С 25 июля текущего года вступил в действие Федеральный закон от 22.07.2008 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», которым установлено право бывшим военнослужащим и приравненным к ним категориям на одновременное получение двух пенсий: пенсии за выслугу лет или по инвалидности от военного ведомства и страховой части трудовой пенсии по старости от органов пенсионного фонда.
Принятый закон распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года. Это означает, что вторая пенсия будет установлена с этого срока, если имелись соответствующие условия, при которых назначается трудовая пенсия по старости. Законом определены следующие условия для установления страховой части трудовой пенсии:
1. Наличие пяти лет страхового (трудового) стажа, состоящего из периодов работы, не учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет;
2. Достижение общеустановленного возраста выхода на трудовую пенсию (для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет);
3. Установление пенсии за выслугу лет или по инвалидности согласно Закону РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В случаях наступления права в период с 1 января 2007г. по 24 июля 2008г. страховая часть трудовой пенсии будет установлена с даты возникновения права, причем лица, приобретшие право на трудовую пенсию до вступления в силу Закона РФ от 22.07.2008 № 156-ФЗ, имеют льготу - для них не существует ограничительного срока обращения за назначением второй пенсии.
Гражданам, которые будут приобретать право на страховую часть трудовой пенсии по старости после вступления в силу закона (25.07.2008 г.), вторая пенсия будет устанавливаться по нормам статьи 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с даты обращения, но не ранее возникновения права.
Обращаться за назначением страховой части трудовой пенсии необходимо в управление Пенсионного фонда РФ по месту жительства с правоустанавливающими документами. Основанием для назначения трудовой пенсии по старости служат следующие документы:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- справка из ведомства, выплачивающего пенсию согласно Закону от 12.02.1993 № 4468-1, о периодах службы и работы, учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет или по инвалидности;
- трудовая книжка и другие документы, подтверждающие трудовую деятельность;
- справка о заработной плате за любые 60 (отработанных) месяцев подряд в период до 1 января 2002 года, если не было работы в 2000-2001 годах (за эти годы на работающих передавались сведения в органы пенсионного фонда);
- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.
Размер страховой части трудовой пенсии по старости будет определяться с учетом индивидуальных показателей: продолжительности трудового (страхового) стажа, заработной платы, представленной для исчисления пенсии, и суммы страховых взносов, отраженных после 1 января 2002 года на индивидуальном лицевом счете в системе обязательного пенсионного страхования.
Н. СЕМЕНОВА,
заместитель управляющего ОПФР по Владимирской области.