В шестнадцати километрах восточнее города Александрова, среди перелесков, полей и оврагов затерялось старинное русское село со странным названием Ирково.
Н.М. Карамзин среди северных народов нескифского происхождения упоминает о племени «ирков». Близкая корневая связь слов подталкивает к мысли, что потомки этого племени, растворившиеся среди мерян, дали название селению Ирково.
Конечно, эта версия похожа на красивую легенду, уж слишком далеко уводит она в глубокую древность. В любом случае слово «Ирково» финско-угорского происхождения.
Первое письменное упоминание об Иркове относится к началу XVI века. В книге В.Г. Добронравова «Историко-статическое описание церквей и приходов Владимирской Епархии», Москва, 1895 г., находим значительную фразу: «В старинных актах упоминается Ирковская волость с приселком Новоселки». Возможно, В.Г. Добронравов имел в виду известную купчую №154 от 1517-1518 г. А.А. Чулкова на село Новоселка, или другой, более древний, акт.
Что такое «приселок»? Ю.В. Готье в своем труде «Замосковный край в XVII веке», Москва, 1906 г., с. 129, дает такое определение: «Приселок - это вновь возникшее село с построенной уже церковью, но еще соединенное в административном отношении с тем селом, из которого основано, или имеющее один с ним причт». Значит, если отпочковавшийся от села Ирково приселок Новоселка в 1517-1518 году уже называется селом, то факт существования села Ирково в XV веке не подлежит сомнению.
В XVII веке история села Ирково отражена в письменных источниках удивительно широко.
Действительный член географического общества РАН В.И. Стариков писал: «Трудно поверить, что об этом маленьком, со странным названием селе написаны три тома его истории. Можно поэтому уверенно сказать, что Ирково в своем роде село единственное на свете... само по себе удивительно книжное и литературное явление, поскольку в истории краеведческой литературы... такого явления никогда не отмечалось...».
В 1608 году крестьяне села Ирково пишут челобитную царю Лжедмитрию о разорениях от ратных загонных людей. Этот документ был приобретен русским коллекционером в Швеции и опубликован впервые в сборнике «Акты исторические», вышедшем в 1841 году в Санкт-Петербурге. Приводим в сокращении этот документ старины, документ народного горя, будто бы написанный кровью: «Царю Государю и Великому князю Дмитрию Ивановичу всея Руси бьют челом и плачутся сироты твои Государевы клади села Иркова Ведения Пречистые Богородицы поп Архип, да земской диячек Ларька Селиванов, да твои Государевы крестьянишка Олешка Кузьмин, да деревни Поддатневы Трепка Степанов да Олферко Микитин. Приезжают, Государь, к нам в село Ирково многие ратные люди и твое царское богомолье церковь разорили и нас сирот твоих бьют и пытают разными пытками из денег и животишки наши и платье поймали и женишек наших и дочеришек емлют на постелю сильно и позорят. А иные девки и жонки со страсти по лесам в нынешнюю зимнюю пору от стужи померли. Да на нас же сиротах твоих правят на себе великих кормов, яловицы и кабанов, и овец, а нам взятии негде, стали и наги и босы, гол одни и головы приклонити негде... Царь Государь Дмитрий Иванович всея Руси, смилуйся пожалуй».
Не возымела действия челобитная, напрасно ирковские землепашцы уповали на царя. Откуда было им знать, что и царя-то нет, что настоящий он самозванец.
Наступила смутная пора. Но надежда не покидала людей, и они снова в 1609 году пишут совместную челобитную царю Лжедмитрию от имени крестьян дворцовых сел Андреевское, Ирково, Ивановское и Жердеево о защите от грабителей литовских людей и казаков («Акты исторические», т.2). Не найден текст этой челобитной, только зафиксирован факт ее написания.
Счастливо обнаружилась в ЦГАДА «Писцовая и межевая книга на дворцовое село Ирково Т. Маракушева и подьячего Я.Перфильева 1675-1676 гг.». Не об этой ли книге говорили старожилы села, что в старину об Иркове книга была написана? Этот факт сохранился в памяти поколений. Приезд в село государевых людей для установления платежей на землю не мог не запомниться земледельцам. Предыдущие старые писцовые книги назывались «приправочными». Таковыми по Ирковской волости у писца Т. Маракушева в 1675 году была приправочная писцовая книга князя Михаила Волконского да подьячего Ивана Ченцова, которую они писали в 1628-1629 году.
