март - 2005
Новости за Апрель - 2005
Новости за Май - 2005
Новости за Июнь - 2005
Новости за Июль - 2005
Новости за Август - 2005
Новости за Сентябрь - 2005
Новости за Октябрь - 2005
Новости за Ноябрь - 2005
Новости за Декабрь - 2005
Новости за Январь - 2006
Новости за Февраль - 2006
Новости за Март - 2006
Новости за Апрель - 2006
Новости за Май - 2006
Новости за Июнь - 2006
Новости за Июль - 2006
Новости за Август - 2006
Новости за Сентябрь - 2006
Новости за Октябрь - 2006
Новости за Ноябрь - 2006
Новости за Декабрь - 2006
Новости за Январь - 2007
Новости за Февраль - 2007
Новости за Март - 2007
Новости за Апрель - 2007
Новости за Май - 2007
Новости за Июнь - 2007
Новости за Июль - 2007
Новости за Август - 2007
Новости за Сентябрь - 2007
Новости за Октябрь - 2007
Новости за Ноябрь - 2007
Новости за Декабрь - 2007
Новости за Январь - 2008
Новости за Февраль - 2008
Новости за Март - 2008
Новости за Апрель - 2008
Новости за Май - 2008
Новости за Июнь - 2008
Новости за Июль - 2008
Новости за Август - 2008
Новости за Сентябрь - 2008
Новости за Октябрь - 2008
Новости за Ноябрь - 2008
Новости за Декабрь - 2008
 
XXVII ЦВЕТАЕВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПОЭЗИИ
03.07.2008 16:35
«ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ…»
Последнюю неделю июня в Александрове ждут: она давно стала знаковой для поклонников высокого искусства во всех его проявлениях. Не стал исключением и XXVII Цветаевский фестиваль поэзии, который открылся традиционно: вручением премии «Признание» солистке Большого театра, лауреату международных конкурсов Оксане Горчаковской. За 13 лет дружбы Цветаевского музея с театром, подарившей нам фестиваль «Александровские сезоны Большого театра», эта народная премия вручалась в нашем городе в десятый раз.

- Солисты Большого театра, лауреаты премии «Признание», гордятся этой поистине народной премией, - сказала бессменная ведущая «Сезонов» В. Вахрушева. - Вручается она тем, кто неоднократно приезжал к вам с концертами, кто любит вас, и кого любите вы. Для артистов такие минуты незабываемы: они источник творчества и вдохновения.

«Ответное слово» О. Горчаковской прозвучало под музейными сводами возвышенно. Под аккомпанемент заслуженной артистки РФ Евгении Чеглаковой солистка Большого театра вдохновенно исполнила отрывки из знаменитых опер: песнь Маргариты из «Фауста» (М. Глинка), ариозо Снегурочки (Н. Римский-Корсаков), ариозо Иоланты (П. Чайковский), арию Виолетты (Дж. Верди) и др.

Принимали великолепно. Артистам устроили настоящую овацию. Кстати, Зал под сводами едва вмещал всех желающих: сидели на приставных стульях, скамейках и даже на ступеньках, как в старые добрые времена, когда Цветаевские праздники проходили при большом скоплении народа.

Вот так, с высокой ноты, открылся наш очередной фестиваль искусств. Как известно, праздник давно уже вышел за рамки поэзии, привлекая к себе таланты разных видов, жанров и направлений, но неизменно высокого уровня. Мы уже не можем представить себе Цветаевский фестиваль без солистов Большого театра, без музыкантов международного масштаба, без интереснейшей театральной постановки, без художественной выставки, без новой экспозиции.

Ожидания не обманули нас и на этот раз. Музыкальная часть фестиваля продолжилась вечером камерной музыки «Времен связующая нить…». Название не случайное и недаром вынесено в заголовок. «Нить» протянулась из XVII века, когда средневековый мастер Матиас Клоц создал скрипку, на которой в начале века XX-го играли музыканты из александровского кружка С. Коршункова, а на нынешнем фестивале, в начале века XXI-го, – лауреат международных конкурсов Лада Морозова. Как известно, в фондах Цветаевского музея хранятся музыкальные инструменты вышеназванного Коршунковского кружка, на самодеятельных концертах которого любили бывать сестры Цветаевы. Вот таким причудливым узором и переплетаются нити времен.

- Представляете, - сказал, открывая вечер, директор музея Л.К. Готгельф, - сейчас мы услышим те самые звуки, которые звучали четыре столетия назад!

