Школа сегодня меняется на глазах. Это очевидно. Что-то нам нравится, что-то нет, но процессы ее изменения идут независимо от нашего сознания, а в зависимости от требований времени. Школа должна соответствовать его духу. На языке педагогов это называется «формированием современной модели образования». Понятие это довольно широкое и включает в себя всестороннее обновление и формы, и содержания. Не случайно каждые пять лет образовательные учреждения проходят через аккредитацию и лицензирование. Государством установлены стандарты, которым они должны соответствовать. Кроме всего прочего, школа должна быть сегодня безопасной, на что затрачиваются немалые средства из местного и регионального бюджетов. Пока еще «отстающим» дается время для подтягивания, но конкуренция с каждым годом возрастает, так что, как обещают специалисты, монополия школ кончается. Хорошо это или плохо, пока еще непонятно, все-таки это день завтрашний. Что касается сегодняшнего, с его задачами и проблемами, то именно этому посвящается ежегодная августовская конференция работников образования.
В канун 1 сентября августовский педсовет прошел и в Александровском районе. Как всегда, это был праздник, несмотря на все «проблемы» в сфере образования. Высокое собрание, в котором кроме педагогов и чиновников управления образования принимали участие представители властных структур, приветствовали малыши ДОУ №15. Конечно, они всех растрогали. Сегодня они детсадовцы, завтра школьники, послезавтра – полновластные хозяева нашей страны. Какими они вырастут, во многом зависит от учителей. Кому-то это может показаться просто фразой, но это ведь действительно так. Все мы родом из школы.
Особенностью нынешней конференции было, наверное, то, что как никогда много было награждений. Около 100 педагогов получили государственное и общественное признание: кому-то вручали нагрудные знаки «Почетный работник общего образования», кому-то Почетные грамоты (от грамот Министерства образования до грамот главы Александровского района), а победителям национального проекта «Образование» - Дипломы Министерства образования и науки РФ. Как известно, три школы получили в этом году президентские гранты в сумме 1 млн. руб.: школа №3 (дир. Е.А. Алейкина); школа №5 (дир. Ф.Д. Боброва) и школа №10 (дир. И.В. Лесник). А десять учителей-новаторов удостоены гранта в размере 100 тысяч рублей: Г.А. Богоявленская (уч. русского языка и литературы Майской шк. №33; ныне директор Арсаковской шк.№31); А.В. Ваняткина (уч. истории шк. №1); Л.А. Ильина (уч. биологии Андреевской шк. №30); И.В. Максимова (завуч нач. кл. шк. №4); Е.К. Малова (уч. биологии шк. №4); Г.М. Медведева (уч. русского языка и литературы шк. №1); В.Н. Мельникова (завуч по уч. части шк. №13); С.В. Попова (уч. истории шк. №4); Г.А. Рунова (уч. истории шк. №11); С.В. Тереньтьев (уч. физической культуры шк. №4).
О достижениях и проблемах системы образования Александровского района рассказала начальник Управления образования И.К. Сергеева.
- Сферы образования, о которых мы будем сегодня говорить: дошкольное, школьное и дополнительное, - сказала она, - одинаково значимы. У каждого, конечно, своя специфика, но цель одна – чтобы наши дети были успешны, благополучны.
Кто бы, как говорится, спорил. Безусловно, все мы желаем своим детям успешной жизни. Однако родители самых маленьких уже сталкиваются с проблемой, не имея возможности устроить своих малышей в дошкольное учреждение из-за нехватки мест. И хотя государством провозглашена доступность дошкольного образования для всех детей, в реальности оно доступно по стране только 80%, по Владимирской области – 77%, а по Александровскому району – 60,4%. Очередность в Александрове составляет на сегодня 430 человек.
Пути решения этой животрепещущей проблемы предлагаются следующие: строительство новых дошкольных учреждений (сколько их ушло в другие руки при переделе собственности – все помнят!); открытие дополнительных групп в имеющихся ДОУ, в частности, в ДОУ №№10, 17); создание при школах и учреждениях дополнительного образования дошкольных групп по подготовке к школе; открытие специальных игровых комнат в жилых домах и общежитиях.
- В последние 15 лет мы чуть не потеряли систему дошкольного образования, - говорит Ирина Константиновна. – Одна из существенных причин – неопределенность предназначения МДОУ. В начале 90-х их категория была определена, в основном, как присмотровой детский сад. В итоге он не нашел своего места в учебном процессе по причине отсутствия технологии обучения. Однако сегодня дошкольная образовательная сеть является важнейшим фактором эффективности политики укрепления семьи и стабилизации демографической ситуации.