При проведении описания писцы исполняли функции судей для решения земельных споров. За порчу меж согласно Соборному Уложению 1649 г. определялась такая мера наказания: «Кто писцовую межу испортит... тех людей на спорных межах бить кнутьем нещадно, вкинуть в тюрьму на неделю, а истцу на нем взять за всякую грань по пяти рублев». Если нельзя будет доказать виновность, то на таких спорных землях «... истцу с ответчиком дать жребий кому из них с Образом велеть идти... перекрестя лицо свое, взоздря на Образ Пречистая Богородицы и положа дерн на голову, и взяв Образ при сторонних людях розшел землю и сенные покосы и всякие угодья; и мы по его разходу по меже всякие признаки ставили...».
Трудно изложить кратко все 78 страниц межевой и писцовой книги. Начинается она с описания Введенской церкви села Ирково, подробного перечня икон, книг, церковной утвари как в холодной Введенском приделе, так и в теплом во имя Николы Чудотворца.
«... церковь деревянна, рублена в клетку... строение блаженной памяти Великого князя Ивана Васильевича всея Руси». И сразу открытие. Подтвердились все местные легенды, связанные с пребыванием в селе царя Ивана Грозного. Стали понятны строчки челобитной 1608 года ирковских крестьян царю Лжедмитрию: «...и твое царское богомолье церковь разорили...».
В дворцовое село Ирково, или в Ирковскую волость (это одно и то же) в 1675 году входили три приселка: Бакино, Новоселка, Соколове с церквями, семь деревень, восемь пустошей. Значатся пять церквей, в том числе Богословская, монастыря Иоанна Богослова. Всего же в Ирковской волости в 1675 году было 202 крестьянских двора, людей в них мужского пола 752 человека. Для сравнения, в Александровской слободе по писцовой книге того же периода «жило до 700 человек», как писал В.Г. Добронравов в своем известном труде...
В 1752 году деревянную церковь села Ирково освятил епископ Переславский и Дмитровский Амвросий (Зертис-Каменский). Нынешнее каменное здание построено в 1880 году и освящено при епископе Владимирском и Суздальском Феогносе (Лебедеве).
В 1812 году квартировавшими русскими солдатами был выкопан Святой пруд, сохранивший свою красоту до нынешних дней. Долгим хранителем пруда был И.И. Дубинин. Он ревниво следил, чтобы не купались в нем деревенские ребятишки, не ловили рыбу недозволенным способом, не заходила скотина.
Мы в детстве нарушали этот запрет, прибегая в знойные дни искупаться. Наказание было своеобразным. Незаметно подкрадывался дедушка Иван «Дубинушка» за нашей одежонкой и молча исчезал. Разумеется, плавок в то время не было, а чувство стыда имелось. Приходилось долгими часами ждать темноты, чтобы добежать домой. А там нас ждала наша одежонка и ... ремешок родителей.
По рассказам старожилов, строгие порядки были и на богослужении в церкви села Ирково. Долгую службу не все дети могли простоять, отвлекались, слегка шалили. В тишине изредка раздавались звонкие пощечины - это кто-нибудь из стариков «учил» молодежь.
Отец провинившегося ребенка молча посмотрит на него и продолжает молиться. За своих провинившихся детей не заступались, а дома непременно добавляли ремнем.
... Крестьяне села Ирково были вольнонаемными, крепостного права не знали. Пахали государеву десятинную пашню за плату, установленную в разряде. Землею располагали по своей воле. «Земля Великого Государя - говорили они, - а владения нашего». Все вопросы жизни села решались на сходе всем миром.
Тяжек был труд и быт крестьянина во все времена. Единственной духовной отрадой являлась сельская церковь, которая с самого рождения брала в свое лоно, вела его по жизни и не забывала после смерти. Изучая в архивах метрические книги Введенской церкви, вплотную соприкасаешься с жизнью многих поколений ирковцев. Как не отдать должное и не склонить головы перед вечной памятью наших предков, перед их верой в добро и Бога. (Мною составлен десяток родословных длиною в 200 лет для основных ирковских фамилий, а родословная Мироновых за 350 лет).
По записям в метрических книгах за 1888-1893 годы видно, что настоятелем Зиновьево-Ирковского прихода являлся протоиерей А.В. Цветаев - двоюродный дед поэтессы Марины Цветаевой.
Заканчивался XIX век. Российская история его хорошо известна, в том числе и крестьянская. Этот век не внес существенного изменения в жизнь крестьян. Земледелие и связанное с ним натуральное крестьянское хозяйство также держится на конном инвентаре и тех же орудиях труда - плуге, бороне, серпе и косе. Жизнь изменялась медленно, политических и экономических потрясений не было. Благополучие крестьянина больше зависело от погодных условий и сложившихся отношений в своей семье.
