Меня пригласили на Мосфильм на съемки фильма «5 вечеров». Неважно, что роль маленькая, эпизодическая. Главное, я снимаюсь у Никиты Михалкова! Я могу видеть его режиссерскую работу изнутри, наблюдать за этим великим режиссером.
Ресторан. Встреча иностранных гостей. Моя задача заключалась в том, чтобы сидеть за столиком, уставленным всевозможными яствами, и с аппетитом все это поедать. Мотор! И я берусь за дело. Можете себе представить, сколько мне пришлось съесть, если эту сцену снимали пять раз. Я уже с трудом поглощала бутерброды с красной и черной икрой, осетрину. А, между прочим, это был 1978 год, и с продуктами было довольно туго. Недаром многие из находившихся на съемочной площадке смотрели на меня с завистью, а в перерыве между дублями ассистентка режиссера подбегала к столу и что-нибудь хватала себе в рот. А все объяснялось просто – такой шикарный натуральный стол Никита Михалков накрыл, потому что ожидал иностранных кинематографистов, но они почему-то задержались и пришли позднее.
В этом же фильме, в сцене Любшин в ресторане, я тоже сидела за соседним с ним столиком.
Но это частности. В целом же съемки были очень интересными. Михалков уникальный режиссер, требовательный во всем - и мой аппетит и страдания Любшина должны были быть одинаково натуральными. Проигрывал сам некоторые сцены, показывая, каким он хочет видеть героя в той или иной ситуации. Видеть работу такого режиссера, как Михалков, с таким актером, как Любшин, очень увлекательно. Во время съемок Михалков – диктатор, поэтому у него на съемочной площадке всегда царила дисциплина и порядок. Может и поэтому его фильмы имеют такой большой успех.
Когда я написала сценарий фильма «Княжна Тараканова», я мечтала, что княжну будет играть Алла Пугачева, видела ее в этой роли с распущенными рыжими волосами, как на картине Флавицкого. Во время съемок фильма «Женщина, которая поет» я рассказала Алле о своей задумке. Она заинтересовалась и согласилась. Но поставила условие – пусть этот фильм будет снимать Михалков.
И однажды я решилась пойти на Мосфильм к Михалкову со своим сценарием. Увы… Никита мне сказал, что сейчас он увлечен другой своей мечтой и работает над ее осуществлением. А моя мечта так и не сбылась. Вскоре Андропов решил завинтить гайки разболтавшемуся народу, началась охота на тех, кто не работает. С моей Владимирской пропиской в Москве мне работать не позволялось. И если прежде, в более спокойное время, в Министерстве приборостроения, где я работала по графику сутки-трои и в свободное время снималась на Мосфильме, мне указали место прописки г. Струнино Московской области, то когда в отделах кадров начались повальные проверки, с работы мне пришлось уйти. Удалось устроиться ревизором на поезда Ярославского направления. А так как работа там ежедневная, связь с Мосфильмом я на время потеряла. За это время куда-то пропал и мой сценарий «Княжны Таракановой». Вот так и не сбылась моя заветная мечта. Я была страшно огорчена…
А на память о том времени, о Никите Михалкове в моей записной книжке остался автограф режиссера с пожеланием успехов.
В. ПАВЛЕНКО.