Концерт открылся средневековой музыкой (Г.И.Ф. Бибер, Пасскалия соль минор для скрипки соло); продолжился вечер музыкой А. Вивальди и В.А. Моцарта в исполнении Лады Морозовой (скрипка) и Елены Трушковой (фортепиано). Что может быть благотворнее для души?

Театральное направление фестиваля было представлено, наверное, единственным в своем роде музыкальным спектаклем Российской академии театрального искусства «Гражданка Цветаева». Он представляет собой сценическую версию оперы, написанной композитором и режиссером Дмитрием Таланкиным. Основой для либретто послужил сценарий кинорежиссера Игоря Таланкина «Отказываюсь – быть!». Драматургическая редакция и постановка осуществлена народным артистом СССР профессором Георгием Ансимовым. Роли исполняют его ученики, осваивающие актерскую профессию на факультете Музыкального театра Гитиса.

Уникальность спектакля заключается и в том, что он посвящен трагическому концу жизни М. Цветаевой, и в том, что он представляет собой некий сложный синтез поэзии, прозы, музыки, вокала и театрального искусства, и в том, что игрался он на необычной площадке – в Зале под сводами, в интерьере экспозиции «101-го километра». Как выразился сам Георгий Ансимов, «условия ужасные для театра, но располагающие к размышлению». Потому трудно даже сказать, кому больше «повезло» - зрителям, которых актеры перенесли в Елабугу, или актерам, для которых Александров, по сути, осознавался Елабугой. Много раз, играя спектакль на настоящих театральных сценах, молодые актеры впервые проживали его «в реальной жизни».

К выходным фестиваль подошел к кульминации. Субботний день ознаменовался двумя традиционными событиями, с каких, собственно, и начинался Цветаевский праздник: Цветаевский семинар и вечер поэзии. Это мозг, это нерв, это душа фестиваля, это поистине его связующая нить между прошлым и будущим, это, в конце концов, залог этого самого будущего. Не случайно Цветаевский праздник живет уже почти три десятка лет. На первые, еще запретные, собирались люди со всей России, кто хотел сказать слово о высокой поэзии и кто жаждал его услышать. Так и сейчас: на семинар может прийти и приехать любой, кому есть что сказать, и любой, кому хочется узнать что-то новое. Как правило, это давние поклонники творчества Марины Цветаевой и давние друзья музея.

Семинар открылся торжественным событием. Известный искусствовед, литературный секретарь А.И Цветаевой С.А. Айдинян по поручению Творческого союза профессиональных художников вручил коллективу музея Благодарственное письмо «За многолетнюю плодотворную деятельность на благо развития культуры России».

Работа семинара началась с презентации книги А. Афанасьева «Регина. Театр нашей молодости», посвященной памяти талантливого режиссера единственного в своем роде Ивановского молодежного театра поэтического представления Р.М. Гринберг. В дар музею была преподнесена видеозапись спектакля «Настал черед», поставленного по стихам Марины Цветаевой в 1988 году.

Был представлен и новый буклет Цветаевского музея «Венгры в Александрове».
С интересной информацией выступила журналист из Казахстана О.Н. Григорьева, много лет занимающаяся сбором материала о жизни семьи А.И. Цветаевой в Павлодаре.

Давний друг Цветаевского музея, фотокорреспондент всех Цветаевских праздников А.В. Ханаков преподнес в дар музею 27 фотопленок.

Продолжился фестиваль встречей в Зале под сводами, где состоялся Вечер поэзии и музыки. Если бы понадобилось охарактеризовать его одним словом, то это было бы слово «задушевность». На сей раз «связующие нити» протянулись не во времени, а в пространстве. Приехавшие к нам «поэты из Москвы» оказались поэтами не только со всей России-матушки, но и из стран бывшего Советского Союза. Просто сейчас их место обитания находится в столице. Да и вообще, как подчеркнул, представляя гостей публике, Л.К. Готгельф, не бывает поэтов «московских» или «александровских», а бывают просто поэты. Впрочем, не бывает на Цветаевских фестивалях и «просто публики», а бывают талантливые и благодарные слушатели. Собственно, отсюда и проистекает вышеупомянутая задушевность.