На начало XX века в Иркове было 40 дворов и 225 жителей. Революция 1917 года и коллективизация 1929 года в корне изменили жизнь крестьян... Десятками уходили на четыре войны двадцатого столетия ирковские мужики и не возвращались...
Много лиха пришлось пережить людям, но они выстояли, перенеся также тяжесть коллективизации, кровопролитную вторую войну. В 1946 году насчитывалось в Иркове еще 92 человека. Но с чем можно сравнить то, что произошло во времена хрущевского «волюнтаризма», брежневского «застоя» и нынешней «демократии», когда были уничтожены тысячи деревень и сел России. В эти годы и были разрушены церковь Николая Чудотворца и колокольня. Чудом уцелела Введенская церковь.
Шел второй год «перестройки». В селе оставалось восемь жителей. Часто приезжал в родное село, глядел на притулившиеся, вросшие в землю избы, на заброшенный и забытый всеми родной уголок земли. Тусклым и грустным взором смотрят заброшенные избы на пустынную улицу, как будто вопрошая: что ж вы с нами сделали, люди? Зачем покинули красивые цветущие луга, бросили на произвол бурьяна политые потом предков пашни, удивительно привлекательные пруды? Зачем вы променяли размеренную деревенскую жизнь пахаря на суетливую городскую жизнь? На этом безрадостном фоне меня вдруг поразила красота сохранившейся церкви. Возникло непреодолимое желание - возродить село!
Бывшие жители села Ирково откликнулись на призыв. Начали с расчистки кладбища и консервации церкви. Установили в 1990 году Памятник воинам-ирковцам, участникам русско-турецкой войны 1877-78 годов - единственный на Владимирщине. Каменная Церковь Введения построена в 1880 году, как своего рода памятник в честь погибших в этой войне воинов-ирковцев.
О восстановлении чудом Божьим в 1987-2007 годах на старом фундаменте церкви Николая Чудотворца в селе Ирково, в условиях бездорожья и отсутствия спонсора, можно написать книгу...
Но возрождения села не получилось. Уже невозможно восстановить крестьянство, изведенное на моей родной земле без единого выстрела, где нога вражеского солдата не ступала 400 лет. Сделано это в результате «мероприятий» советской власти и безумной политики либерал-демократов. Ни одна туча не обошла село. Все время шел эксперимент над крестьянином и показ миру, чего не нужно делать. Отброшен исторический опыт народа - единственная надежная опора.
Теперь речь можно вести только о сельхозрабочих, живущих в сельской местности. Но это не одно и то же. Крестьянин, прежде всего христианин с выработанным веками образом жизни. Недаром корнем слова «крестьянин» является «крест», что говорит само за себя.
От бессилия что-либо возвратить хочется так крикнуть, чтобы услышала и проснулась русская душа, оглянулась вокруг и в изумлении увидела, до чего довели нашу славную Русь чужаки, люди без чести и совести, а мы позволили им сделать такое бесчестие над нашим бесценным достоянием.
Не утихает в сердце боль за опустевшее село, за поросшие бурьяном луга, за обмелевшие красивые пруды, за обветшалое сельское кладбище. По ночам подкрадывается непрошенная грусть, хочется возвратиться в босоногое беззаботное детство, обежать знакомые окрестности села, увидеть красоту солнечного восхода, туманную задумчивость луны.
Ныне единственным отрадным явлением в опустевшем селе является церковь, чудом Божьим восстановленная. 80 лет назад прекратилось в ней богослужение. И вот 28 сентября 2008 года после 20 лет восстановления сельской обители в ней стала служиться Божественная Литургия. Первую Литургию служил благочинный Александровского округа протоиерей Александр Шестопалов в со служении с настоятелем Свято-Введенского прихода протоиереем Николаем Ростовцевым. На службе присутствовали 39 человек, в том числе двенадцать наследников бывших ирковских жителей.
400 лет назад польско-литовские интервенты разорили село, но оно возродилось и укреплялось, несмотря на многочисленные воины и лихолетия. Но в результате антикрестьянской политики советской власти и либерал-демократов село Ирково, как и окрестные деревни, было мирно уничтожено. Сегодня окружающие село пахотные земли заросли бурьяном и лесом. И я, потомок исчезнувших ирковских крестьян, на печальной ноте завершаю описание истории села Ирково, истории мирного уничтожения сел и деревень вместе с их обитателями. Надежды на восстановление сел и деревень нет, не помогут даже и асфальтовые дороги.
А. МИРОНОВ,
село Ирково.