Все бы хорошо, и можно было бы вернуться на круги своя, если бы за эти годы не растеряли кроме самих учреждений еще и кадры. Вакансии педагогических работников ДОУ составляют по области 9%, а по Александровскому району – свыше 20%. Одновременно растет число воспитателей, не имеющих специального педагогического образования (18%). Кроме того, результаты аккредитационного и лицензионного обследования ДОУ показали, что многие здания требуют капитального ремонта, укрепления материально-технической базы.
Кроме основного, общего, образования существует еще так называемое дополнительное. Это и художественно-творческие учреждения, и спортивные, и технические, и туристско-краеведческие. Вряд ли кто-то будет спорить, как они необходимы детям, безусловно, они социально востребованы, потому что дают возможность для личностного развития ребятишек. Почти 5 тысяч учащихся занимаются в учреждениях дополнительного образования: танцуют, рисуют, поют, конструируют, изучают родной край, добиваются спортивных успехов. Трудно переоценить работу педагогов дополнительного образования. Однако реальность такова: затраты на одного ребенка в учреждениях дополнительного образования Александровского района составляют всего 2960 рублей в год (для сравнения: затраты в школах – 15172 рубля). Не потому ли ставки педагогов дополнительного образования в школах зачастую используются на предметную деятельность? Не потому ли в районе нет ни одной школы, работающей в режиме полного дня, хотя возможности для этого есть?
Впрочем, в школах при всех их достижениях масса своих проблем, хотя по сравнению с дошкольными учреждениями и учреждениями дополнительного образования материально они живут сегодня лучше. Сказываются результаты национального проекта, да и вообще заметен поворот государства к системе образования.
В общеобразовательных школах Александровского района (их 31) обучается 10834 учащихся. Из них так называемым повышенным уровнем «охвачено» 2445. Это те, кто учится в специализированных школах, в гимназических и профильных классах, в классах углубленного изучения предметов. Между тем результаты ЕГЭ не слишком радужные. Не случайно Единый государственный экзамен называют сегодня независимой экспертизой качества образования, ведь именно благодаря ему «открылось», насколько большая пропасть существует между школьными знаниями и знаниями, необходимыми для поступления в вуз. Встревоженные родители нанимают своим чадам репетиторов, записывают на всевозможные курсы, а бедные старшеклассники, отучившись в школе, до позднего вечера учатся «на стороне». Проблема очень большая и требует серьезного внимания. Говорим о плохом здоровье детей, а сами загоняем их в такие перегрузки, что они подчас просто не выдерживают. И приходится родителям бегать по школам и решать вопросы об индивидуальном посещении и о снижении нагрузки.
Специалисты говорят, что альтернативой репетиторству могут стать межшкольные факультативы, которые пока плохо у нас приживаются. Да и вообще давно идет разговор о том, что недостаточно делаем для одаренных детей, несмотря на обилие экспериментов и оригинальных программ. Впрочем, я только озвучиваю мысль, которая витает в воздухе. Дело, конечно, за специалистами.
Вообще качеству образования придается сегодня особое значение. При этом предметом особого разговора является кадровая проблема. Наблюдается стойкая тенденция снижения количества педагогических кадров в школах района (2000 год – 908 чел., 2008 – 766 чел.). На сегодняшний день потребность в кадрах удовлетворяется за счет перегрузки учителей и совместителей. По образовательным учреждениям района существует сегодня 49 вакансий. Наиболее востребованы учителя начальных классов, иностранного языка, труда, физкультуры и ОБЖ. Более того, каждый второй педагог системы образования имеет предпенсионный и пенсионный возраст.
Причины известны: низкая заработная плата, отсутствие перспектив на получения жилья и отток кадров в Москву. Так что переход на новую систему оплату труда (по области - с 1 сентября), вследствие чего в среднем зарплата увеличится на 50%, вряд ли поможет окончательно развязать этот узел.
Между тем очередной учебный год наступил. 1 сентября во всех школах прошли торжественные линейки, День знаний. Пришли будни. Много задач стоит перед нашим учительством. Хочется надеяться, что нынешний год станет шагом вперед по сравнению с предыдущим.
О. СЕМЕНОВА.