Особенность этой встречи под сводами заключалась и в том, что поэзия была неразрывно связана с музыкой. Это был экспромт Лады Морозовой, благодаря которой читаемые авторами стихи сопровождались скрипичной музыкой. Праздником для всех стало также выступление гостей из Коврова: автора песен А.М. Орехова и обаятельной исполнительницы А. Куличковой.
Апофеозом фестиваля, его поистине звездной минутой стало открытие новой постоянной экспозиции в Доме Лебедевых «Александровское лето Марины Цветаевой». Вот уж где во всей полноте обнаружилась «времен связующая нить». Основная идея выставки заключается в том, чтобы соединить во времени тех жителей города Александрова, рядом с которыми в то счастливое еще лето 1916 года жили сестры Цветаевы. Это и семья их первого хозяина, трактирщика Е. Иванова (в его доме ныне располагается администрация Александровского района), и семья Лебедевых, у которых они жили позже, и соседская семья Коршунковых, и музыканты коршунковских музыкальных вечеров, в частности, лесничий Ф. Алаев, скрипка которого передана в дар музею его родственниками. Однако «связующая нить» соединила людей не только во времени, но и в пространстве. Пришедшие на открытие выставки люди находили на фотографиях своих ушедших в мир иной родственников, да и среди гостей были потомки тех, кто смотрел с фотографий музейной экспозиции.

Огромный вклад в создание выставки вложил известный александровский художник, стоявший, кстати, у истоков музея, А.И Панин. Не покладая рук, он работал над экспозицией более полугода. В оформлении использован тот же «оконный прием», как и в выставке «101-й километр», который позволяет «заглянуть в окошко», увидеть людские судьбы и задуматься над собственной жизнью. Используются и другие неординарные художественные приемы, подчеркивающие уникальность Цветаевского музея-метафоры. К примеру, еще один символ – мостики, соединяющие две части экспозиции: внутреннее пространство дома и пространство «улицы». Однако в широком смысле они тоже, по всей видимости, являются связующим звеном времен, пространств и поколений. Впрочем, описывать экспозицию - дело неблагодарное. Выставка создана как постоянная, можно в любое время пойти в музей и увидеть все собственными глазами.

Вообще, этот музей не слишком похож на музей в привычном смысле этого слова. Люди приезжают сюда со всех концов земли не для того, чтобы посмотреть, скажем, на чашку, из которой пила чай Марина Цветаева, а чтобы «погулять по тем местам, где гуляли Марина с Асей», чтобы именно здесь спеть арию или романс, сыграть на скрипке, показать спектакль или прочитать собственное стихотворение.

«Странность» музея заключается и в том, что экспонаты здесь не лежат под стеклом витрин, а «работают». Старинная скрипка работает скрипкой на концертах в руках известных музыкантов, рояль Анастасии Цветаевой работает роялем, а дом работает Цветаевским домиком. И то, что у этого Домика происходит в дни фестиваля, кому-то может показаться просто фантастикой. Например, то, что солист Большого театра с мировым именем В.А. Маторин, едва приехав с гастролей из Италии, мчится в Александров и кричит «Браво!» девчушкам из балакиревского фольклорного ансамбля «Колечко». Где такое можно увидеть? Только у Цветаевского домика. Да и как же ему было не приехать, если он один из первых участников благотворительной деятельности, на средства которых и был создан наш поистине народный музей.

Кроме того, деньги на реставрацию дома были выделены также из резервного фонда В.В. Путина, на создание экспозиции – из фонда губернатора Н.В. Виноградова; из александровских благотворителей большую помощь в создании экспозиции оказал В.В. Савельев и др.

Цветаевский фестиваль завершился в Зале под сводами, где состоялся концерт композитора, исполнителя авторской песни, лауреата всесоюзных и всероссийских конкурсов, участника Грушинских фестивалей Сергея Труханова. Он приезжал в Александров два года назад, но кто бывал здесь однажды – обязательно возвращается. Вместе с ним к нам пожаловала и сама Поэзия: были исполнены песни на стихи А. Тарковского, И. Бунина, Б. Пастернака, Иосифа Бродского. Что может быть отраднее и уместнее на Цветаевском празднике? Под гитарные переборы XXVII Цветаевский фестиваль тихо уходил в историю. До свидания, XXVII-й! Будем ждать тебя, XXVIII-й!

О. СЕМЕНОВА.
Фото Э. Егорова («Уездный город А»).
 

Разработка сайтов. Реклама в интернет.




Copyright "Александров.pу" © 2001 - 2021 All rights reserved. Копирование материалов разрешено только с личного разрешения администратора сайта. Цитирование материалов разрешено, но обязательно с указанием ссылки на источник и не более 50%.
--------------------------------------------------------------------------------------- # --> Страница сгенерировалась за 1.3144 сек. # ---------------------------------------------------------------------------------------