Тема семинара, на который меня пригласили в качестве корреспондента, и заинтриговала, и озадачила, и несколько насторожила: «Система здоровьесбережения в гимназии №2». Заинтриговала потому, что было любопытно, какую же «формулу здоровья» сумели вывести педагоги. Озадачила потому, что слишком уж непривычная тема для школьных семинаров, в которых речь обычно идет об образовательно-воспитательном процессе. Насторожила потому, что западные технологии по валеологии (здоровый образ жизни), которые пытаются внедрить в наши школы, могут быть опасными для нравственного здоровья детей. Впрочем, если подходить к здоровью в привычном для нас понимании этого слова, то тема эта действительно актуальна, потому что здоровье детей обеспечивает будущее нашей страны. Не случайно «вопрос здоровья нации» стал краеугольным камнем государственной программы.
Ни для кого не секрет, что в последнее время здоровье детей систематически ухудшается, что вызывает тревогу общества. Именно поэтому краеугольным камнем гимназической программы стал «вопрос здоровья школьников», причем речь идет не только о физическом, но и о психическом, и социальном, и нравственном, и духовном здоровье. Как известно, оно зависит и от окружающей среды, и от наследственных факторов, и от условий жизни и воспитания ребенка в семье и школе. Таким образом, программа здоровьесбережения включает в себя целый комплекс образовательных и воспитательных мер и со стороны семьи, и со стороны школы, и со стороны всего общества.
На семинар были приглашены руководители общеобразовательных учреждений Александровского района. С докладом «Система здоровьесбережения в гимназии» выступила директор Г.Б. Головня. Теоретическая часть продолжилась практической: открытые уроки дали лучшие педагоги гимназии Е.Н. Комкова, Г.Г. Айдамирова, В.А. Емельянова, Н.В. Хайлова, В.А. Семенова; открытые внеклассные мероприятия – Н. Б. Рыжова (классный час «Формула здоровья»), Н.М. Корякина и Е.А. Базлова (защита проектов «За здоровый образ жизни»).
Какое же новое слово сказали педагоги гимназии? Почему они взялись за такую не новую, но такую не простую тему, как сохранение здоровья учащихся? Ответить на эти вопросы кратко и односложно довольно проблематично. Начнем с того, что в гимназии с помощью ученых специализированного НИИ разработали собственную программу «Здоровье», которая включает в себя решение целого комплекса проблем. Первый этап работы означен 2008 – 2009 учебным годом, так что, по сути, гимназия обнародовала лишь первые шаги в заданном направлении. Однако поскольку в нашем районе школа в этом вопросе поистине «поднимает целину», любой практический результат воспринимается другими учебными учреждениями как неоценимый опыт.
Не случайно ключевыми словами обсуждения семинара стали следующие оценки коллег: «Я бы назвала этот семинар практическим занятием по здоровьесбережению школьников»; «Я много для себя почерпнула важной информации»; «Сегодня мы увидели систему работы, есть чему поучиться»; «Все очень четко разложено по полочкам, все продумано до мелочей, очень много полезной информации»; «Я еще молодой директор и сейчас вплотную занимаюсь организацией питания учащихся, буду обращаться в гимназию за консультацией»; «Для себя я взял на карандаш попечительский совет…» Заметьте, что все это говорили не простые учителя, а директора школ, которые не один год занимаются этой проблемой в своих учебных заведениях.
Возьмем хотя бы вопрос о попечительском совете, который «взял на карандаш» многоопытный директор школы № 14 С.Н. Жигарев. Дело в том, что в гимназии №2 к проблеме здоровьясбережения подошли комплексно и всесторонне. Программа «Здоровье» разработана таким образом, что являет собой пример тесного сотрудничества систем образования и здравоохранения, а также общественности, родителей и самой гимназии. К примеру, в рамках попечительского совета создана комиссия по систематическому контролю за качеством питания, в которую входят, в частности, родители-медики.
Понятно, что говорить о здоровье в отрыве от организации питания детей просто бессмысленно. Желудочно-кишечные заболевания школьников по всей стране входят в перечень наиболее многочисленных. Не случайно вопрос о бесплатном горячем питании для учащихся начальной школы решен на государственном уровне. Однако «горячее питание» легко ограничить стаканом чая с булочкой, потому что приготовить горячий завтрак дело гораздо более хлопотное. Думаю, излишне говорить, что в гимназии №2 к этому вопросу подошли со всей ответственностью. Все дети начальной школы получают здесь полноценные бесплатные горячие завтраки. Горячие обеды получают бесплатно дети из малообеспеченных семей, но вообще стоимость их такова (25 рублей), что под силу большинству семей. Не случайно 100% детей гимназии начального звена «охвачены» горячим питанием.
Кстати, когда сидела на семинаре, вспомнила, как внук, ученик 4 класса гимназии, как-то сказал мне: «Бабушка, у тебя котлеты такие вкусные, как у нас в школе». Честно говоря, это заявление показалось мне сомнительным комплиментом. Я помнила питание времен своих детей-школьников, которое не вызывало восторга. И вот теперь, на семинаре, мне стало понятно, что это не мой уровень кулинарии упал, а в школе значительно поднялся. Потому что ребенок – лучший «контролер» качества питания, тем более, когда выражает свое мнение в «неофициальной форме».
Несколько ниже цифры «охвата» школьников горячим питанием в старшем звене (примерно 95%), еще ниже – в среднем (около 80%). Разумеется, все это поле деятельности для дальнейшей реализации программы «Здоровье» в гимназии.
Вообще реализация программы «Здоровье» включает в себя несколько направлений работы. Это и мониторинг физического состояния детей и причин, влияющих на ухудшение их здоровья, и контроль качества питания, и поиск положительного опыта, и пропаганда здорового образа жизни, и профилактические мероприятия, и обучение педагогов и пр. Словом, в гимназии поставили перед собой глобальную задачу: осмысление понятия «здоровье» как необходимой составляющей общей культуры человека.
Кстати, о культуре. Я бы сказала, что это слово – культура – вообще является ключевым в системе образовательной и воспитательной работы гимназии №2. Дети взращиваются на лучших образцах общечеловеческой культуры, им с детских лет прививаются хорошие манеры. Я думаю, не было ни одного участника семинара, который бы это не отметил. Гостей в гимназии любят и встречать умеют.
О. СЕМЕНОВА.